Решение от 01.03.2022 по делу № 2-71/2022 от 18.01.2022

дело № 2-71/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Троицк     01 марта 2022года

Судья Троицкого районного суда Челябинской области Черетских Е.В., при секретаре Обуховой И.Р. рассмотрев гражданское дело по иску Байбусова Валерия Магазумовича к администрации муниципального образования «Бобровское сельское поселение» о взыскании задолженности по доплате к трудовой пенсии, возложении обязанности установить и производить выплату к трудовой пенсии

У С Т А Н О В И Л:

    Байбусов В.М. обратился в суд с заявлением, уточнив требования ( л.д.107) в котором указал, что в период времени с ДД.ММ.ГГГГ. он являлся главой муниципального образования «Бобровское сельское поселение» Троицкого муниципального района. на момент увольнения имел право на социальную пенсию по старости.

    03.02.2017 года советом депутатов Бобровского сельского поселения утверждено положение № 59 о назначении и перерасчете пенсии за выслугу лет, лицам занимавшим должности муниципальной службы в администрации муниципального образования.

Согласно указанного положения предусмотрена выплата исходя из должностного оклада в том числе при наличии стажа муниципальной службы до 15 лет- 65 % месячного оклада.

Он обратился к Главе поселения о производстве ему доплаты ДД.ММ.ГГГГ, письмом от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в производстве указанной доплаты, в связи с тем, что данное положение распространяется только на муниципальных служащих.

Исходя из положений закона о муниципальной службе, с учетом того что с ним заключен трудовой договор на исполнение обязанности главы поселения ( о чем имеется запись в трудовой книжке), на него распространяются социальные гарантии предусмотренные указанным положением.

С учетом срока его работы 5 лет 2 месяца 10 дней, размер доплаты составляет 21,3 % от максимально возможного 65 %, т.е. от средней месячной зарплаты на момент увольнения 6105 рублей.

Просит взыскать указанную доплаты в течении предыдущих трех лет 219785 рублей и обязать администрацию установить указанную выплату ежемесячно в размере 6105 рублей.

    

В судебном заседании    Байбусов В.М. поддержал исковые требования и просил их удовлетворить.

Его представитель Екимов А.Б., действующий по устному ходатайству истца, так же просил удовлетворить иск по основаниям указанным в нем. Полагает, что к Байбусову как лицу, исполняющему обязанности главы поселения и главы администрации поселения применимы положения о выплате доплат муниципальным служащим поселения, поскольку по исполнению функциональных обязанностей он являлся муниципальным служащим. Указал, что иск подан в рамках гражданского - процессуального законодательства, поскольку действия органов местного самоуправления не оспариваются, имеется лишь спор о праве, о применении норм местного законодательства именно к истцу.

    

Представитель администрации МО «Бобровское сельское поселение» - ФИО6 возражала против удовлетворения иска, пояснив, что глава поселения не являлся муниципальным служащим, не включен в соответствующий реестр как на момент окончания исполнения должностных обязанностей, так и в настоящее время, положение на которые ссылается истец имеет отношение только к муниципальным служащим, средства на выплаты в пользу бывшего главы не запланированы в бюджете. Не оспаривают факта, того что Байбусов В.М. как избранный глава поселения являлся и главой администрации поселения- организационно-распорядительного органа. Ранее он выплаты получал на основании ранее действующего законодательства.

    

Суд, выслушав объяснения Байбусова В.М., представителя администрации МО «Бобровское сельское поселение», исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

    

В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ( далее по тексту ФЗ-131) глава муниципального образования ( в том числе сельского поселения) является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, он избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо сходом граждан.

Согласно ст. 37 этого же закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия, при этом главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

П.5.1 ст.40 ФЗ-131 предусматривает гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в том числе предусмотрено, что уставы муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

Абз 2 этого пункта введен в действие Федеральным законом от 30.12.2015 N 446-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2.1 и 19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и он предусматривает, что такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым ч. 16 ст. 35, пп. 2.1, 3, 6 - 9 ����, ч. 6.1 ст. 36, ч. 7.1, пп. 5 - 8 ч. 10, ч. 10.1 ст. 40, чч. 1 и 2 ст. 73 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.

Положений, которыми были бы установлены гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, касающихся порядка и условий их пенсионного обеспечения (ежемесячной доплаты к пенсии), Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, равно как и иные федеральные законы, не содержит.

Полномочия по установлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, включая установление гарантий осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления в виде ежемесячной доплаты к пенсии, вправе осуществлять субъекты Российской Федерации ( в отношении лиц замещающих должности субъекта Российской Федерации) или органы местного самоуправления муниципальных районов, сельских/городских поселений ( в отношении лиц замещающих должности данных муниципальных образований).

Поскольку порядок и условия пенсионного обеспечения данной категории граждан в виде ежемесячной доплаты к пенсии как одного из видов гарантий осуществления ими полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления федеральным законодателем не определены, данный вопрос (вплоть до его разрешения на федеральном уровне) может быть урегулирован законами субъектов Российской Федерации, нормативными актами муниципального образования.

Из системного толкования положений ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", п. 3.1 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", ст. 32 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, следует, что ежемесячная доплата к пенсии депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, работающих на постоянной основе, предоставляемая за счет средств местного бюджета, является дополнительной, помимо назначаемой на общих или льготных основаниях пенсии, гарантией осуществления их полномочий.

Введение подобных порядков, условий и критериев, а также их последующее уточнение, является усмотрением субъекта Российской Федерации, или местного самоуправления, что само по себе федеральному законодательству не противоречит и прав данной категории граждан на социальное обеспечение, в том числе их конституционное право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушает.

Согласно ст. 14-1 Закона Челябинской области от 27.03.2008 N 245-ЗО "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления", установлены аналогичные полномочия для органов местного самоуправления устанавливать указанные дополнительные гарантии, а именно Уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Законом может быть установлена ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости (инвалидности) депутату, члену выборного органа местного самоуправления в связи с прекращением его полномочий (в том числе досрочно).

Данная норма введена Законом Челябинской области от 05.04.2016 N 330-ЗО.

Ранее действовала ст. 17 закона № 245-ЗО, которая прямо предусматривала, что гражданин Российской Федерации, осуществлявший полномочия выборного должностного лица местного самоуправления, в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на выплачиваемую за счет средств местного бюджета ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". Однако Решением Челябинского областного суда от 15.05.2013 года указанная статья признана противоречащей федеральному законодательству и недействующей со дня вступления решения в законную силу с 28.08.2013 года, в связи с чем Законом Челябинской области от 26.09.2013 N 538-ЗО, указанная норма исключена.

Таким образом, на уровне законодательства Челябинской области так же предусмотрено, что дополнительные гарантии лицам осуществляющим полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, устанавливаются законодательством местного самоуправления- Уставом муниципального образования.

Согласно пункту 2 ст.33 Устава муниципального образования «Бобровское сельское поселение» Глава поселения является высшим должностным лицом поселения, который избирается на указанную должность.

    До 11.03.2014 года действовал п.36 Устава, который предусматривал     что гражданин Российской Федерации, осуществляющий полномочия главы поселения имеет право на выплачиваемую за счет средств бюджета ежемесячную доплаты к трудовой пенсии : при исполнении лицом в течении одного полного срока полномочий-20 %, двух и более 40 % ежемесячного денежного вознаграждения по замещаемой должности на момент увольнения.

Решением Совета Депутатом от 11.03.2014 года № 3 указанный пункт полностью исключен.

Судом установлено, что Байбусов В.М. в период времени с 23.10.2006 г. по 15.12.2011 г. выборным огранном местного самоуправления МО «Бобровское сельское поселение»- главой муниципального образования «Бобровское сельское поселение» Троицкого муниципального района, осуществлял полномочия выборного должностного лица местного самоуправления один срок- т.е. исполнял полномочия главы поселения в течении одного срока полностью. Прекращены исполнения должностных обязанностей в связи с окончанием срока полномочий ( л.д.7-8).

На момент прекращения исполнения должностных обязанностей достиг 60-ти летнего возраста, имел право на получение страховой пенсии по старости, что установлено из копии пенсионного удостоверения.

Исходя из копий решения Троицкого районного суда Челябинской области от 22.08.2013 года и 15.04.2014 года он получал ( в порядке судебного взыскания) указанные доплаты, как гражданин Российской Федерации, осуществляющий полномочия главы поселения с 06.12.2012 года ( вступления в действие п.36 Устава поселения) до 28.08.2013 года ( признания вышеуказанной ст. 17 закона Челябинской области недействительной).

Исходя из указанного суд приходит к выводу, что на момент прекращения исполнения обязанности по ранее действующему законодательству Байбусов В.М. имел право на получение дополнительных гарантий в виде ежемесячных доплат к трудовой пенсии по старости.

В настоящее время местное законодательство Бобровского сельского поселения изменено, выплата таковых гарантий не предусмотрена, что является основанием к отказу в иске.

При этом обстоятельства изменения законодательства во времени, которым исключается право на получение дополнительных гарантий не противоречит действующему законодательству.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации ( Определение от 1 декабря 1999 г. N 189-О, Определение от 11.05.2006 N 88-О) предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов местного самоуправления доплаты к пенсии при наличии у лица некой выслуги лет, являются дополнительным помимо назначаемой на общих основаниях пенсии обеспечением бывших государственных служащих субъекта Российской Федерации, в силу чего при изменении законодателем правил исчисления таких доплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение государственной пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается.

Следовательно, при отсутствии федерального законодательного регулирования законодатель субъекта Российской Федерации/ местного самоуправления вправе вводить и изменять порядок и условия начисления за счет средств субъекта Российской Федерации/ местного самоуправления доплат к устанавливаемым государством пенсиям, как и других видов дополнительного обеспечения, что само по себе не вступает в противоречие с предписаниями статьи 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.

Приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации корреспондирует позиция Европейского Суда по правам человека, который в ряде своих решений указывал, что право на пенсию по старости или на социальные выплаты в конкретном объеме не относится к правам и свободам, гарантируемым Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, и государство может корректировать соответствующее законодательство, в том числе путем уменьшения размеров пенсий, однако при этом должен соблюдаться справедливый баланс интересов государства и имущественных интересов личности (Постановления от 18 ноября 2004 года по делу "Праведная против Российской Федерации" ).

Кроме того, следует отметить, что ранее Байбусов В.М. получал указанные доплаты на основании законодательства, признанного Решением Челябинского областного суда от 15.05.2013 года указанная статья признана противоречащей федеральному законодательству и недействующей со дня вступления решения в законную силу с 28.08.2013 года.

Доводы стороны истца о том, что истец имеет право на получение дополнительных гарантий на основании принятого в Бобровском сельском поселении положения № 59 от 03.02.2017 года « О назначении, перерасчете и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в администрации МО «Бобровское сельское поселение» не основаны на законе.

Как указано выше глава местного самоуправления, в данном случае сельского поселения является высшим должностным лицом.

Муниципальная служба это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя) ( ст. 2 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").

Следовательно законодатель разграничил понятия : высшие должностные лица местного самоуправления и муниципальные служащие.

Байбусов В.М. к муниципальному служащему не относился, не занимал должность муниципальной службы, путем заключения трудового договора (контракта), который заключался в том числе с учетом его профессиональных качеств.

Исходя из п2,3 этой же статьи невозможно совпадение в одном лице как нанимателя для муниципального служащего является муниципальное образование, в том числе и глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя) ( ст. 2 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").

Факт исполнения им как главой муниципального образования и обязанности главы администрации муниципального образования так же не свидетельствует о том, что к нему применимо законодательство о муниципальной службе, в том числе и по объему выполняемой функционально обязанностей. Глава администрации сельского поселения так же не включен в реестр муниципального служащего, ни на момент прекращения исполнения обязанности главы поселения Байбусовым В.М., так и в настоящее время ( л.д.34-35,164-165).

Все вышеуказанное является основанием к отказу в иске.

    На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░

2-71/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Байбусов Валерий Магазумович
Ответчики
Администрация МО "Бобровское сельское поселение"
Другие
Екимов Анатолий Борисович
Суд
Троицкий районный суд Челябинской области
Судья
Черетских Елена Валерьевна
Дело на сайте суда
troickr.chel.sudrf.ru
18.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.01.2022Передача материалов судье
20.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.01.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
24.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.02.2022Подготовка дела (собеседование)
02.02.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.02.2022Предварительное судебное заседание
01.03.2022Судебное заседание
04.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее