УИД: 54RS0002-01-2020-002708-89
Дело № 2а-148/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 февраля 2021 года г. Новосибирск
Железнодорожный районный суд г. Новосибирска
в составе:
председательствующего судьи Е. А. Козловой
при секретаре А. А. Маркварт,
с участием:
представителя административного истца по доверенности Оскирко Т. А.,
административного ответчика Трифонова А. В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по *** к Трифонову А. В. о взыскании задолженности по пени,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по *** (далее — ИФНС) обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором с учётом уточнений в судебном заседании просит взыскать с Трифонова А. В. задолженность по пени по транспортному налогу в размере 1 774,35 рублей, задолженность по пени по налогу на имущество физических лиц в размере 0,38 рублей.
В обоснование иска указано, что на налоговом учёте в ИФНС ответчик состоит в качестве налогоплательщика. В ИФНС поступили сведения из регистрирующего органа, свидетельствующие о том, что на Трифонова А.В. в 2018 году были зарегистрированы транспортные средства и недвижимое имущество. Инспекция направила ответчику налоговое уведомление ** от **** на уплату транспортного налога, налога на имущество физических лиц за 2018 год. В установленный законом срок транспортный налог, налог на имущество физических лиц административным ответчиком уплачены не был. В соответствии со ст. 69 НК РФ административному ответчику были направлены требование ** от **** с начисленной согласно ст. 75 НК РФ соответствующей пени с предложением произвести добровольную уплату в срок до ****, требование ** от **** с предложением произвести добровольную оплату в срок до ****. Сумма пени в полном объёме не была оплачена.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Оскирко Т.А. поддержала уточненные исковые требования в полном объеме.
Административный ответчик Трифонов А.В. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что пени по транспортному налогу с него уже были взысканы судом, пени за 2015 год взысканию не подлежат.
Суд, выслушав пояснения административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В соответствии с п. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (ст. 409 НК РФ).
П. 2 ст. 57 НК РФ предусмотрено, что при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.
Установлено, что ответчик Трифонов А.В., **** года рождения, ИНН 540787724507 состоит на учете в ИФНС и является плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц.
На имя ответчика были зарегистрированы транспортные средства, недвижимое имущество: БМВ Х3, государственный регистрационный знак Е 268 НХ 154, КИА ПРЕДЖИО ТВ2412, государственный регистрационный знак Н 273 МА 54, ПЕЖО ПАРНЕР, государственный регистрационный знак Р 581 СН 799, ФОРД Т. К., государственный регистрационный знак В 224 ТР 77, ФОРД ЭКОНОЛАЙН, государственный регистрационный знак Р 717 СС 54, МЕРСЕДЕС БЕНЦ GL500-4, государственный регистрационный знак У 544 МО 124, квартира по адресу: ***, Вокзальная магистраль, ***, кадастровый ** (л.д. 11-13).
Как следует из обстоятельств дела **** ИФНС по *** Трифонову А.В. направлено требование ** от **** об уплате недоимки по транспортному налогу в сумме 53 675 рублей, пени в сумме 1 773,97 рублей, недоимки по уплате налога на имущество физических лиц в сумме 29,00 рублей и пени в сумме 0,27 рублей в срок до **** (л.д. 25).
Как следует из представленных ИФНС объяснения и расчёта, задолженность, которую административный истец просит взыскать, по требованию ** от ****, состоит из:
пени за период с **** по **** в связи с несвоевременной оплатой транспортного налога за 2015 год в сумме 502,75 рублей;
пени за период с **** по **** в связи с несвоевременной оплатой транспортного налога за 2016 год в сумме 587,69 рублей;
пени за период с **** по **** в связи с несвоевременной оплатой налога на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 0,27 рублей.
**** ИФНС по *** Трифонову А.В. направлено требование ** от **** об уплате недоимки по транспортному налогу в сумме 74 575 рублей, пени в сумме 225,59 рублей, недоимки по уплате налога на имущество физических лиц в сумме 35,00 рублей и пени в сумме 0,11 рублей в срок до **** (л.д. 17).
Как следует из представленных ИФНС объяснения и расчёта, задолженность, которую административный истец просит взыскать, по требованию ** от **** состоит из пени за период с **** по **** в связи с несвоевременной оплатой налога на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 0,11 рублей.
Решением Железнодорожного районного суда *** от **** с Трифонова А.В. взыскана задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 29 рублей, пени за период с **** по **** в сумме 0,14 рублей, а также задолженность по уплате транспортного налога за 2016 год в сумме 62 742 рублей, пени за период с **** по **** в сумме 308,48 рублей (л.д. 123-125).
Решением Железнодорожного районного суда *** от **** с Трифонова А. В. взыскана задолженность по уплате транспортного налога за 2017 год в сумме 72 975 рублей, пени за период с **** по **** в размере 1 032, 59 рублей (л.д. 117-119).
Решением Железнодорожного районного суда *** от **** с Трифонова А. В. взысканы пени по транспортному налогу за 2016 год за период с **** по **** в сумме 4 514, 28 рублей; пени по транспортному налогу за 2017 год за период с **** по **** в сумме 2 375, 34 рублей; пени по уплате налога на имущество физических лиц за 2016 год за период с **** по **** в сумме 2,09 рублей.
Доказательства, подтверждающие своевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц за 2016 и 2018 годы, а также по уплате транспортного налога за 2016 и 2017 годы Трифонов А.В. не представил.
Налог на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 35,00 рублей был уплачен Трифоновым А. В. в ходе рассмотрения дела – ****.
Таким образом, суд не соглашается с доводами административного ответчика в той части, что задолженность по пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 и 2018 годы, а также по транспортному налогу за 2016 и 2017 годы была с него взыскана в полном размере на основании решений Железнодорожного районного суда *** от ****, ****, ****.
В настоящем административном иске взыскивается задолженность по пени за иной период времени и на основании других требований ИФНС.
Вместе с тем, доказательства, подтверждающие, что Трифонов А.В. имеет не исполненную обязанность по уплате транспортного налога за 2015 года, на которую могли быть начислены пени, административным истцом не представлены.
Конституционный Суд РФ в Определении от **** **-О указал, что принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48). Оспариваемые законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Согласно разъяснениям Пленума ВАС РФ (п. 57 Постановления от **** **) пени взыскиваются, только если инспекция своевременно приняла меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного. После истечения срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут рассматриваться как способ обеспечения исполнения обязанности по его уплате.
С учетом установленного, поскольку обязанность доказывания оснований для взыскания задолженности законом возложена на налоговый орган и таковая административным истцом не исполнена, у суда не имеется правовых оснований для взыскания с Трифонова А. В. суммы задолженности по пени за период с **** по **** в связи с несвоевременной оплатой транспортного налога за 2015 год в сумме 502,75 рублей.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу п. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
На основании п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
На основании п.1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.
В данном случае задолженность по пени по транспортному налогу взыскивается за период до ****, пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год взыскивается за период по ****, следовательно, трехмесячный срок направления требования необходимо рассчитывать с указанных дат.
Как следует из материалов дела, срок исполнения требования ** от **** был установлен административному ответчику до ****, срок исполнения требования ** от **** был установлен административному ответчику до ****.
**** мировым судьей 4-го судебного участка Железнодорожного судебного района *** был вынесен судебный приказ о взыскании с Трифонова А.В. транспортного налога в размере 75 575 рублей, пени по транспортному налогу в размере 1 999,56 рублей, налог на имущество физических лиц в размере 35 рублей и пени по налогу на имущество физических лиц в размере 0,38 рублей, который был отменен определением мирового судьи от **** (л.д. 8).
В суд с настоящим административным иском ИФНС обратилась **** (л.д. 28), то есть с соблюдением сроков, установленных статьей 48 НК РФ.
Таким образом, с ответчика в пользу ИФНС подлежат взысканию пени по транспортному налогу за 2016 год за период с **** по **** в размере 587,69, пени по транспортному налогу за 2017 год за период с **** по **** в размере 683,53 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год за период с **** по **** в размере 27 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год за период с **** по **** в размере 11 копеек.
Согласно ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец освобожден, пропорционально сумме удовлетворенных исковых требований, с учетом правил ст. 333.19 НК РФ, в доход местного бюджета в размере 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования административного искового заявления удовлетворить частично.
Взыскать с Трифонова А. В., **** года рождения, уроженца ***, зарегистрированного по адресу: ***, Вокзальая магистраль, *** пользу ИФНС России по *** пени по транспортному налогу за 2016 год за период с **** по **** в размере 587 рублей 69 копеек, пени по транспортному налогу за 2017 год за период с **** по **** в размере 683 рублей 53 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год за период с **** по **** в размере 27 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год за период с **** по **** в размере 11 копеек.
В остальной части требований отказать.
Взыскать с Трифонова А. В. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Сумма пени по транспортному налогу подлежит перечислению на р/с 40**, БИК 045004001, Сибирское ГУ Банка России по ***, УФК по *** (ИФНС по ***), ИНН 5407273459, КБК 18**, ОКАТО (ОКТМО) 50701000.
Сумма пени по налогу на имущество физических лиц подлежит перечислению на р/с 40**, БИК 045004001, Сибирское ГУ Банка России по ***, УФК по *** (ИФНС по ***), ИНН 5407273459, КБК 18**, ОКАТО (ОКТМО) 50701000.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Новосибирский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд ***.
Судья
/подпись/
Решение в окончательной форме принято ****