№2-933/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 ноября 2024 года с. Караидель
Караидельский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Фахретдиновой Е.Н., при секретаре Лукмановой Г.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Зайнагабдиновой З.Ф. к Администрации сельского поселения Караярский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании права собственности в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Зайнагабдинова З.Ф. обратилась в суд с иском к Администрации сельского поселения Караярский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, в котором просит признать за истцом право собственности на жилой дом, площадью 21,7 кв. м, с кадастровым номером № и земельный участок, площадью 1862 кв. м, с кадастровым номером №4, расположенные по адресу: РБ, <адрес>, в порядке наследования после смерти матери Мансуровой У.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ умерла мать истца Мансурова У.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. После смерти матери было заведено наследственное дело. Зайнагабдинова З.Ф. приняла наследство в виде дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес> о чем выдано свидетельство о праве на наследство. Другие наследники не пожелали принимать наследство, а именно брат Мансуров Т. написал отказ от принятия наследства, брат Мансуров Р. при жизни не обращался с заявлением о принятии наследства, дочь умершей сестры Мансуровой Г. - Рашитова Г., а также брат Мансуров А. также не обращалась с заявлением о принятии наследства. При жизни матери Мансуровой У.М. также принадлежал жилой дом и земельный участок по адресу <адрес>, однако в связи с отсутствием правоустанавливающих документов, указанный жилой дом и земельный участок не вошел в состав наследственного имущества. Указанный жилой дом и земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, был приобретен матерью истца в ДД.ММ.ГГГГ году и на протяжении всей жизни она проживала в нем, была зарегистрирована и несла бремя его содержания, что подтверждается справкой с сельсовета, а также вписками из похозяйственной книги. В связи с тем, что правоустанавливающих документов не имеется, а ее мать Мансурова У.М. с ДД.ММ.ГГГГ года непрерывно владела и пользовалась указанным жилым домом и земельным участком, считает, что она приобрела право собственности на дом в силу приобретательной давности. После смерти матери Мансуровой У.М. истец единственная наследница, что подтверждается свидетельствами о праве на наследство. Признание права собственности на жилой дом и земельный участок по адресу <адрес>, в внесудебном порядке невозможно.
В судебное заседание истец Зайнагабдинова З.Ф. не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представители ответчика Администрации муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан, третьего лица Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, третьи лица Мансуров Т.Ф., Мансуров А.Ф., Мансуров Р.Р., Рашитова Г.М. о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены, однако к указанной дате и времени на судебное заседание не явились, возражения по иску не представили.
Руководствуясь нормами ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие указанных лиц.
Изучив в совокупности материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В силу ч.2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствие со статьей 1110 ГК РФ, при наследовании имущества умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, т.е. в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил данного Кодекса не следует иное.
Согласно ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу п.п. 1,2 и 4 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной" регистрации.
Согласно п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 "О судебной практике по делам о наследовании" наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Как указано в абз. 2 п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда^ Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если наследодателю принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику, независимо от государственной регистрации права на недвижимость.В силу ст.234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации (часть 2 ст.234 ГК РФ).
Как разъяснено в п.15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в силу п. 1 ст. 234 Гражданского кодекса лицо - гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
При разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательской давности, судам необходимо учитывать следующее: давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательской давности; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Мансурова У.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Башкортостан.
После ее смерти было заведено наследственное дело по заявлению Зайнагабдиновой З.Ф., она как наследник приняла наследство в виде дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, о чем выдано свидетельство о праве на наследство по закону.
Другие наследники отказались от принятия наследства.
При жизни матери Мансуровой У.М. также принадлежал жилой дом и земельный участок по адресу <адрес>, однако в связи с отсутствием правоустанавливающих документов, указанный жилой дом и земельный участок не включены в состав наследственного имущества.
Указанный жилой дом по адресу <адрес>, был приобретен Мансуровой У.М. в ДД.ММ.ГГГГ году и на протяжении всей жизни она проживала в нем, была зарегистрирована и несла бремя его содержания, что подтверждается справкой Администрации СП Караярский сельсовет МР Караидельский район РБ.
Из выписок из похозяйственной книги следует, что Мансурова У.М. постоянно проживала по адресу: <адрес>, дом принадлежал ей на праве пользования. Жилой дом расположен на земельном участке общей площадью 1862 кв. м. Других документов не сохранилось.
Сведения о зарегистрированных правах на земельный участок площадью 1862 кв. м, с кадастровым номером №, и расположенный на нем жилой дом, площадью 21,7 кв.м, с кадастровым номером № отсутствуют, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
В связи с тем, что правоустанавливающих документов не имеется, а Мансурова У.М. с ДД.ММ.ГГГГ года непрерывно владела и пользовалась указанным жилым домом и земельным участком, суд приходит к выводу, что Мансурова У.М. приобрела право собственности на дом в силу приобретательной давности.
После смерти матери Мансуровой У.М. истец вступила в права наследования, что подтверждается свидетельствами о праве на наследство по закону.
Согласно техническому паспорту вышеуказанный жилой дом имеет следующие технические характеристики: общая площадь – 21,7 кв. м, количество этажей - 1, ввод в эксплуатацию - ДД.ММ.ГГГГ адрес: <адрес>, инвентаризационная стоимость указанного дома составляет 24486 руб.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости и Караидельского участка ГБУ РБ «ГКО и ТИ», жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>, ни за кем не зарегистрированы.
Спорное имущество в муниципальной собственности сельского поселения Караярский сельский совет МР Караидельский район РБ не значится, на баланс Караярского сельсовета не принят.
Оценив вышеприведенные доказательства, нормы закона, суд приходит к выводу о том, что исковое заявление Зайнагабдиновой З.Ф. является законным и обоснованным, следовательно, подлежащим удовлетворению, поскольку жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, принадлежали наследодателю Мансуровой У.М., которые вправе унаследовать ее дочь Зайнагабдинова З.Ф.
Поскольку обстоятельства принадлежности спорного жилого дома и земельного участка наследодателю, обстоятельства принятия наследства истцом после смерти наследодателя нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, суд, исходя из положений приведенных выше норм материального права, приходит к выводу о наличии оснований для признания за Зайнагабдиновой З.Ф. право собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ 21,7 ░░. ░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ 1862 ░░. ░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░, <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░