Дело № 2-729/2024
24RS0048-01-2023-003080-49
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 февраля 2024 года Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Хованской Н.А.,
при секретаре Клопотовской А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бурмакиной <данные изъяты> к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о возложении обязанности по включению периода работы, периода обучения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности по назначению страховой пенсии по старости
УСТАНОВИЛ:
Бурмакина Н.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о возложении обязанности по включению периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>», периода обучения в Красноярском государственном педагогическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», возложении обязанности по назначению страховой пенсии по старости с учетом указанных периодов. Требования мотивированы тем, что решением УПФР в Свердловском районе г. Красноярска (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в досрочном назначении пенсии. При подсчете стажа на соответствующих видах работ по п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не учтен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>», поскольку не подпадает под требования п. № Списка №. Полагает данное решение незаконным и необоснованным, поскольку п.№ Списка № к детским санаториям относятся санатории всех наименований: для лечения <данные изъяты>
В судебном заседании истец Бурмакина Н.В. заявленные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю – Чернявская Л.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что санатория являлся санаторием смешанного типа.
Выслушав истца, представителя ответчика, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее ст. 7 (ч. 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из ст. 39 (ч. 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В силу ч. 1.1, ч.2 ст. 30 ФЗ №-400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
Согласно пункта 2 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 были утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в разделе "Наименование должностей" предусмотрена должность воспитатель, в разделе "наименование учреждений" в пункте 1.14 предусмотрены Учреждения здравоохранения: детские санатории всех наименований: для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Бурмакина Н.В. обратилась в УПФР в Свердловском районе г. Красноярска (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии.
Решением УПФР в Свердловском районе г. Красноярска (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 было отказано в досрочном назначении пенсии по п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Стаж на соответствующих видах работ по п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» на ДД.ММ.ГГГГ составляет 18 лет 03 месяца 25 дней, при требуемом стаже 25 лет.
При подсчете стажа на соответствующих видах работ по п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не учтен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>», Постановление № п. 1.14 предусматривает детские санатории всех наименований: для <данные изъяты>. На основании Устава, утвержденного Постановлением администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ №, муниципального учреждения здравоохранения «<данные изъяты>», предметом деятельности учреждения является: оказание специализированной медицинской помощи населению города по профилю отделений (психоневрологический, пульмонологический, гастроэнтерологический и других.
В соответствии с дипломом ТВ №, ФИО3 в ДД.ММ.ГГГГ году поступила в Красноярский государственный педагогический институт, в ДД.ММ.ГГГГ окончила полный курс названного института по специальности педагогика и методика начального обучения. Решением Государственной экзаменационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Бурмакиной Н.В. присвоена квалификация учителя начальных классов.
Согласно сведений трудовой книжки Бурмакиной Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ, она в период с ДД.ММ.ГГГГ год проходила обучение в Красноярском государственном педагогическом институте согласно Диплома №.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, Бурмакина НГ.В. ДД.ММ.ГГГГ принята в Муниципальное учреждение здравоохранения <данные изъяты>» в филиал № воспитателем по 12 разряду Единой Тарифной сетки.
Распоряжением Совета администрации Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-р, МУЗ «<данные изъяты>» переименован в Краевое государственное учреждение здравоохранения «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Бурмакиной Н.В. с ДД.ММ.ГГГГ присвоена 1 квалификационная категория.
Приказом Министерства здравоохранения Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №орг КГУЗ «<данные изъяты>» переименован в Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «<данные изъяты>».
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ Бурмакина Н.В. уволена переводом в КГБУЗ «Красноярский специализированный дом ребенка №».
В соответствии с исторической справкой, предоставленной Министерством здравоохранения Красноярского края ДД.ММ.ГГГГ на судебный запрос, в ДД.ММ.ГГГГ году был создан санаторий «Рахитиков», переименован в детский санаторий № «<данные изъяты>» (год неизвестен). По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имел 75 коек, занимаемая площадь 2050 м2. (решение Красноярского городского отдела народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О неотложных мерах по переводу здравоохранения на новые условия хозяйствования и реорганизации структуры управления») детский санаторий «Ласточка» включен в перечень предприятий здравоохранения, являющихся коммунальной собственностью Красноярского горисполкома.
С ДД.ММ.ГГГГ приказом заведующего Красноярским городским отделом Здравоохранения от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>» передан в подчинение отделу здравоохранения исполкома Красноярского городского Совета народных депутатов.
В ДД.ММ.ГГГГ году постановлением администрации города от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Устав муниципального учреждения здравоохранения «<данные изъяты>». Учреждение являлось юридическим лицом, находящемся в ведении здравоохранения администрации г. Красноярска. Учреждение было создано с целью обеспечения детского населения г. Красноярска и Красноярского края качественной, доступной специализированной лечебно-диагностической и реабилитационной санаторной помощью. Основным видом деятельности являлось оказание лечебно-диагностической санаторно-реабилитационной помощи детям.
С ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с постановлением администрации города от ДД.ММ.ГГГГ № «О реорганизации муниципального учреждения Здравоохранения «Детский санаторий «Ласточка» МУЗ «Детский специализированный санаторий «Ласточка» было реорганизовано путем присоединения к нему МУЗ «Детский санаторий № «Тополек» и «Детский санаторий № «Огонек». Учреждение было создано с целью обеспечения населения качественной, доступной, своевременной специализированной медицинской, социальной и психологической помощью. Основным видом деятельности учреждения являлась медицинская, социально-правовая психологическая помощь для детей в возрасте от 2-х до 17 лет с организацией учебного процесса для детей школьного возраста.
Штатные расписания за ДД.ММ.ГГГГ годы, инвентаризационный и ликвидационный баланс МУЗ «Детский санаторий «Ласточка» переданы на хранение в МКУ «Красноярский городской архив».
МУЗ «Детский санаторий «Ласточка» передано в государственную собственность Красноярского края на основании распоряжения Совета администрации Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-р.
В соответствии с приказом Агентства здравоохранения и лекарственного обеспечения администрации Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-орг из МУЗ «Детский санаторий «Ласточка» было образовано краевое государственное учреждение здравоохранения «Детский санаторий «Ласточка».
В соответствии с распоряжением Губернатора Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-рг, приказом министерства здравоохранения Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-орг краевое государственное учреждение здравоохранения «Детский санаторий «Ласточка» переименовано краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Детский санаторий «Ласточка».
Место и роль в структуре отраслевых организаций: одно из учреждений, находящихся в ведомственном подчинении министерства здравоохранения Красноярского края. Задачи и функции: оказание специализированной медицинской помощи детскому населению.
Дата ликвидации: учреждение ликвидировано на основании Распоряжения Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О ликвидации краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Детский санаторий «Ласточка». Государственная регистрация прекращения деятельности учреждения произведена ДД.ММ.ГГГГ Организация - правопреемник: нет. Форма собственности: краевая.
Уставом МУЗ «Детский санаторий «Ласточка», утвержденным постановлением администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что Муниципальное учреждение здравоохранения «Детский санаторий «Ласточка» (в дальнейшем именуемое Учреждение) создано администрацией г.Красноярска. Учредителем Учреждения является образование- город Красноярск в лице администрации Красноярска. Учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой частично за счет бюджета города и других источников, не запрещенных действующим законодательством. финансируемой частично за счет средств бюджета города и других источников, не запрещенных действующим законодательством. Официальное наименование Учреждения: Полное: муниципальное учреждение здравоохранения «Детский санаторий «Ласточка». Сокращенное: МУЗ ДС «Ласточка» Юридический адрес Учреждения: <адрес>.
Учреждение является юридическим лицом, находящимся в ведении главного управления здравоохранения администрации <адрес>, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банка, печать, штампы, бланки, владеет, пользуется и распоряжается имуществом, на праве оперативного управления и настоящим Уставом. действует в соответствии с законодательством Российской Федерации и
Учреждение имеет в своем составе обособленные подразделения без права юридического лица, действующие на оснований Положений, утвержденных главным врачом учреждения: филиал №, расположенный по адресу: <адрес>; филиал №, расположенный по адресу: <адрес>
Учреждение является правопреемником всех прав и обязанностей муниципальных учреждений здравоохранения «Детский санаторий № «Тополек», «Детский санаторий № «Огонек» в соответствии с передаточным актом.
Учреждение создано с целью обеспечения населения качественной, доступной, своевременной специализированной медицинской, социальной и психоневрологической помощью согласно имеющимся лицензиям и сертификатам.
В соответствии с п. №. Устава, основным видом деятельности Учреждения является: медицинская, социально-правовая и психологическая помощь для детей в возрасте от 2-х до 17 лет с организацией учебного процесса для детей школьного возраста; оказание методической помощи в соответствии с целями Учреждения.
Предметом деятельности учреждения является: оказание специализированной медицинской помощи населению города по профилю отделений (психоневрологический, пульмонологический, гастроэнтерологический и других); организационно-методическая деятельность; оказание платных услуг (при наличии лицензии и соответствующего разрешения главного управления здравоохранения администрации города); финансово-хозяйственная деятельность.
Согласно информации, предоставленной Министерством здравоохранения Красноярского края ДД.ММ.ГГГГ на судебный запрос, санаторий для детей, страдающих рахитом, открыт в ДД.ММ.ГГГГ году по адресу <адрес>, в ДД.ММ.ГГГГ году санаторий перепрофилирован в психоневрологический. В ДД.ММ.ГГГГ году постановлением администрации г. Красноярска № МУЗ «Детский санаторий «Ласточка» был реорганизован путем соединения 3-х санаториев: «Ласточка» (психоневрология); «Огонек» (пульмонология); «Тополек» (гастроэнтерология). В ДД.ММ.ГГГГ году отделение «Тополек» было закрыто ввиду не соответствия материально-технической базы и возможности направления детей в другие санатории (<адрес> ДД.ММ.ГГГГ году в связи с изменением федерального законодательства санаторий передан в краевую собственность виде 2-х отделений круглогодичного пребывания: психоневрологического и пульмонологического профиля с общей мощностью 200 коек.
Санаторий в своей структуре имел: психоневрологическое отделение (<адрес>), 100 к/мест для детей с 5 до 18 лет; пульмонологическое отделение (<адрес> А) 100 к/мест для детей с 3 до 7 лет.
В соответствии с представленным штатным расписанием МУЗ Детский санаторий «Ласточка» на ДД.ММ.ГГГГ на 265 коек, в состав входило психоневрологическое отделение для лечения больных ДЦП на 90 коек, из них для детей до 3-х лет – 15 коек; филиал № – пульмонологическое отделение на 100 коек, из них для детей до 3-х лет 25 коек; филиал № гастроэнтерологическое ФИО1 на 75 коек.
Тарификационным списком работников детского санатория «Ласточка» по состоянию на 2004 установлено, что ФИО3 отнесена к педагогическому персоналу филиала № в качестве воспитателя 1 категории. В санатории установлено наличие педагогического персонала в количестве 14,50 ставок, педагогического персонала филиала № в количестве 13,50 единиц, педагогического персонала филиала № в количестве 9,5 единиц.
Штатным расписанием МУЗ Детский санаторий «Ласточка» на ДД.ММ.ГГГГ на 200 коек установлено, что в состав санатория входило психоневрологическое отделение для лечения больных ДЦП на 90 коек, из них для детей до 3-х лет – 15 коек; филиал №, в том числе пульмонологическое отделение на 75 коек, из них для детей до 3-х лет 25 коек; гастроэнтерологических 25 коек.
В соответствии с выпиской из реестра лицензии, выданных Детскому санаторию «Ласточка» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ выдана лицензия Территориальным органом Росздравнадзора по Красноярскому краю №. Лицензируемый вид деятельности: Медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).По адресу <адрес> выполняемые работы, оказываемые услуги: №; при осуществлении доврачебной медицинской помощи по: диетологии; лечебной физкультуре и спортивной медицине; медицинскому массажу; сестринскому делу; физиотерапии; при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе: при осуществлении специализированной медицинской помощи по: психиатрии; при осуществлении санаторно-курортной помощи по: лечебной физкультуре и спортивной медицине; неврологии; общественному здоровью и организации здравоохранения; педиатрии; психотерапии; рефлексотерапии; стоматологии детской; травматологии и ортопедии; физиотерапии. По адресу: <адрес> выполняемые работы, оказываемые услуги: №; при осуществлении доврачебной медицинской помощи по: лечебной физкультуре и спортивной медицине; медицинскому массажу; сестринскому делу; физиотерапии; при осуществлении санаторно-курортной помощи по: педиатрии.
Оценивая представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
Из приведенных выше нормативных положений, регулирующих спорные отношения, следует, что только педагогическим работникам, работающим в санаториях определенного профиля, поименованного в указанных списках, периоды такой работы включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Педагогическая деятельность в санаториях (курортах) иных, помимо перечисленных в указанном перечне профилей, после принятия постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, а именно после 1 ноября 1999 г., не включается в стаж, дающий право на назначение пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
В соответствии с пунктом 5.2.11.15 приложения к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 г. N 522 "О ведении государственного реестра курортного фонда Российской Федерации" медицинская специализация (профиль) санатория определяется в соответствии с приложением к лицензии на медицинскую деятельность.
Из представленных в материалы дела документов: исторической справки, предоставленной Министерством здравоохранения Красноярского края, Устава МУЗ «Детский санаторий «Ласточка», утвержденного постановлением администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ №, штатных расписаний МУЗ Детский санаторий «Ласточка» на ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ, тарификационных списков работников детского санатория «Ласточка» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из реестра лицензии, выданных Детскому санаторию «Ласточка» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что предметом деятельности детского санатория «Ласточка» являлось оказание специализированной медицинской помощи по профилю отделений психоневрологического, пульмонологического, гастроэнтерологического и других; в составе санатория имелись психоневрологическое, пульмонологическое и гастроэнтерологическое отделения.
Учитывая изложенное, основания для включения спорного периода в льготный педагогический стаж отсутствуют, поскольку учреждение Детский санаторий «Ласточка», имеющий профиль клинического санатория (санаторий смешанного типа, т.е. предназначен для лечения нескольких заболеваний) не поименован Списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781), а факт работы истца в должности воспитателя сам по себе не может служить основанием для включения периода работы в такой должности в специальный стаж.
Кроме того, суд учитывает, что согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица за спорный период работы в Детском санатории «Ласточка» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ индивидуальные сведения представлены работодателем в пенсионный орган без кодов особых условий труда.
Разрешая требования Бурмакиной Н.В. о включении периода обучения в Красноярском государственном педагогическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», суд исходит из следующего.
Действующее пенсионное законодательство, а также Правила исчисления периодов работы, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2022 г. не предусматривают возможности включения в специальный стаж периода обучения в педагогических учебных заведениях.
Вместе с тем, в соответствии с абзацем 5 пункта 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Из буквального толкования приведенной нормы следует, что все время обучения подлежит включению в педагогический стаж при одновременном соблюдении следующих условий: если ему (времени обучения) непосредственно предшествовала педагогическая деятельность и если такая деятельность следовала за ним.
Учитывая, что периоду обучения истца в Красноярском государственном педагогическом институте не предшествовала педагогическая деятельность, суд не находит оснований для зачета периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж.
Производные требования истца по возложению обязанности по назначению пенсии также не подлежат удовлетворению в связи с отсутствием необходимого специального стажа.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Бурмакиной <данные изъяты> к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о возложении обязанности по включению периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>», периода обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Красноярском государственном педагогическом институте в стаж, возложении обязанности по назначению страховой пенсии по старости– отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский Краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца с даты изготовления мотивированного текста решения.
Председательствующий: Н.А. Хованская
Мотивированный текст решения изготовлен 11.03.2024 года
Судья Н.А. Хованская