Решение по делу № 8а-1438/2022 [88а-2955/2022] от 04.02.2022

Дело № 2а-363/2021

      № 88а-2955/2022

К А С С А Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Владивосток                                                                    30 марта 2022 года

Мотивированное кассационное определение изготовлено 12.04.2022

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зиганшина И.К.,

судей Туктамышевой О.В., Королевой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного ответчика администрации Галичного сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края на решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 12 июля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 29 сентября 2021 года, принятые по административному делу № 2а-363/2021 по административному исковому заявлению прокурора Комсомольского района Хабаровского края, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Галичного сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., пояснения прокурора Генеральной прокуратуры РФ Нишоновой Ф.А., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

прокурор Комсомольского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Комсомольский районный суд Хабаровского края с вышеназванным исковым заявлением к администрации Галичного сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Галичного сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края, выразившееся в необеспечении доступа к сведениям о муниципальных услугах для заявителей посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», Государственную информационную систему Хабаровского края «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Хабаровского края», а также официальный сайт администрации Галичного сельского поселения; в необеспечении возможности для заявителей получения муниципальных услуг в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде, регионального портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде, официального сайта администрации Галичного сельского поселения.

Обязать в срок до 30 декабря 2021 года обеспечить - доступ к сведениям о муниципальных услугах для заявителей посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», Государственную информационную систему Хабаровского края «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Хабаровского края», а также официальный сайт администрации Галичного сельского поселения;

- возможность получения муниципальных услуг в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде, регионального портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде путем: - размещения на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) и (или) региональном портале государственных и муниципальных услуг в электронном виде информации об услуге (функции) и форм заявлений и иных документов, необходимых для получения соответствующих услуг, и обеспечение доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде; - обеспечения возможности для заявителей в целях получения услуги представлять документы в электронном виде с использованием порталов; обеспечения возможности для заявителей осуществлять с использованием порталов мониторинг хода предоставления услуги (исполнения функции); - обеспечения возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на порталах.

В обоснование требований указано, что прокуратурой Комсомольского района проведен мониторинг официальных сайтов – порталов предоставления государственных и муниципальных услуг на предмет соблюдения органами местного самоуправления Комсомольского района закона о предоставлении муниципальных услуг, связанных с осуществлением предпринимательской, в том числе инвестиционной деятельности. В ходе проверки установлено, что на Едином портале государственных и муниципальных услуг отсутствуют сведения о муниципальных услугах администрации Галичного сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края. На Портале государственных и муниципальных услуг Хабаровского края также отсутствуют сведения о муниципальных услугах администрации Галичного сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края. Указанные нарушения создают административные барьеры для реализации прав неопределенного круга лиц, в том числе создают условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, включая инвестиционную деятельность, предусмотренных законодательством о предоставлении муниципальных услуг, что в целом не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации административной реформы по повышению их качества и доступности муниципальных услуг.

Решением Комсомольского районного суда Хабаровского края от       12 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 29 сентября 2021 года, требования прокурора удовлетворены.

4 февраля 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации Галичного сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края, поданная через Комсомольский районный суд Хабаровского края 26 января 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование кассационной жалобы административный ответчик ссылается на то, что обязанности, возложенные судом, отражают этапы перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде, утвержденные в Приложении № 2 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде». Однако нормы и этапы перехода не носят императивного характера и не создают для органов местного самоуправления обязанности по осуществлению данного перечня действий. Обязанность по обеспечению получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме администрацией Галичного сельского поселения в настоящее время исполняется путем обеспечения возможности предоставления муниципальных услуг с использованием официального сайта органов местного самоуправления, а также посредством электронной почты.

Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 22 февраля 2022 года кассационная жалоба Галичного сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явился представитель административного ответчика, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав прокурора, с учетом требований части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее – Федеральный закон №210-ФЗ) предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме - предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Из пункта 3 статьи 5 Федерального закона № 210-ФЗ следует, что при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

Государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг (часть 1 статьи 11 Федерального закона № 210-ФЗ).

Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией (часть 7 статьи 11 Федерального закона № 210-ФЗ).

Как указал Конституционный Суд РФ в Определении Конституционного Суда РФ от 22 июля 2014 года N 138-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Байнова Александра Станиславовича на нарушение его конституционных прав положениями частей 1 - 8 статьи 26 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" гражданам и иным установленным Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" лицам гарантируется по их выбору получение государственных и муниципальных услуг как в электронной, так и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 5 названного Федерального закона). Такое регулирование направлено на обеспечение выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления своих обязанностей, связанных с предоставлением гражданам государственных (муниципальных) услуг, на защиту прав и интересов лиц, нуждающихся в получении государственных (муниципальных) услуг, предусматривает выбор получателем государственных и муниципальных услуг способа их предоставления.

Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона № 210-ФЗ предусмотрена обязанность органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

Согласно пункту 1 части 4 статьи 29 Федерального закона № 210-ФЗ в отношении реализации положений настоящего Федерального закона, предусматривающих предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме соответственно федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Распоряжением Правительства № 1993-р от 17 декабря 2009 года утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде. Приложение N 2 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. N 1993-р определены этапы перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде.

Первый этап перехода предусматривает размещение информации об услуге (функции) в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) и на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), установлен предельный срок его реализации до 1 декабря 2010 года. Второй этап предусматривает размещение на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) форм заявлений и иных документов, необходимых для получения соответствующих услуг, и обеспечение доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде, предельный срок реализации данного этапа до 1 января 2011 года. Третий этап предусматривает обеспечение возможности для заявителей в целях получения услуги представлять документы в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), предельный срок реализации этапа до июля 2012 года. Четвертый этап предусматривает обеспечение возможности для заявителей осуществлять с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) мониторинг хода предоставления услуги (исполнения функции), предельный срок реализации до 1 января 2013. Пятый этап с предельным сроком реализации до 1 января 2014 предусматривает обеспечение возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом.

Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением администрации Галичного сельского поселения от 20 августа 2014 года № 50 утвержден реестр муниципальных услуг, предоставляемых администрацией Галичного сельского поселения.

Прокуратурой Комсомольского района проведен мониторинг официальных сайтов – порталов предоставления государственных и муниципальных услуг на предмет соблюдения органами местного самоуправления Комсомольского района законодательства о предоставлении муниципальных услуг, связанных с осуществлением предпринимательской, в том числе инвестиционной деятельности, в результате которой выявлены нарушения Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», выразившееся в необеспечении ответчиком возможности получения гражданами муниципальных услуг в электронном виде.

Согласно ответу администрации Галичного сельского поселения Комсомольского района на представление прокурора, отсутствие в административных регламентах указания на предоставление муниципальной услуги в электронном виде освобождает администрацию от необходимости обеспечения доступа к сведениям о муниципальных услугах для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг, а также от обязанности обеспечить гражданам возможность получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций).

Удовлетворяя административные исковые требования прокурора, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что отсутствие возможности получения услуги в электронной форме нарушает законные права граждан на получение государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе право на электронное взаимодействие между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. Бездействие административного ответчика противоречит требованиям действующего законодательства и может повлечь нарушение прав граждан на предоставление государственных и муниципальных услуг.

Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом судебном акте.

Учитывая положения указанного выше законодательства, регулирующего спорные правоотношения, переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде является обязательным, в связи с чем доводы кассационной жалобы о том, что административным регламентом предоставления муниципальных услуг, утвержденным администрацией Галичного сельского поселения Комсомольского муниципального района, предоставление муниципальных услуг посредством информационных систем (порталов услуг) в настоящее время не предусмотрено, являются несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права.

    Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.

Доводы кассационной жалобы, направлены на переоценку доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, и не содержат в себе данных, которые имели бы юридическое значение для отмены либо изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.

    Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 329-331 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от          12 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 29 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного ответчика администрации Галичного сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края – без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.

Председательствующий

Судьи

8а-1438/2022 [88а-2955/2022]

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Комсомольского района
Ответчики
Администрация Галичного сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
9kas.sudrf.ru
30.03.2022Судебное заседание
30.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее