Судья 1 инстанции Холодова Л.Н. УИД 38RS0018-01-2020-000270-68
Судья-докладчик Гусарова Л.В. № 33а-8816/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 декабря 2020 г. г. Иркутск
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Медведевой Н.И.,
судей Гусаровой Л.В., Бутиной Е.Г.,
при секретаре судебного заседания Ермилиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-223/2020 по административному иску Межрайонной ИФНС России № 12 по Иркутской области к Петрову Дмитрию Евгеньевичу о взыскании недоимки по транспортному налогу, пеней,
по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России № 12 по Иркутской области на решение Ольхонского районного суда Иркутской области от 24 сентября 2020 г.,
УСТАНОВИЛА:
в обоснование административного иска указано, что Петров Д.Е. состоит на учете в качестве налогоплательщика в Межрайонной ИФНС России № 12 по Иркутской области.
На основании ст. 357 НК РФ Петров Д.Е. является плательщиком транспортного налога.
Сумма задолженности по транспортному налогу за 2015 год составила 30 113 рублей, за 2016 год – 50 402 рубля.
Налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление от 17 апреля 2018 г. № 85147766.
В связи с неуплатой налогов в установленный законодательством о налогах и сборах срок в соответствии со ст. 75 НК РФ Петров Д.Е. начислены пени за неуплату транспортного налога за 2015 год в размере 32,67 рублей, пени за неуплату транспортного налога за 2016 год в размере 36,54 рублей.
В соответствии со ст. 69 НК РФ налогоплательщику направлено требование об уплате налога и пеней от 13 июня 2018 г. № 4634 со сроком уплаты до 7 августа 2018 г., в которое включена задолженность по транспортному налогу за 2015 и 2016 годы в размере 95 469 рублей, пени в сумме 69,21 рублей.
В связи с неисполнением Петровым Д.Е. требований об уплате налога налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 79 Ольхонского района Иркутской области с заявлением о вынесении судебного приказа. Судебный приказ от 26 декабря 2018 г. № 2а-888/2018 отменен определением мирового судьи от 20 декабря 2019 г. в связи с поступлением возражений ответчика относительно его исполнения.
Административный истец просил суд взыскать с Петрова Д.Е. в свою пользу задолженность по транспортному налогу за 2015 год в размере 30 113 рублей, пени за неуплату транспортного налога за 2015 год в размере 32,67 рублей, задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере 50 402 рубля, пени за неуплату транспортного налога за 2016 год в размере 36,54 рублей.
Решением Ольхонского районного суда Иркутской области от 24 сентября 2020 г. в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе начальник Межрайонной ИФНС России № 12 по Иркутской области Пудикова Т.Н. просит решение отменить, ссылаясь в обоснование доводов жалобы, что суд необоснованно отказал в удовлетворении административного иска, поскольку административное исковое заявление от 17 июня 2020 г. направлено налоговым органом в суд через организацию почтовой связи ООО «Национальная почтовая служба «Байкал» 18 июня 2020 г., то есть в срок до 20 июня 2020 г., что подтверждается реестром почтовых отправлений от 18 июня 2020 г. № 614-9044, информацией по отправлению № РР266К1К10D99 и доставлено адресату 7 июля 2020 г.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия с учетом положений части 1 статьи 307, части 2 статьи 150, частей 8 и 9 статьи 96 КАС РФ, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доклад судьи Гусаровой Л.В., проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Как следует из пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных той же статьей.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что налоговым органом процедура предъявления административного иска не соблюдена, поскольку административный истец направил иск в суд 3 июля 2020 г., в то время как последним днем подачи является 20 июня 2020 г.
Суд апелляционной инстанции с указанным выводом согласиться не может в силу следующего.
Как следует из материалов дела определением мирового судьи судебного участка № 79 Ольхонского района Иркутской области от 20 декабря 2019 г. отменен судебный приказ от 26 декабря 2018 г. о взыскании недоимки с Петрова Д.Е. (л.д. 7, 8).
Составление административного иска по данному административному делу о взыскании недоимки с Петрова Д.Е. датировано 17 июня 2020 г. (л.д.2), его копия в адрес административного ответчика направлена 18 июня 2020 г. (л.д. 21).
На конверте с указанием почтового идентификатора № РР266К1К10D99, в котором было направлено административное исковое заявление в суд непосредственно налоговым органом, сведения о дате отправки (почтовый штемпель) отсутствуют.
При этом из копии реестра почтовых отправлений от 18 июня 2020 г. № 614-9044, приложенной к апелляционной жалобе, следует, что 18 июня 2020 г. ООО «Национальная почтовая служба – Байкал» получила от отправителя Межрайонной ИФНС Росси № 12 по Иркутской области почтовое отправление ШПИ РР266К1К10D99 – бандероль заказная для доставки получателю Ольхонскому районному суду Иркутской области, которое доставлено адресату 8 июля 2020 г.
Принимая во внимание, что последним днем для обращения в суд с настоящим иском является 20 июня 2020 г., то налоговый орган обратился в суд в установленные законом сроки.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о пропуске истцом срока обращения в суд не соответствуют закону и обстоятельствам административного дела.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 г. № 5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции», если суд апелляционной инстанции придет к выводу о незаконности решения об отказе в удовлетворении административного иска в судебном заседании в связи с пропуском срока обращения в суд, он отменяет решение суда и вправе направить дело в суд первой инстанции для его рассмотрения по существу заявленных требований, если суд первой инстанции не устанавливал и не исследовал фактических обстоятельств дела (пункт 3 статьи 309 КАС РФ).
Поскольку судом первой инстанции фактические обстоятельства дела в полном объеме не устанавливались и не исследовались, решение Ольхонского районного суда Иркутской области от 24 сентября 2020 г. подлежит отмене с направлением дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ольхонского районного суда Иркутской области от 24 сентября 2020 г. по данному административному делу отменить.
Направить административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 12 по Иркутской области к Петрову Дмитрию Евгеньевичу о взыскании недоимки по транспортному налогу, пеней в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий Н.И. Медведева
Судьи Л.В. Гусарова
Е.Г. Бутина