Решение по делу № 2-1926/2024 от 31.07.2024

УИД 37RS0005-01-2024-002681-15

Дело № 2-1926/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 сентября 2024года г. Иваново

Ивановский районный суд Ивановской области

в составе председательствующего судьи Меремьяниной Т.Н.

при ведении протокола судебного заседания Фроловой Е.А.,

с участием представителя истца Ивановского межрайонного прокурора – помощника прокурора Мотыгина А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Иваново гражданское дело по иску заместителя Ивановского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детский сад №11 «Теремок» г.о. Кохма о возложении обязанности,

установил:

Заместитель Ивановского межрайонного прокурора, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детский сад №11 «Теремок» г.о. Кохма (далее – МАДОУ ДС №11 «Теремок» г.о. Кохма) о возложении обязанности.

Исковые требования мотивированы тем, что Ивановской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних в МАДОУ ДС №11 «Теремок» г.о. Кохма.

Согласно п. 1.3 Устава МАДОУ ДС №11 «Теремок» г.о. Кохма утвержденному приказом от 19.11.2015 Управления образования и молодежной политики администрации г.о. Кохма Ивановской области (далее - Устав) учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование г.о. Кохма. Функции и полномочия учредителя осуществляет Управление образования и молодежной политики администрации г.о. Кохма Ивановской области (далее - Учредитель).

Согласно п. 5.4 Устава финансовое обеспечение деятельности, направленной на развитие учреждения осуществляется за счет субсидий муниципального бюджета.

Здание МАДОУ ДС №11 «Теремок» г.о. Кохма построено и введено в эксплуатацию в 1982 году. Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что с момента ввода с эксплуатацию до настоящего времени комплексное обследование технического состояния здания МАДОУ ДС №11 «Теремок» г.о. Кохма с использованием современных средств технической диагностики специализированной организацией в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2024, не проводилось.

При этом, проведение работ по комплексному обследованию всех строительных конструкций здания с применением технических средств необходимо для получения данных о техническом состоянии здания и напрямую связано с безопасностью осуществления образовательной деятельности, находящейся в прямой причинно-следственной связи с правами неопределенного круга лиц.

Не проведение должного эксплуатационного контроля за состоянием здания МАДОУ ДС №11 «Теремок» г.о. Кохма путем привлечения специализированной организации, может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасные условия обучения детей, причинения вреда их жизни и здоровью, что, в свою очередь, нарушает права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения.

Как следует из ответа от 31.07.2024 заведующей комплексное обследование не проводилось.

Для выполнения данных мероприятий необходимо финансирование, которое для устранения указанных нарушений обязан выделить Учредитель.

Ссылаясь на данные обстоятельства, истец просил суд обязать Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Теремок» г.о. Кохма в течение года с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по комплексному обследованию технического состояния здания МАДОУ ДС №11 «Теремок» г.о. Кохма, расположенного по адресу: <адрес> с использованием современных средств технической диагностики специализированной организацией в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2024.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Управление образования и молодежной политики администрации г.о. Кохма, Управление финансов администрации г.о. Кохма.

Представитель истца – помощник прокурора Мотыгин А.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

В судебное заседание не явился представитель ответчика МАДОУ ДС №11 «Теремок» г.о. Кохма, о дате и времени судебного заседания был извещен в соответствии с гл. 10 ГПК РФ, ранее в судебном заседании не возражал против удовлетворения иска.

Представитель третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления образования и молодежной политики администрации г.о. Кохма, Управления финансов администрации г.о. Кохма, администрации г.о. Кохма в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен в соответствии с гл. 10 ГПК РФ.

С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц, участвующих в деле.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Ивановской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере охраны жизни и здоровья несовершеннолетних в МАДОУ ДС №11 «Теремок» г.о. Кохма.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", право на охрану здоровья обеспечивается, в том числе путем создания безопасных и благоприятных условий воспитания и обучения граждан.

В силу с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, создавать безопасные условия обучения. В том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частями 6, 7 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.

Согласно ч. 1 ст. 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.

Периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений, индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации.

Если иное не предусмотрено федеральным законом лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, обязано вести журнал эксплуатации здания, сооружения, в который вносятся сведения о датах и результатах проведенных осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга оснований здания, сооружения, строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, их элементов, о выполненных работах по техническому обслуживанию здания, сооружения, о проведении текущего ремонта здания, сооружения, о датах и содержании выданных уполномоченными органами исполнительной власти предписаний об устранении выявленных в процессе эксплуатации здания, сооружения нарушений, сведения об устранении этих нарушений.

Приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 года N 312 утверждено Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (далее - Положение, ВСН 58-88 (р)). Данное Положение является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.

В соответствии с разделом 3 Положения контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики.

Приложением N 2 Положения установлена рекомендуемая продолжительность эффективной эксплуатации до постановки на капитальный ремонт (от 8 лет в тяжелых условиях эксплуатации до 25 лет при благоприятных условиях эксплуатации).

Согласно п. 1 "ГОСТ 31937-2024. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" (введен в действие Приказом Росстандарта от 10.04.2024 N 433-ст), настоящий стандарт является нормативной основой для контроля технического состояния зданий (сооружений), их систем инженерно-технического обеспечения и осуществления проектных работ по реконструкции, капитальному ремонту и демонтажу зданий и сооружений.

Настоящий стандарт устанавливает требования к работам и их составу по получению информации, необходимой для оценки технического состояния зданий (сооружений) и систем инженерно-технического обеспечения.

Настоящий стандарт распространяется на проведение работ: - по комплексному обследованию в целях установления технического состояния зданий (сооружений) и определения исходных данных для проектирования их реконструкции или капитального ремонта; - обследованию технического состояния зданий (сооружений) для оценки возможности их дальнейшей безаварийной эксплуатации или необходимости соответствия нормативным требованиям (далее - восстановление) и усиления конструкций; - обследованию технического состояния зданий (сооружений) - объектов незавершенного строительства для оценки возможности завершения их строительства и дальнейшего ввода в эксплуатацию; - обследованию в целях определения несущей способности строительных конструкций и грунтов при необходимости; - обследованию в целях определения исходных данных для разработки проекта демонтажа (сноса) и определения объемов отходов демонтажа (сноса) здания; - энергетическому обследованию; - обследованию систем инженерно-технического обеспечения зданий (сооружений); - мониторинг несущих конструкций реконструируемых зданий и сооружений в период их реконструкции; - общему мониторингу технического состояния зданий (сооружений) для выявления объектов, конструкции которых изменили свое напряженно-деформированное состояние и требуют обследования технического состояния; - мониторингу технического состояния зданий (сооружений), попадающих в зону влияния строительства и природно-техногенных воздействий, для обеспечения безопасной эксплуатации этих зданий и сооружений; - мониторингу технического состояния зданий (сооружений), находящихся в ограниченно-работоспособном техническом состоянии, для оценки их текущего технического состояния и предупреждения наступления аварийного состояния; - мониторингу технического состояния уникальных, в том числе высотных и большепролетных, зданий (сооружений) для контроля состояния несущих конструкций.

Настоящий стандарт не распространяется на другие виды обследования и мониторинга технического состояния, на транспортные, гидротехнические и мелиоративные сооружения, магистральные трубопроводы, подземные сооружения и объекты, на которых ведут горные работы и работы в подземных условиях, а также на работы, связанные с судебно-строительной экспертизой.

В соответствии с п. 4.1 далее - ГОСТ 31937-2024 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят специализированные организации.

Под специализированной организацией понимается организация, имеющая право выполнения работ по обследованию и мониторингу зданий (сооружений) в соответствии с требованиями действующего национального законодательства (п. 3.24 ГОСТ 31937-2024).

Согласно п. 4.2 ГОСТ 31937-2024 первое обследование технического состояния зданий (сооружений) рекомендуется проводить не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий (сооружений) рекомендуется проводить не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий (сооружений) или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). По результатам проведения обследования составляют отчет, включающий в себя заключение по форме приложения А или Б, или по форме, установленной специализированной организацией в зависимости от вида обследования. Рекомендуемый срок следующего обследования указывают в отчете по результатам обследования. Для уникальных зданий (сооружений) устанавливают постоянный режим мониторинга при соответствующих требованиях национальных стандартов.

В соответствии с п. 3.9 ГОСТ 31937-2024 комплексное обследование технического состояния здания (сооружения) - специальный вид инженерных изысканий, в который входит комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров грунтов основания, строительных конструкций, инженерного обеспечения (оборудования, трубопроводов, электрических сетей и др.), характеризующих функциональную работоспособность объекта обследования и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта, и включающий в себя обследование технического состояния здания (сооружения), теплотехнических и акустических свойств конструкций, систем инженерного обеспечения объекта, за исключением технологического оборудования.

Цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) в соответствии с п. 5.1.3 ГОСТ 31937-2024 заключается в определении технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества грунтов основания, строительных конструкций и систем инженерного обеспечения с учетом изменений, происходящих во времени, для установления возможности его дальнейшей эксплуатации или, при необходимости, состава и объема работ по капитальному ремонту или реконструкции

При общем мониторинге вместо проведения обследования технического состояния зданий (сооружений) в полном объеме проводят визуальный осмотр конструкций в целях предварительной оценки категории технического состояния, измеряют динамические параметры в соответствии с ГОСТ 34081-2017 зданий (сооружений) и составляют паспорт здания (сооружения) (п. 6.2.4 ГОСТ 31937-2024).

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в ч. 1 и 7 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ перечни, или требований специальных технических условий.

Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", национальные стандарты и своды правил (части таких стандартов и сводов правил) являются обязательными для применения в случае, если они включены в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

В настоящее время действует соответствующий Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 N 815, которое утратит силу с 01.09.2024, в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 06.05.2024 N 589.

В соответствии с ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", в случае, если для подготовки проектной документации требуется отступление от требований, установленных включенными в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 N 815, национальными стандартами и сводами правил, недостаточно требований к надежности и безопасности, установленных указанными стандартами и сводами правил, или такие требования не установлены, подготовка проектной документации и строительство здания или сооружения осуществляются в соответствии со специальными техническими условиями, разрабатываемыми и согласовываемыми в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок разработки и согласования специальных технических условий определен приказом Минстроя России от 30.11.2020 N 734/пр "О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства".

Действующие нормативно-технические документы, либо их части, не включенные в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 N 815, включены в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент безопасности зданий и сооружений", утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 02.04.2020 N 687.

Согласно ч. 4 статьи 16.1 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "О техническом регулировании", применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в Перечень, утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 02.04.2020 N 687, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов.

В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.

Положения ч. 4 ст. 16.1 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "О техническом регулировании" допускают несоблюдение сводов правил, которые применяются на добровольной основе, только в том случае, если выполнение требований технического регламента подтверждено другим способом. Отказ от применения соответствующих стандартов влечет необходимость подтверждения выполнения требований технического регламента применением иных документов.

Кроме того, приведенным выше Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312 утверждено Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, являющееся обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.

В соответствии с разделом 3 вышеуказанного Положения контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики. Положением также установлена рекомендуемая продолжительность эффективной комплектации до постановки на капитальный ремонт (от 8 лет в тяжелых условиях эксплуатации до 25 лет при благоприятных условиях эксплуатации).

Из изложенного следует, что неисполнение указанного стандарта без ссылки на иной технический документ, содержащий альтернативные либо отличающиеся от него технические нормы и правила, не допускается.

Су4дом установлено, что здание МАДОУ ДС №11 «Теремок» г.о. Кохма построено и введено в эксплуатацию в 1982 году. С момента ввода с эксплуатацию до настоящего времени комплексное обследование технического состояния здания МАДОУ ДС №11 «Теремок» г.о. Кохма с использованием современных средств технической диагностики специализированной организацией в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2024, не проводилось.

Таким образом, в нарушение действующего законодательства эксплуатационный контроль за техническим состоянием здания МАДОУ ДС №11 «Теремок» г.о. Кохма их элементов со стороны ответственных лиц, должным образом не осуществляется, поскольку обследование технического состояния с привлечением специализированных организаций не проведено.

Вместе с тем, не проведение должного эксплуатационного контроля за состоянием зданий Учреждения путем привлечения специализированной организации, может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасные условия обучения детей, причинения вреда их жизни и здоровью, что, в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации, иными нормативными актами права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения.

В связи с не проведением обследования и мониторинга технического состояния здания образовательного учреждения с привлечением специализированных организаций невозможно установить его физический износ и внести соответствующие сведения в отчет по форме ОО-2, утвержденный приказом Росстата от 15.11.2021 N 804, в том числе рассмотрения вопроса о дальнейшем проведении капитального ремонта.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии судом решения, обязывающего совершить определенные действия, может быть установлен срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Решая вопрос о сроке, в течение которого ответчикам надлежит исполнить решение суда, суд с учетом особенностей бюджетного процесса, считает возможным согласиться с требованием прокуратуры об установлении предложенного ею срока исполнения решения суда, поскольку он является разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск заместителя Ивановского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детский сад №11 «Теремок» г.о. Кохма о возложении обязанности - удовлетворить.

Обязать Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Теремок» г.о. Кохма в течение года с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по комплексному обследованию технического состояния здания МАДОУ ДС №11 «Теремок» г.о. Кохма, расположенного по адресу: <адрес> с использованием современных средств технической диагностики специализированной организацией в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2024.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Меремьянина Т.Н.

Решение суда в окончательной форме принято 23.09.2024 года

УИД 37RS0005-01-2024-002681-15

Дело № 2-1926/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 сентября 2024года г. Иваново

Ивановский районный суд Ивановской области

в составе председательствующего судьи Меремьяниной Т.Н.

при ведении протокола судебного заседания Фроловой Е.А.,

с участием представителя истца Ивановского межрайонного прокурора – помощника прокурора Мотыгина А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Иваново гражданское дело по иску заместителя Ивановского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детский сад №11 «Теремок» г.о. Кохма о возложении обязанности,

установил:

Заместитель Ивановского межрайонного прокурора, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детский сад №11 «Теремок» г.о. Кохма (далее – МАДОУ ДС №11 «Теремок» г.о. Кохма) о возложении обязанности.

Исковые требования мотивированы тем, что Ивановской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних в МАДОУ ДС №11 «Теремок» г.о. Кохма.

Согласно п. 1.3 Устава МАДОУ ДС №11 «Теремок» г.о. Кохма утвержденному приказом от 19.11.2015 Управления образования и молодежной политики администрации г.о. Кохма Ивановской области (далее - Устав) учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование г.о. Кохма. Функции и полномочия учредителя осуществляет Управление образования и молодежной политики администрации г.о. Кохма Ивановской области (далее - Учредитель).

Согласно п. 5.4 Устава финансовое обеспечение деятельности, направленной на развитие учреждения осуществляется за счет субсидий муниципального бюджета.

Здание МАДОУ ДС №11 «Теремок» г.о. Кохма построено и введено в эксплуатацию в 1982 году. Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что с момента ввода с эксплуатацию до настоящего времени комплексное обследование технического состояния здания МАДОУ ДС №11 «Теремок» г.о. Кохма с использованием современных средств технической диагностики специализированной организацией в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2024, не проводилось.

При этом, проведение работ по комплексному обследованию всех строительных конструкций здания с применением технических средств необходимо для получения данных о техническом состоянии здания и напрямую связано с безопасностью осуществления образовательной деятельности, находящейся в прямой причинно-следственной связи с правами неопределенного круга лиц.

Не проведение должного эксплуатационного контроля за состоянием здания МАДОУ ДС №11 «Теремок» г.о. Кохма путем привлечения специализированной организации, может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасные условия обучения детей, причинения вреда их жизни и здоровью, что, в свою очередь, нарушает права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения.

Как следует из ответа от 31.07.2024 заведующей комплексное обследование не проводилось.

Для выполнения данных мероприятий необходимо финансирование, которое для устранения указанных нарушений обязан выделить Учредитель.

Ссылаясь на данные обстоятельства, истец просил суд обязать Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Теремок» г.о. Кохма в течение года с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по комплексному обследованию технического состояния здания МАДОУ ДС №11 «Теремок» г.о. Кохма, расположенного по адресу: <адрес> с использованием современных средств технической диагностики специализированной организацией в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2024.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Управление образования и молодежной политики администрации г.о. Кохма, Управление финансов администрации г.о. Кохма.

Представитель истца – помощник прокурора Мотыгин А.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

В судебное заседание не явился представитель ответчика МАДОУ ДС №11 «Теремок» г.о. Кохма, о дате и времени судебного заседания был извещен в соответствии с гл. 10 ГПК РФ, ранее в судебном заседании не возражал против удовлетворения иска.

Представитель третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления образования и молодежной политики администрации г.о. Кохма, Управления финансов администрации г.о. Кохма, администрации г.о. Кохма в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен в соответствии с гл. 10 ГПК РФ.

С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц, участвующих в деле.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Ивановской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере охраны жизни и здоровья несовершеннолетних в МАДОУ ДС №11 «Теремок» г.о. Кохма.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", право на охрану здоровья обеспечивается, в том числе путем создания безопасных и благоприятных условий воспитания и обучения граждан.

В силу с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, создавать безопасные условия обучения. В том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частями 6, 7 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.

Согласно ч. 1 ст. 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.

Периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений, индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации.

Если иное не предусмотрено федеральным законом лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, обязано вести журнал эксплуатации здания, сооружения, в который вносятся сведения о датах и результатах проведенных осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга оснований здания, сооружения, строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, их элементов, о выполненных работах по техническому обслуживанию здания, сооружения, о проведении текущего ремонта здания, сооружения, о датах и содержании выданных уполномоченными органами исполнительной власти предписаний об устранении выявленных в процессе эксплуатации здания, сооружения нарушений, сведения об устранении этих нарушений.

Приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 года N 312 утверждено Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (далее - Положение, ВСН 58-88 (р)). Данное Положение является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.

В соответствии с разделом 3 Положения контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики.

Приложением N 2 Положения установлена рекомендуемая продолжительность эффективной эксплуатации до постановки на капитальный ремонт (от 8 лет в тяжелых условиях эксплуатации до 25 лет при благоприятных условиях эксплуатации).

Согласно п. 1 "ГОСТ 31937-2024. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" (введен в действие Приказом Росстандарта от 10.04.2024 N 433-ст), настоящий стандарт является нормативной основой для контроля технического состояния зданий (сооружений), их систем инженерно-технического обеспечения и осуществления проектных работ по реконструкции, капитальному ремонту и демонтажу зданий и сооружений.

Настоящий стандарт устанавливает требования к работам и их составу по получению информации, необходимой для оценки технического состояния зданий (сооружений) и систем инженерно-технического обеспечения.

Настоящий стандарт распространяется на проведение работ: - по комплексному обследованию в целях установления технического состояния зданий (сооружений) и определения исходных данных для проектирования их реконструкции или капитального ремонта; - обследованию технического состояния зданий (сооружений) для оценки возможности их дальнейшей безаварийной эксплуатации или необходимости соответствия нормативным требованиям (далее - восстановление) и усиления конструкций; - обследованию технического состояния зданий (сооружений) - объектов незавершенного строительства для оценки возможности завершения их строительства и дальнейшего ввода в эксплуатацию; - обследованию в целях определения несущей способности строительных конструкций и грунтов при необходимости; - обследованию в целях определения исходных данных для разработки проекта демонтажа (сноса) и определения объемов отходов демонтажа (сноса) здания; - энергетическому обследованию; - обследованию систем инженерно-технического обеспечения зданий (сооружений); - мониторинг несущих конструкций реконструируемых зданий и сооружений в период их реконструкции; - общему мониторингу технического состояния зданий (сооружений) для выявления объектов, конструкции которых изменили свое напряженно-деформированное состояние и требуют обследования технического состояния; - мониторингу технического состояния зданий (сооружений), попадающих в зону влияния строительства и природно-техногенных воздействий, для обеспечения безопасной эксплуатации этих зданий и сооружений; - мониторингу технического состояния зданий (сооружений), находящихся в ограниченно-работоспособном техническом состоянии, для оценки их текущего технического состояния и предупреждения наступления аварийного состояния; - мониторингу технического состояния уникальных, в том числе высотных и большепролетных, зданий (сооружений) для контроля состояния несущих конструкций.

Настоящий стандарт не распространяется на другие виды обследования и мониторинга технического состояния, на транспортные, гидротехнические и мелиоративные сооружения, магистральные трубопроводы, подземные сооружения и объекты, на которых ведут горные работы и работы в подземных условиях, а также на работы, связанные с судебно-строительной экспертизой.

В соответствии с п. 4.1 далее - ГОСТ 31937-2024 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят специализированные организации.

Под специализированной организацией понимается организация, имеющая право выполнения работ по обследованию и мониторингу зданий (сооружений) в соответствии с требованиями действующего национального законодательства (п. 3.24 ГОСТ 31937-2024).

Согласно п. 4.2 ГОСТ 31937-2024 первое обследование технического состояния зданий (сооружений) рекомендуется проводить не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий (сооружений) рекомендуется проводить не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий (сооружений) или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). По результатам проведения обследования составляют отчет, включающий в себя заключение по форме приложения А или Б, или по форме, установленной специализированной организацией в зависимости от вида обследования. Рекомендуемый срок следующего обследования указывают в отчете по результатам обследования. Для уникальных зданий (сооружений) устанавливают постоянный режим мониторинга при соответствующих требованиях национальных стандартов.

В соответствии с п. 3.9 ГОСТ 31937-2024 комплексное обследование технического состояния здания (сооружения) - специальный вид инженерных изысканий, в который входит комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров грунтов основания, строительных конструкций, инженерного обеспечения (оборудования, трубопроводов, электрических сетей и др.), характеризующих функциональную работоспособность объекта обследования и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта, и включающий в себя обследование технического состояния здания (сооружения), теплотехнических и акустических свойств конструкций, систем инженерного обеспечения объекта, за исключением технологического оборудования.

Цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) в соответствии с п. 5.1.3 ГОСТ 31937-2024 заключается в определении технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества грунтов основания, строительных конструкций и систем инженерного обеспечения с учетом изменений, происходящих во времени, для установления возможности его дальнейшей эксплуатации или, при необходимости, состава и объема работ по капитальному ремонту или реконструкции

При общем мониторинге вместо проведения обследования технического состояния зданий (сооружений) в полном объеме проводят визуальный осмотр конструкций в целях предварительной оценки категории технического состояния, измеряют динамические параметры в соответствии с ГОСТ 34081-2017 зданий (сооружений) и составляют паспорт здания (сооружения) (п. 6.2.4 ГОСТ 31937-2024).

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в ч. 1 и 7 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ перечни, или требований специальных технических условий.

Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", национальные стандарты и своды правил (части таких стандартов и сводов правил) являются обязательными для применения в случае, если они включены в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

В настоящее время действует соответствующий Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 N 815, которое утратит силу с 01.09.2024, в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 06.05.2024 N 589.

В соответствии с ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", в случае, если для подготовки проектной документации требуется отступление от требований, установленных включенными в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 N 815, национальными стандартами и сводами правил, недостаточно требований к надежности и безопасности, установленных указанными стандартами и сводами правил, или такие требования не установлены, подготовка проектной документации и строительство здания или сооружения осуществляются в соответствии со специальными техническими условиями, разрабатываемыми и согласовываемыми в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок разработки и согласования специальных технических условий определен приказом Минстроя России от 30.11.2020 N 734/пр "О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства".

Действующие нормативно-технические документы, либо их части, не включенные в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 N 815, включены в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент безопасности зданий и сооружений", утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 02.04.2020 N 687.

Согласно ч. 4 статьи 16.1 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "О техническом регулировании", применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в Перечень, утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 02.04.2020 N 687, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов.

В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.

Положения ч. 4 ст. 16.1 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "О техническом регулировании" допускают несоблюдение сводов правил, которые применяются на добровольной основе, только в том случае, если выполнение требований технического регламента подтверждено другим способом. Отказ от применения соответствующих стандартов влечет необходимость подтверждения выполнения требований технического регламента применением иных документов.

Кроме того, приведенным выше Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312 утверждено Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, являющееся обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.

В соответствии с разделом 3 вышеуказанного Положения контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики. Положением также установлена рекомендуемая продолжительность эффективной комплектации до постановки на капитальный ремонт (от 8 лет в тяжелых условиях эксплуатации до 25 лет при благоприятных условиях эксплуатации).

Из изложенного следует, что неисполнение указанного стандарта без ссылки на иной технический документ, содержащий альтернативные либо отличающиеся от него технические нормы и правила, не допускается.

Су4дом установлено, что здание МАДОУ ДС №11 «Теремок» г.о. Кохма построено и введено в эксплуатацию в 1982 году. С момента ввода с эксплуатацию до настоящего времени комплексное обследование технического состояния здания МАДОУ ДС №11 «Теремок» г.о. Кохма с использованием современных средств технической диагностики специализированной организацией в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2024, не проводилось.

Таким образом, в нарушение действующего законодательства эксплуатационный контроль за техническим состоянием здания МАДОУ ДС №11 «Теремок» г.о. Кохма их элементов со стороны ответственных лиц, должным образом не осуществляется, поскольку обследование технического состояния с привлечением специализированных организаций не проведено.

Вместе с тем, не проведение должного эксплуатационного контроля за состоянием зданий Учреждения путем привлечения специализированной организации, может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасные условия обучения детей, причинения вреда их жизни и здоровью, что, в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации, иными нормативными актами права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения.

В связи с не проведением обследования и мониторинга технического состояния здания образовательного учреждения с привлечением специализированных организаций невозможно установить его физический износ и внести соответствующие сведения в отчет по форме ОО-2, утвержденный приказом Росстата от 15.11.2021 N 804, в том числе рассмотрения вопроса о дальнейшем проведении капитального ремонта.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии судом решения, обязывающего совершить определенные действия, может быть установлен срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Решая вопрос о сроке, в течение которого ответчикам надлежит исполнить решение суда, суд с учетом особенностей бюджетного процесса, считает возможным согласиться с требованием прокуратуры об установлении предложенного ею срока исполнения решения суда, поскольку он является разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск заместителя Ивановского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детский сад №11 «Теремок» г.о. Кохма о возложении обязанности - удовлетворить.

Обязать Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Теремок» г.о. Кохма в течение года с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по комплексному обследованию технического состояния здания МАДОУ ДС №11 «Теремок» г.о. Кохма, расположенного по адресу: <адрес> с использованием современных средств технической диагностики специализированной организацией в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2024.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Меремьянина Т.Н.

Решение суда в окончательной форме принято 23.09.2024 года

2-1926/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Ивановский межрайонный прокурор
Ответчики
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение деский сад №11 "Теремок" г.о. Кохма
Другие
Управление финансов Администрации г.о. Кохма
Управление образования и молодежной политики администрации г.о. Кохма
Администрация г.о.Кохма
Суд
Ивановский районный суд Ивановской области
Дело на странице суда
ivanovsky.iwn.sudrf.ru
31.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.07.2024Передача материалов судье
07.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.08.2024Судебное заседание
09.09.2024Судебное заседание
23.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.11.2024Дело оформлено
09.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее