Дело № 2-1562/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 мая 2014 года Серпуховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Калашниковой Ю.А.,
при секретаре судебного заседания Жаворонковой Е.А.,
с участием представителя заявителя Филатовой М.В., представителя заинтересованного лица Пупышевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации г. Серпухова о признании незаконным отказа Администрации Серпуховского муниципального района в предоставлении информации,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель Администрация г. Серпухова обратилась в суд и просит признать незаконным отказ Администрации Серпуховского муниципального района в предоставлении запрашиваемой документированной информации; обязать Администрацию Серпуховского муниципального района представить Администрации г. Серпухова:
- постановления Администрации Серпуховского муниципального района от 27.11.2013г. <номер> о принятии решения о проведении торгов по продаже земельных участков;
- постановления Администрации Серпуховского муниципального района от 27.11.2013г. <номер> о принятии решения о проведении торгов по продаже земельных участков;
- постановления Администрации Серпуховского муниципального района от 25.09.2013г. <номер> «О местоположении земельного участка с кадастровым <номер>»;
- постановления Администрации Серпуховского муниципального района от 25.09.2013г. <номер> «О местоположении земельного участка с кадастровым <номер>»;
- постановление Администрации Серпуховского муниципального района о предоставлении в аренду земельного участка победителю состоявшихся торгов по продаже права на заключение договора аренды (дата подведения итогов 04.03.2014г.) ООО «И.» с кадастровым <номер>;
- постановление Администрации Серпуховского муниципального района о предоставлении в аренду земельного участка победителю состоявшихся торгов по продаже права на заключение договора аренды (дата подведения итогов 04.03.2014г.) ООО «И.» с кадастровым <номер>;
- договор аренды земельного участка с кадастровым <номер> с ООО «И.»;
- договор аренды земельного участка с кадастровым <номер> с ООО «И.».
Свои требования мотивирует тем, что Администрацией г. Серпухова стала известна информация о незаконном распоряжении Администрацией Серпуховского муниципального района земельными участками, расположенными в границе г. Серпухова, что нарушает права неограниченного круга лиц муниципального образования «Город Серпухов Московской области». В целях проверки полученной информации и подготовки защиты нарушенных прав городского округа Серпухов в суде, Администрация г. Серпухова запросила в Администрации Серпуховского муниципального района:
1) постановления Администрации Серпуховского муниципального района от 27.11.2013г. <номер> и от 27.11.2013г. <номер> о принятии решения о проведении торгов по продаже земельных участков (запрос от 17.01.2014г. <номер> исх.).
26.02.2014г. получен ответ от 20.01.2014г. <номер>, из которого следует, что в предоставлении указанных документов отказано ввиду того, по их мнению, что указанные постановления уже предоставлялись 09.01.2014г. в рамках рассмотрения Управлением ФАС России по Московской области жалобы на проведение торгов по продаже права на заключение договоров аренды.
2) постановления Администрации Серпуховского муниципального района от 25.09.2013г. <номер> «О местоположении земельного участка с кадастровым <номер>» и от 25.09.2013г. <номер> «О местоположении земельного участка с кадастровым <номер>» (запрос от 27.02.2014г. <номер> исх.).
28.03.2014г. получен ответ от 25.03.2014г. <номер>исх., из которого следует, что в предоставлении указанных документов отказано ввиду того, по их мнению, что указанные постановления уже предоставлялись в рамках рассмотрения арбитражных дел.
3) постановления Администрации Серпуховского муниципального района о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми <номер> и <номер> победителю состоявшихся торгов по продаже права на заключение договора аренды (дата подведения итогов 04.03.2014г.) ООО «И.» и соответствующих договоров аренды с ООО «И.» (запрос от 01.04.2014г. <номер> исх.). На данный запрос, на день обращения в суд, ответ не получен.
Заявитель полагает, что фактический отказ Администрации Серпуховского муниципального района в предоставлении запрашиваемых документов является незаконным, которое должно расцениваться как ограничение права юридического лица на доступ к информации, что противоречит нормам закона.
Представитель заявителя Филатова М.В. в судебном заседании требования Администрации г. Серпухова поддержала. В письменных объяснениях по заявлению указала, что Администрация г. Серпухова ранее не обращалась к заинтересованному лицу с подобными запросами, доказательств представления ранее Администрации г. Серпухова запрашиваемой документированной информации не представлено. Копии исковых заявлений в Арбитражный суд Московской области о признании недействительной ничтожной сделки, приобщенные к материалам дела не содержат отметки Администрации г. Серпухова, что именно эти исковые заявления с приложением постановлений Администрации Серпуховского муниципального района от 25.09.2013г. <номер> и от 25.09.2013г. <номер> направлялись в Администрацию г. Серпухова и ее получены. Также эти исковые заявления не содержат информацию, что именно они рассматриваются в рамках арбитражных дел № А41-67442/13 и А41-674441/13. Считает также отказ на запрос от 01.04.14г. <номер>. незаконным, поскольку Федеральный закон «О персональных данных» регулирует правоотношения, связанные с информацией, относящейся к физическому лицу. Кроме того, довод заинтересованного лица, что на момент подачи рассматриваемого заявления в суд, не истек 30-дневный срок для рассмотрения запроса не состоятелен, поскольку согласно п. 4 ст. 1 ФЗ №59-ФЗ, данный срок рассмотрения может применяться только к обращениям (предложениям, заявлениям и жалобам), понятие которых в целях применения настоящего закона раскрывается в ст. 4 ФЗ №159-ФЗ. Правоотношения по представлению органом местного самоуправления по запросу документированной информации регулируются ФЗ №8-ФЗ, срок рассмотрения запроса в котором не установлен. Срок в 25 дней является более чем разумным. Кроме того, отказ в предоставлении запрашиваемой информации по запросу от 01.04.2014г. <номер> дан 30.04.2014г., то есть до вынесения судебного решения и 06.05.2014г. получен заявителем (л.д. 123-125).
Представитель заинтересованного лица Пупышева Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, считает их незаконными и необоснованными.
В письменном отзыве представитель заинтересованного лица указала, что на запрос от 17.01.2014г. администрацией Серпуховского муниципального района был дан ответ о том, что запрашиваемые документы ранее предоставлялись заявителю при рассмотрении арбитражного дела №А41-63854/13 и в рамках рассмотрения управлением ФАС России по Московской области дела по жалобе на проведение торгов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков с кадастровыми <номер>, <номер>. 25.03.2014г. администрация Серпуховского муниципального района письмом <номер>исх. отказала в предоставлении указанных в запросе от 27.02.2014г. документов, так как ранее они предоставлялись заявителю в рамках рассмотрения арбитражных дел №А41-67442/13 и А41-674441/13. Указанные доводы подтверждаются копиями исковых заявлений администрации Серпуховского муниципального района. Документы, запрашиваемые заявителем относятся к компетенции администрации Серпуховского муниципального района и изданы в рамках Федерального закона 131-ФЗ в отношении территории Серпуховского муниципального района. Запрошенная информация не затрагивает непосредственно прав и интересов администрации г. Серпухова. Отказы администрации предоставить требуемые документы совершены в рамках действующего законодательства и ни коим образом не нарушают права и законные интересы заявителя, так как они относятся исключительно к полномочиям Серпуховского муниципального района, его территории, и более того, заявитель на момент обращения имел указанные документы в своем распоряжении.
Одним из требований заявителя является обязание предоставить постановления администрации Серпуховского муниципального района о предоставлении в аренду земельных участков <номер> и <номер>, а также договоров аренды указанных земельных участков, заключенных с ООО «И.». Запрос о предоставлении указанных документов поступил в администрацию Серпуховского муниципального района 01.04.2014 года. Таким образом, на момент подачи заявления тридцатидневный срок рассмотрения письменного обращения не истек и требования заявителя являются по сути попыткой подмены административного порядке судебным (л.д. 113-114).
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
При рассмотрении дела установлено, что 17.01.2014г. Заместитель главы администрации г. Серпухова Румянцев Е.В. обратился в администрацию Серпуховского муниципального района Московской области с запросом <номер> о предоставлении заверенных надлежащим образом копий постановлений от 28.06.2013г. <номер>, от 23.10.2013 <номер>, от 27.1.2013г. <номер>, от 27.11.2013г. <номер> о принятии решения о проведении торгов, в связи с обнаружением информации о проведении и проводимых Администрацией Серпуховского муниципального района торгах о продаже права аренды земельных участков, расположенных по <адрес> и возникновением сомнений у Администрации г. Серпухова о правомочности распоряжения данными земельными участками (л.д. 130).
Из сообщения Администрации Серпуховского района от 20.01.2014г. <номер>, полученного Администрацией г. Серпухова 26.02.2014г., следует, что постановления администрации Серпуховского муниципального района от <дата> <номер> и от <дата> <номер> ранее предоставлялись администрации городского округа Серпухов в рамках рассмотрения арбитражного дела № А41-63854/13, а постановления администрации Серпуховского муниципального района от 27.11.2013г. <номер> и от 27.11.2013г. <номер> ранее предоставлялись администрации городского округа Серпухов 09.01.2014г. в рамках рассмотрения управлением ФАС России по Московской области жалобы на проведение торгов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков с кадастровыми <номер>, <номер> (л.д. 6).
27.02.2014г. Администрация г. Серпухова обратилась в Администрацию Серпуховского муниципального района с запросом №1.1.21/440исх. о предоставлении заверенных надлежащим образом копии постановлений администрации Серпуховского муниципального района от 25.09.2013г. <номер> «О местоположении земельного участка с кадастровым <номер> и от 25.09.2013г. <номер> «О местоположении земельного участка с кадастровым <номер>, в связи с обнаружением информации об изменении адреса места расположения указанных земельных участков и возникновением сомнений у Администрации г. Серпухова о правомочности принятия данных правовых актов в пределах предоставленных законом полномочий (л.д. 7).
На данный запрос Администрацией г. Серпухова 28.03.2014г. был получен ответ от 25.03.2014г. №1-38исх., что постановления администрации Серпуховского муниципального района от <дата> <номер> и от <дата> <номер> ранее предоставлялись администрации городского округа Серпухов в рамках рассмотрения арбитражных дел № А41-674442/13 и А41-67441/13 соответственно (л.д. 13).
<дата> Заместитель главы администрации г. Серпухова Румянцев Е.В. обратился в Администрацию Серпуховского муниципального района с запросом <номер>. о предоставлении заверенных надлежащим образом копии постановлений администрации Серпуховского муниципального района о предоставлении в аренду земельных участков и копий соответствующих договоров аренды с ООО «И.» (л.д. 8).
Основанием для обращения с данным запросом явился факт обнаружения на Интернет сайте информации о продаже Администрацией Серпуховского муниципального района Московской области права аренды земельных участков с кадастровыми <номер>, <номер>, расположенных в черте г. Серпухова, но по данным с сайта, расположенных по <адрес> (л.д. 8,9-11, 14-16).
Как усматривается из сообщения от 30.04.2014г. <номер> Заместителя Руководителя администрации Серпуховского муниципального района ф., полученного Администрацией г. Серпухова 08.05.2014г., оснований для предоставления испрашиваемых документов у администрации Серпуховского муниципального района не имеется, поскольку запрашиваемые в запросе от 01.04.2014г. № 1.1.21/726исх. документы ни коим образом не затрагивают права и законные интересы администрации городского округа Серпухов, кроме того договоры аренды имущества содержат персональные данные, которые охраняются Федеральным законом от <дата> №152-ФЗ «О персональных данных», а доверенность от субъекта персональных данных не представлено (л.д. 65).
Кроме того, Администрация г. Серпухова обратилась к Серпуховскому городскому прокурору Д. с заявлением о внесении в Администрацию Серпуховского муниципального района представления об устранении нарушений закона и оказании содействия в исполнении запроса о предоставлении документированной информации и привлечении должностных лиц Администрации Серпуховского муниципального района, виновных в нарушении права на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления к ответственности, в порядке, предусмотренной ст. 25 ФЗ №8-ФЗ (л.д. 111-112).
На данное обращение первым заместителем городского прокурора К. 12.05.2014г. разъяснено право на обращение в суд с заявлением о понуждении к предоставлению надлежащим образом заверенных копий названных постановлений (л.д. 126-127).
В обоснование своих возражений представителем заинтересованного лица представлены копии двух исковых заявлений в Арбитражный суд Московской области, в которых третьим лицом по делу является Администрация городского округа Серпухов, в приложении к исковому заявлению указана копия постановления администрации Серпуховского муниципального района от 25.09.2013г. <номер> (л.д. 116-119); копия определения Арбитражного суда Московской области об отложении судебного разбирательства от 11.03.2014г. по делу №А41-67442/13 (л.д. 120); копия определения Арбитражного суда Московской области от 16.01.2014г. о назначении дела №А41-63854/13 к судебному разбирательству (л.д. 129).
Сторонами в материалы дела представлены копии уставов муниципального образования «Серпуховский муниципальный район Московской области» и муниципального образования «Город Серпухов Московской области» (л.д. 20-60, 66-110).
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ не может быть ограничен доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну).
В силу ч. 1 ст. 9 федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» пользователь информацией имеет право получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен.
Пользователем информацией является гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, осуществляющие поиск информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Пользователями информацией являются также государственные органы, органы местного самоуправления, осуществляющие поиск указанной информации в соответствии с настоящим Федеральным законом (ст. 1 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ пользователь информацией имеет право обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления с запросом как непосредственно, так и через своего представителя, полномочия которого оформляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Запрос, составленный в письменной форме, подлежит регистрации в течение трех дней со дня его поступления в государственный орган, орган местного самоуправления. Запрос, составленный в устной форме, подлежит регистрации в день его поступления с указанием даты и времени поступления (ч. 5 ст. 18 указанного закона).
Запрос подлежит рассмотрению в тридцатидневный срок со дня его регистрации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В случае, если предоставление запрашиваемой информации невозможно в указанный срок, в течение семи дней со дня регистрации запроса пользователь информацией уведомляется об отсрочке ответа на запрос с указанием ее причины и срока предоставления запрашиваемой информации, который не может превышать пятнадцать дней сверх установленного настоящим Федеральным законом срока для ответа на запрос (ч. 6 ст. 18 указанного закона).
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 09.02.2009г. № 8-ФЗ информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не предоставляется в случае, если:
1) содержание запроса не позволяет установить запрашиваемую информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
2) в запросе не указан почтовый адрес, адрес электронной почты или номер факса для направления ответа на запрос либо номер телефона, по которому можно связаться с направившим запрос пользователем информацией;
3) запрашиваемая информация не относится к деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, в которые поступил запрос;
4) запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа;
5) запрашиваемая информация ранее предоставлялась пользователю информацией;
6) в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых государственным органом, органом местного самоуправления, проведении анализа деятельности государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления либо подведомственных организаций или проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает право обращения органов местного самоуправления за получением информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. То есть, администрация г. Серпухова в рамках своих полномочий обратилась в администрацию Серпуховского муниципального района с законными и обоснованными тремя запросами о предоставлении информации.
Анализируя представленные по делу сторонами доказательства, суд не находит оснований для признания законным отказа Администрации Серпуховского муниципального района в предоставлении информации по запросам Администрации г. Серпухова от 17.01.2014г. №1.1.21/53исх., от 27.02.2014г. № 1.1.21/440исх., поскольку не нашел своего подтверждения довод представителя заинтересованного лица о предоставлении ранее запрашиваемой информации администрации г. Серпухова. То обстоятельство, что указанные в запросе постановления указаны в приложении к исковому заявлению в Арбитражный суд Московской области, не свидетельствуют о получении заверенных копий данных постановлений третьим лицом Администрацией г. Серпухова, данных о получении указанных документов не представлено.
Кроме того, сведений об обращении заявителя к заинтересованному лицу ранее с запросом о предоставлении аналогичной документированной информации и предоставлении такой информации не представлено. Таким образом, не установлено повторное обращение Администрации г. Серпухова к Администрации Серпуховского муниципального района за предоставлением документированной информации, которая ранее была представлена.
Таким образом, незаконен отказ администрации Серпуховского муниципального района в предоставлении документированной информации по запросам от 17.01.2014г. № 1.1.21/53исх. и от 27.02.2014г. № 1.1.21/440исх.
При таких обстоятельствах заявление Администрации г. Серпухова о признании незаконным отказа администрации Серпуховского муниципального района в предоставлении документов, указанных в запросе заместителя главы администрации г. Серпухова Румянцева Е.В. от 17.01.2014 года <номер> исх., и в запросе заместителя главы администрации г. Серпухова Румянцева Е.В. от 27.02.2014 года <номер> исх. и обязать представить постановление от 27.11.2013г. <номер>, постановление от 27.11.2013г. <номер>, постановление от 25.09.2013г. <номер>, постановление от 25.09.2013г. <номер> подлежит удовлетворению.
При этом суд не находит оснований для удовлетворения требований о признании отказа Администрации Серпуховского муниципального района в предоставлении документов, указанных в запросе заместителя главы администрации г. Серпухова Румянцева Е.В. от <дата> № 1.1.21/726 исх, поскольку заявителем обжалуется отказ администрации Серпуховского муниципального района по тем основаниям, что ответ на запрос получен не был. Однако как следует из материалов дела, заявитель обратился в Серпуховский городской суд за защитой нарушенного права <дата> года, то есть, до истечения предусмотренного законом срока рассмотрения обращений.
Довод представителя заявителя о том, что 30-дневный срок для рассмотрения обращения, предусмотренный Федеральным законом от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в данном случае не применим и срок в 25 дней является более чем разумный, суд признает несостоятельным, поскольку Федеральным законом от 09.02.2009г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» установлен тридцатидневный срок рассмотрения запроса о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления со дня его регистрации, который на дату обращения заявителя в суд не истек.
То обстоятельство, что в ходе рассмотрения судом гражданского дела, Администрацией Серпуховского муниципального района дан ответ на указанный запрос, которым отказано в предоставлении информации, не является основанием для признания данного отказа незаконным, поскольку требования предъявлены о бездействии Администрации Серпуховского муниципального района при рассмотрении поступившего запроса.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным отказ администрации Серпуховского муниципального района в предоставлении документов, указанных в запросе заместителя главы администрации г. Серпухова Румянцева Е.В. от 17.01.2014 года <номер> исх., и в запросе заместителя главы администрации г. Серпухова Румянцева Е.В. от 27.02.2014 года <номер> исх.
Обязать Администрацию Серпуховского муниципального района представить Администрации г. Серпухова надлежащим образом заверенные копии следующих документов:
- постановления Администрации Серпуховского муниципального района от 27.11.2013г. <номер> о принятии решения о проведении торгов по продаже земельных участков;
- постановления Администрации Серпуховского муниципального района от 27.11.2013г. <номер> о принятии решения о проведении торгов по продаже земельных участков;
- постановления Администрации Серпуховского муниципального района от 25.09.2013г. <номер> «О местоположении земельного участка с кадастровым <номер>»;
- постановления Администрации Серпуховского муниципального района от 25.09.2013г. <номер> «О местоположении земельного участка с кадастровым <номер>»;
Требования Администрации г. Серпухова о признании отказа Администрации Серпуховского муниципального района в предоставлении документов, указанных в запросе заместителя главы администрации г. Серпухова Румянцева Е.В. от 01.04.2014 года <номер> исх., оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: Ю.А. Калашникова
Мотивированное решение изготовлено: 19 мая 2014 года.