г. Сыктывкар Дело № 2-3799/2021 (33-5501/2021)
УИД 11RS0001-01-2021-004598-25
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ушаковой Л.В.,
судей Батовой Л.А., Захваткина И.В.,
при секретаре Куприенковой Л.А.,
рассмотрела в судебном заседании 21.10.2021 дело по апелляционным жалобам Руденко Максима Сергеевича, МВД России и МВД по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30.06.2021, которым отказано в удовлетворении иска Руденко Максима Сергеевича к МВД по Республике Коми, МВД России о признании за Руденко Максимом Сергеевичем права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в рамках Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на состав семьи из трёх человек: Руденко Максим Сергеевич, Руденко Татьяна Алексеевна, ФИО3, с датой постановки на учет <Дата обезличена>, с учетом даты подачи заявления о принятии на учёт <Дата обезличена>; обязании МВД по Республике Коми принять решение о восстановлении Руденко Максима Сергеевича в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в рамках Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на состав семьи из трёх человек: Руденко Максим Сергеевич, Руденко Татьяна Алексеевна, ФИО3, с датой постановки на учет <Дата обезличена>, с учетом даты подачи заявления о принятии на учёт <Дата обезличена>; о предоставлении Руденко Максиму Сергеевичу единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в рамках Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Заслушав доклад судьи Захваткина И.В., объяснения истца Руденко М.С., представителя МВД России и МВД по Республике Коми Кашкиной Т.Д., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Руденко М.С. обратился в суд с иском к МВД по Республике Коми о признании за ним права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в рамках Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на состав семьи из трех человек, включая его ... Руденко Т.А. и ... ФИО3, с датой постановки на учет <Дата обезличена>, с учетом даты подачи заявления от <Дата обезличена>; восстановлении его на учете для получения единовременной социальной выплаты и предоставлении данной выплаты.
Соответчиком по делу привлечено МВД России, третьими лицами – члены семьи истца - Руденко Т.А., ФИО16 в лице законного представителя Руденко Т.А.
Суд принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец выражает несогласие с решением суда и просит его отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права.
В апелляционной жалобе представитель ответчиков просит исключить из решения суда выводы о том, что действия истца и членов его семьи по снятию с регистрационного учета в 2012 году не являются действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему:
Судом установлено, что Руденко М.С., <Дата обезличена> года рождения, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> проходил службу в органах внутренних дел на территории г. Сыктывкара. Имеет выслугу лет более ... календарных лет.
С <Дата обезличена> Руденко М.С. ... Руденко ... Т.А., ... ФИО3 <Дата обезличена> года рождения.
С <Дата обезличена> Руденко Т.А. работает с МАДОУ «Детский сад <Номер обезличен> общеразвивающего вида» г. Сыктывкара.
ФИО3 с <Дата обезличена> являлся воспитанником указанного детского дошкольного образовательного учреждения.
<Дата обезличена> истец снят с регистрационного учета по месту жительства ... по адресу: <Адрес обезличен>. Жилое помещение находится в муниципальной собственности, общей площадью 90 кв.м.
<Дата обезличена> ... – Руденко Т.А. снята с регистрационного учета по месту жительства ... по адресу: <Адрес обезличен>. Жилое помещение находится в собственности ... ФИО9 и ... ФИО10, имеет общую площадь ... кв.м.
С <Дата обезличена> истец и члены его семьи зарегистрированы в жилом помещении по адресу: <Адрес обезличен>, принадлежащем на праве собственности с <Дата обезличена> ... - ФИО11, которая их членом семьи не является. Жилое помещение представляет собой жилую комнату площадью ... кв.м., расположенное в здании, имевшем ранее статус общежития.
<Дата обезличена> Руденко М.С. обратился по месту прохождения службы (ФГКУ УВО МВД по Республике Коми) с заявлением о принятии его на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
<Дата обезличена> Руденко М.С. с составом семьи из трех человек (...) принят на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в рамках Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ.
<Дата обезличена> на заседании жилищно-бытовой комиссии МВД по Республики Коми принято решение о внесении изменений в учетное дело Руденко М.С. в связи с выходом его на пенсию и постановлено считать его очередником на получение единовременной социальной выплаты с даты постановки на учет <Дата обезличена>.
После увольнения Руденко М.С. со службы полномочия и личный состав соответствующих подразделений вневедомственной охраны переданы Управлению Росгвардии по Республике Коми. Учетные дела на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в отношении действующих сотрудников были переданы Управлению Росгвардии по Республике Коми. Учетные дела бывших сотрудников были переданы в МВД по Республике Коми.
Распоряжением МВД по Республике Коми от <Дата обезличена> <Номер обезличен> утвержден протокол заседания жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Коми от <Дата обезличена>, на котором принято решение о снятии Руденко М.С. с учета на предоставление единовременной выплаты.
В обоснование принятого решения указано о допущенной ошибке при постановке истца на учет, поскольку снятие истца и членов его семьи с регистрационного учёта в Прилузском районе и постановка на учет по месту жительства в г. Сыктывкаре является намеренным ухудшением жилищных условий со стороны истца и членов его семьи.
Полагая указанное решение незаконным, истец обратился в суд с иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия у истца и членов его семьи права на получение спорной единовременной выплаты, поскольку истец утратил право проживания в жилом помещении ... в Прилузском районе Республики Коми в декабре 2007 года, когда переехал на постоянное место жительства в г. Сыктывкар, поэтому мог обратиться с заявлением о постановке на учет по истечении 5 лет, то есть не ранее декабря 2012 года. Поэтому, по мнению суда первой инстанции, постановка истца на учет для получения единовременной выплаты до истечения 5 лет (в ноябре 2012 года) являлась незаконной, следовательно, оснований для удовлетворения иска судом не установлено.
При этом судом также указано, что общая площадь жилого помещения, занимаемого ... истца на условиях социального найма, составляет 90 кв.м. и превышало учетную норму в 15 кв.м., приходящуюся на всех членов семьи (...).
Судебная коллегия не соглашается с выводами суда, которые основаны на неправильном установлении обстоятельств, имеющих правовое значение, и применении к ним норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. При этом право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (части 4 и 6 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ).
В силу части 7 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Аналогичное положение закреплено в статье 53 Жилищного кодекса РФ.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся действия, указанные в части 7 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ, к которым относятся в том числе действия, связанные:
1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения его супруги (супруга), несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет);
2) с обменом жилыми помещениями;
3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
4) с выделением доли собственниками жилых помещений;
5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Суд первой инстанции указал, что данный перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, не является исчерпывающим.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, суд отнес действия истца по переезду в г. Сыктывкар, в результате чего истец утратил право пользования жилым помещением родителей.
При этом сам факт снятия с регистрационного учета истца и его ... в 2012 году суд не отнес к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, сославшись на нормы Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
В этой части суд указал, что снятие ... истца с регистрационного учета в 2012 году по квартире ... не имеет правового значения для данного дела, поскольку не является намеренным действием, повлекшим ухудшение жилищных условий, так как ... истца собственником жилого помещения не являлась и прекратила членство в семье ... с 2006 года. Таким образом, по мнению суда, Руденко Т.А. не позднее, чем с 2006 года не является членом семьи собственника. Доказательств наличия какого-либо соглашения между нею и собственниками указанного жилого дома суду не представлено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда в том, что снятие ... - Руденко Т.А. в 2012 году с регистрационного учета из квартиры родителей в Прилузском районе не свидетельствует о совершении ей намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, поскольку Руденко Т.А., проживая в другом населенном пункте (г. Сыктывкар), не являлась ни собственником, ни членом семьи собственника, к которым в силу статьи 31 Жилищного кодекса РФ относятся члены семьи собственника, постоянно проживающие в принадлежащем этому собственнику жилом помещении.
С выводами суда о том, что снятие истца в 2012 году с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <Адрес обезличен> в котором проживают ... истца по договору социального найма, не является намеренным ухудшением жилищных условий, судебная коллегия не соглашается.
Сохраняя регистрацию в указанной квартире, занимаемой по договору социального найма (как член семьи нанимателя), истец сохранял право пользования ей, поскольку доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что истец отказался от пользования данным жилым помещением, а также, что договор социального найма в отношении истца является расторгнутым в связи с выездом на другое место жительство (статья 83 Жилищного кодекса РФ) не представлено.
Однако данное обстоятельство не влияет на право истца состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты в силу следующего.
Определяя общую площадь жилого помещения, которой истец был вправе пользоваться до момента снятия с регистрационного учета, суд принял во внимание всю общую площадь жилого помещения родителей, составляющую 90 кв.м., в то время как на истца приходилось только 30 кв.м., следовательно, площадь жилого помещения на семью истца не превысит учетную норму в 15 кв.м.
Аналогичный расчет по определению обеспеченности истца и членов его семьи жилым помещениями, с отражением того обстоятельства, что учету подлежит только доля, приходящаяся на истца в размере 30 кв.м. общей площади, нашел свое отражение в протоколе заседания жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Коми.
С учетом приходящейся на истца и членов его семьи жилой площади (менее 15 кв.м. на одного члена) постановка истца на учет для получения единовременной выплаты <Дата обезличена> являлась законной.
Кроме этого, судебная коллегия отмечает, что по существу выводы представителя ответчиков о том, что к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся фактические действия по снятию истца и его супруги с регистрационного учета из жилых помещений, занимаемых на праве пользования по договору социального найма и как член семьи собственника, неосновательны.
По данному делу снятие истца и его супруги с регистрационного учета по месту жительства в Прилузском районе произведено не в связи с намерением встать на учет для получения единовременной социальной выплаты, а в связи с трудоустройством и переездом на новое место жительства (г. Сыктывкар).
Из объяснений истца следует, что снятие его и ... с регистрационного учета из жилых помещений родителей было произведено в июне 2012 года, поскольку в г. Сыктывкаре он не имел возможности быть зарегистрированным и такая возможность появилась только в июне 2012 года, когда его ... ФИО11 вместе со своими детьми снялась с регистрационного учета из жилого помещения, в котором он проживал фактически с 2007 года.
Таким образом, по мнению судебной коллегии, отказ в пользовании жилыми помещениями в Прилузском районе и соответственно снятие с регистрационного учета истца и его супруги не может оцениваться как совершение намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
Кроме указанного выше, судебная коллегия обращает внимание на то обстоятельство, что действия ответчика МВД по Республике Коми по снятию истца с учета для получения единовременной выплаты являются необоснованными, поскольку исходя из принципов правовой определенности обстоятельства совершения намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, не могут рассматриваться по истечении 5 лет после их совершения.
Указанные правовые позиции приведены в определениях Третьего кассационного суда обще юрисдикции от 25.01.2021 по делу № 88-258/2021, от 21.06.2021 по делу № 88-8978/2021
На основании изложенного, доводы апелляционной жалобы истца заслуживают внимание.
Решение суда об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований подлежит отмене, с вынесением нового решения об удовлетворении иска о признании за Руденко М.С. права на получение единовременной социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2011 № 247-ФЗ, восстановлении его на учете для получения единовременной социальной выплаты с учетом членов семьи: Руденко Т.А., ФИО3 с даты постановки на учет <Дата обезличена>.
Требование истца о предоставлении единовременной выплаты удовлетворению не подлежит, поскольку является преждевременным, так как данная выплата предоставляется в порядке, установленном Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1223, в том числе исходя из очередности принятия на учет и путем представления заявления с указанием банковского счета (пункты 31, 32).
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30.06.2021 отменить в части.
Принять по делу новое решение.
Признать за Руденко Максимом Сергеевичем право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на состав семьи из трёх человек: Руденко Максим Сергеевич, Руденко Татьяна Алексеевна, ФИО3, с датой постановки на учет 29.11.2012.
Обязать МВД по Республике Коми восстановить Руденко Максима Сергеевича на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с учетом членов семьи: Руденко Татьяны Алексеевны, ФИО3, с датой постановки на учет 29.11.2012.
В остальной части решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30.06.2021 оставить без изменения.
Мотивированное определение изготовлено 26.10.2021.
Председательствующий
Судьи