Дело №2а-359/2021
УИД21RS0004-01-2021-000434-80
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 августа 2021 г. п. Вурнары Чувашской Республики
Вурнарский районный суд Чувашской Республики – Чувашии под председательством судьи Кушниковой Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседани помощником судьи Николаевой С.В.,
с участием помощника Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Поповой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ермошкинского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском к администрации Ермошкинского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики о признании незаконным бездействия администрации Ермошкинского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики, в части непринятия мер по отображению на карте градостроительного зонирования, в составе правил землепользования и застройки администрации Ермошкинского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики, границ зон затопления, подтопления, об обязании администрацию Ермошкинского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить отображение на карте градостроительного зонирования, в составе правил землепользования и застройки Ермошкинского сельского поселения <адрес>, границ зон затопления, подтопления р. Б. Цивиль в д. Мунъялы Ермошкинского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики.
Административный иск мотивирован тем, что Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой по результатам проверки исполнения органами местного самоуправления экологического законодательства выявлены нарушения в деятельности администрации Ермошкинского сельского поселения <адрес>. Установлено, что на территории д. <адрес> находятся зоны затопления, подтопления р. Б. Цивиль. По данным филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Чувашской Республике сведения о зонах затопления и слабого, умеренного и сильного подтопления р. Б. Цивиль ДД.ММ.ГГГГ внесены в Единый государственный реестр недвижимости (реестровые номера №, №, №, №). В соответствии с ч.ч.1, 5, 6 ст.67.1 Водного кодекса РФ соглашения об использовании простой электронной подписи в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод. Решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются: 1) размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления; 2) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; 3) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов; 4) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами. Пунктом 4 ст.1 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что зоны затопления, подтопления относятся к зонам с особыми условиями использования территории. Согласно ч.ч.2, 5 ст.30 Градостроительного кодекса РФ на карте градостроительного зонирования, в составе правил землепользования и застройки, в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий. Документы градостроительного зонирования Ермошкинского сельского поселения <адрес> утверждены ДД.ММ.ГГГГ решением Собрания депутатов №, действующие в редакции решения Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №. В нарушение вышеуказанных требований законодательства на карте градостроительного зонирования поселения в составе Правил землепользования не отображены зоны затопления, подтопления р. Б. Цивиль в д. Мунъялы, границы которых установлены и внесены в Единый государственный реестр недвижимости в 2020 году. По данным фактам в адрес главы администрации Ермошкинского сельского поселения <адрес> ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, однако в нарушение ст.24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» своевременных и достаточных мер по устранению нарушений действующего законодательства принято не было. Отсутствие обозначенных на карте градостроительного зонирования зон с особыми условиями использования территорий, на которых расположены зоны затопления, подтопления р. Б. Цивиль, может повлечь возможное неправомерное занятие и использование территорий с особыми условиями использования.
Помощник Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Попова А.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержала в полном объеме, по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.
Административный ответчик администрация Ермошкинского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики, надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, явку представителя в суд не обеспечила.
Суд, руководствуясь ч. 6 ст. 226, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя административного ответчика.
Выслушав помощника Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Попову А.В., материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее- орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Согласно п. 31 ст. 14 указанного Закона, к вопросам местного значения поселения относятся осуществление в пределах, установленных водным законодательством РФ, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования.
В соответствии с п.п.2, 3 ч.1 ст.27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления сельского поселения относятся: осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; осуществление мер по охране таких водных объектов.
Согласно ч.ч.1, 2, 5, 6 ст.67.1 Водного кодекса РФ в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод. В целях настоящей статьи под мерами по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий понимается комплекс мероприятий, включающий в себя: 1) предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасных территорий и водных объектов; 2) ледокольные, ледорезные и иные работы по ослаблению прочности льда и ликвидации ледовых заторов; 3) противопаводковые мероприятия, в том числе мероприятия по увеличению пропускной способности русел рек, их дноуглублению и спрямлению, расчистке водных объектов; 4) мероприятия по предотвращению разрушения берегов, в том числе мероприятия по уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению песчано-гравийной и каменной наброской, террасированию склонов. Решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации. В границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются: 1) размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления; 2) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; 3) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов; 4) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами. Собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.2, 3, 5, 18, 18(1) Положения о зонах затопления, подтопления, утверждённого постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 года №360 границы зон затопления, подтопления устанавливаются в отношении территорий в соответствии с требованиями согласно приложению. Зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Форма графического описания местоположения границ зон затопления, подтопления, а также требования к точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах зон затопления, подтопления, устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации. Решение об установлении или изменении зон затопления, подтопления оформляется актом Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов). Зоны затопления, подтопления считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости. Зоны затопления, подтопления считаются прекратившими существование со дня исключения сведений о них из Единого государственного реестра недвижимости. Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Границы зон затопления, подтопления на местности не обозначаются.
Согласно п.8 ст.1 Градостроительного кодекса РФ документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений являются Правила землепользования и застройки.
Согласно ч.ч.1, 2, 5 ст.30 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: 1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; 2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований; 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; 4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения. Указанные границы могут отображаться на отдельных картах, которые являются приложением к правилам землепользования и застройки.
В силу с п.4 ст.1 Градостроительного кодекса РФ зоны затопления, подтопления относятся к зонам с особыми условиями использования территорий.
Утверждение Правил землепользования и застройки, внесение в них изменений, в соответствии с п.20 ч.1, ч.3 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесено к вопросам местного значения сельского поселения.
На территории Ермошкинского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики решением Собрания депутатов Хирпосинского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила землепользования и застройки Ермошкинского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики, в которую в последующем внесены изменения, утвержденные решением Собрания депутатов Ермошкинского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ
В разделе «Схема территориального планирования, схема ограничения использования территорий» указан перечень территориальных зон, выделенных на карте градостроительного зонирования Ермошкинского сельского поселения, в данном перечне зоны затопления, подтопления отсутствуют.
Из справки, составленной помощником прокурора Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, следует, что проведена проверка исполнения земельного и градостроительного законодательства, в том числе при отражении в градостроительной документации зон с особыми условиями использования территории (водоохранных зон, прибрежных защищенных полос, санитарно-защищенных зон и др.), в ходе которой установлено, что администрацией Ермошкинского сельского поселения границы зон с особыми условиями использования территорий- зон затопления, подтопления на карте градостроительного зонирования, в составе Правил землепользования и застройки, не отражены.
Из сообщения начальника отдела водных ресурсов по Чувашской <адрес> БВУ от ДД.ММ.ГГГГ, выписок о зоне с особыми условиями использования территорий, территориальной зоне, территории объекта культурного наследия, территории опережающего социального-экономического развития, зоне территориального развития в РФ, игорной зоне, лесничестве, лесопарке, особо охраняемой природной территории, особой экономической зоне, охотничьем угодье, береговой линии (границе водного объекта), проекте межевания территории от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что границы зон с особыми условиями использования территории: часть зоны умеренного потопления реки Б. Цивиль реестровый № внесена в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ; часть зоны слабого подтопления реки Б.Цивиль реестровый №, часть зоны подтопления реки Б.Цивиль реестровый №, часть зоны сильного потопления реки Б. Цивиль реестровый номер № внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Чебоксарским межрайонным природоохранным прокурором в адрес главы администрации Ермошкинского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о зонах затопления, подтопления, о результатах рассмотрения представления следовало письменно известить в месячный срок. Однако никаких мер со стороны администрации Ермошкинского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики мер предпринято не было до направления административного искового заявления в суд, а также не представлено на судебное заседание.
Таким образом, со стороны администрации Ермошкинского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики допущено нарушение требований водного и градостроительного законодательства в части непринятия мер по отображению на карте градостроительного зонирования в составе правил землепользования и застройки Ермошкинского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики границ зон затопления, подтопления.
Непринятие мер по отображению на карте градостроительного зонирования в составе правил землепользования и застройки Ермошкинского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики границ зон затопления, подтопления может повлечь неправомерное занятие и использование территории с особыми условиями использования, нарушение режима использования зон затопления, подтопления.
Бездействие должностных лиц органа местного самоуправления не соответствует требованиям федерального законодательства, нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.
Административный иск подан в срок, предусмотренный ст.219 Кодекса административного судопроизводства РФ.
При таких обстоятельствах, учитывая, что ответчиком не приняты меры по отображению на карте градостроительного зонирования в составе правил землепользования и застройки Ермошкинского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики границ зон затопления, подтопления, суд считает необходимым административный иск Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Согласно п.1 ч.3 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Суд считает возможным установить срок для устранения нарушений – в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, что с учетом необходимости подготовки документов, бюджетного планирования поселения соответствует принципу разумности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 177, 218, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ермошкинского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики удовлетворить.
Признать бездействие администрации Ермошкинского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики в части непринятия мер по отображению на карте градостроительного зонирования, в составе правил землепользования и застройки администрации Ермошкинского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики, границ зон затопления, подтопления незаконным.
Обязать администрацию Ермошкинского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить отображение на карте градостроительного зонирования, в составе правил землепользования и застройки администрации Ермошкинского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики, границ зон затопления, подтопления р. Б.Цивиль в д. Мунъялы Ермошкинского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики.
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба или представление в Верховный Суд Чувашской Республики через Вурнарский районный суд Чувашской Республики – Чувашии в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 7 сентября 2021 г.
Судья Вурнарского районного суда Н.Г. Кушникова