Решение по делу № 2-2151/2024 от 15.05.2024

    Дело № 2-2151/2024

    УИД 49RS0001-01-2024-003523-20

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    11 июля 2024 года    г. Магадан

    Магаданский городской суд Магаданской области в составе:

        председательствующего судьи    О.В. Дзюбенко,

    при секретаре    Д.Д. Адаркиной,

    с участием истца – ФИО4, представителя ФИО10,

    рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО7 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании права на меру социальной поддержки, признании решений незаконными, возложении обязанности назначить и выплатить ежемесячное пособие на ребенка,

    УСТАНОВИЛ:

    ФИО4 обратилась в Магаданский городской суд <адрес> с вышеуказанным заявлением.

В обоснование исковых требований указано, что ФИО4, действуя в интересах своей дочери ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в целях получения государственной социальной помощи, неоднократно обращалась в отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (далее по тексту также - ОСФР по <адрес>) с заявлениями о назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг:

Уведомлениями от на все обращения получила отказ в назначении пособия.

Истец считает отказ в назначении пособия незаконным и необоснованным, по следующим основаниям.

Истец и ее дочь имеют в собственности следующую недвижимость:

ФИО4:

1) жилой дом по адресу: <адрес> (1/2 доля в праве собственности);

2) жилой дом по адресу: <адрес>;

3) земельный участок под домом по адресу: <адрес> (1/2 доля в праве собственности);

4)    квартира по адресу: <адрес>;

ФИО2:

1)    жилой дом по адресу: <адрес> (1/2 доля в праве собственности);

2)    земельный участок под домом по адресу: <адрес> (1/2 доля в праве собственности);

3) квартира по адресу: <адрес>.

Отказ ответчика мотивирован тем, что суммарная площадь имеющейся недвижимости превышает положенные 24 кв.м и 40 кв.м на человека.

Однако, вынося решение об отказе в назначении пособия, ответчик не учел, что в абз. 1 пп. «з» п 31 Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту так же - Правил) указано, что при оценке нуждаемости семьи в расчет не включаются доли в праве общей долевой собственности на объект недвижимого имущества, совокупность которых на всех членов семьи составляет менее одной трети или равна одной трети его общей площади. Таким образом, из расчета суммарной площади должна быть исключена квартира по адресу: <адрес>, площадью 30,4 кв.м, в которой ФИО2 принадлежит 1/3 доля в праве собственности, то есть доля равна одной трети площади (10,1 кв.м).

Кроме того, жилой дом по адресу: <адрес>, также должен быть исключен из расчета в связи с тем, что приобретен семьей истца на средства жилищной субсидии по сертификату серии ПС от ДД.ММ.ГГГГ. Указанный сертификат истец не могла представить в ОСФР по <адрес> в связи с его утратой, вместе с тем сведения о выдаче семье истца данного сертификата и его реализации ДД.ММ.ГГГГ имеются в государственном органе, выдававшем данный документ, а также в Управлении Росреестра по <адрес>, осуществившем государственную регистрацию права общей долевой собственности на указанный выше жилой дом. При подаче заявлений на пособие истец указывала на это, однако ответчиком данный факт игнорировался.

Министерство экономического развития, инвестиционной политики и инноваций <адрес> ответом на запрос областного государственного казенного учреждения «Государственное юридическое бюро по <адрес>, действующего в интересах истца и по ее поручению, в соответствии с п. 6 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», подтвердило факт выдачи сертификата жилищной субсидии (письмо <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ).

Истец полагает, что ответчик должен был получить необходимые документы и сведения путем межведомственного информационного взаимодействия в порядке, определенном Законом 210-ФЗ.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, суммарная площадь, принадлежащих нам жилых помещений и жилых домов на одною члена семьи должна быть рассчитана следующим образом.

Жилые помещения: 38,7/2 = 19,35 кв.м Жилые здания: 31,3/2 = 15,65 кв.м.

Уведомлением от в качестве основания для отказа в назначении пособия указан, в том числе, пп. «л» п. 31 Правил. Вместе с тем, в ОСФР по <адрес> имеются сведения о том, что истец постоянно осуществляет уход за лицом, достигшим 80 лет - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в связи с чем считает отказ также незаконным.

Впоследствии истец уточнила исковые требования в части срока, с которого она просила назначить меру социальной поддержки в виде ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, указав на то, что данное пособие должно быть назначено с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании вышеизложенного, истец просила суд:

1.    Признать за ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на меру социальной поддержки в виде ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка.

2.    Признать незаконными решения отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> об отказе в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки в виде ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка от .

3.    Обязать ответчика отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> назначить (предоставить) меру социальной поддержки в виде ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в отношении несовершеннолетней ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец настаивала на удовлетворении уточненных исковых требований в полном объеме по доводам, изложенным.

            Представитель ответчика, просили в иске отказать, указывая, что в суммарная площадь жилых помещений на одного члена семьи составила 24,42 кв.м, в связи с чем, правовые основания для получения выплаты материальные истцы не имеют.

            Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

            В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (п. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации).

            Единая система пособий, направленная на обеспечение гарантированной государством материальной поддержки материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

            В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» пособие на ребенка является видом государственного пособия, порядок назначения и выплаты которого устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

                В силу статьи 9 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» с ДД.ММ.ГГГГ право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка предоставляется нуждающимся в социальной поддержке беременным женщинам и лицам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, при условии, если они являются гражданами Российской Федерации и постоянно проживают на территории Российской Федерации.

                Право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный в соответствии с частью шестой настоящей статьи, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на дату обращения за назначением указанного пособия.

                При определении права на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка учитываются наличие у заявителя и членов его семьи движимого и недвижимого имущества, доходов в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках и иных кредитных организациях, причины отсутствия доходов у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи (за исключением несовершеннолетних детей) в соответствии с порядком и условиями назначения и выплаты указанного пособия, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

                В состав семьи, учитываемый при определении права на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка и при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются заявитель, его супруг (супруга), его несовершеннолетние дети, дети, находящиеся под его опекой (попечительством), его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения (за исключением обучающихся по дополнительным образовательным программам).

                При наличии в семье нескольких детей в возрасте до 17 лет ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка назначается на каждого такого ребенка.

                Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка.

Пунктом 31 Правил установлены основания для отказа в назначении ежемесячного пособия, среди которых подпунктом «з» указано на наличие в собственности у заявителя и (или) членов его семьи: 2 и более помещений с назначением «жилое», суммарная площадь которых больше произведения 24 кв.м в расчете на одного человека и количества членов семьи; 2 и более зданий с назначением «жилое», «жилое строение» и «жилой дом», суммарная площадь которых больше произведения 40 кв.м в расчете на одного человека и количества членов семьи.

                В суммарный подсчет площади не включаются: объекты недвижимого имущества (их частей), находящихся в собственности у детей, находящихся под опекой (попечительством); долей в праве общей долевой собственности на объект недвижимого имущества, совокупность которых на всех членов семьи составляет менее одной трети или равна одной трети его общей площади; объектов недвижимого имущества (их частей), которые находятся под арестом и (или) в отношении которых установлен запрет на регистрационные действия; помещения и здания, которые предоставлены уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или муниципального образования в рамках государственной социальной поддержки семьи, в том числе многодетной, или стоимость приобретения которого в полном объеме оплачена за счет денежных средств, предоставленных в рамках целевой государственной социальной поддержки на приобретение недвижимого имущества (за исключением средств материнского (семейного) капитала); помещение (его часть), занимаемое заявителем и (или) членом его семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренного перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации; помещение (его часть), признанное в установленном порядке непригодным для проживания).

                В соответствии с пп. «л» пункта 31 Порядка основаниями для отказа в назначении ежемесячного пособия являются в том числе отсутствие у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов, предусмотренных подпунктами «а», «б» (в части пенсий), «в» (в части стипендий и компенсационных выплат в период нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям), «е», «к», «м»-«о» и «р» п. 47 настоящих Правил (а также их эквивалентов, полученных за рубежом), за расчетный период, предусмотренный п. 48 настоящих Правил, за исключением следующих случаев (их совокупности), приходящихся на указанный период, в том числе если заявитель и (или) члены его семьи не более 6 месяцев имели статус безработного, ищущего работу.

                Исключением в части применения вышеуказанного пункта являются случаи, когда заявитель и (или) члены его семьи осуществляли уход за инвалидом I группы, или престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами».

                В силу п. 32 периоды отсутствия доходов по основаниям, указанным в подпункте «л» п. 31 настоящих Правил, оцениваются в совокупности и учитываются за полный месяц независимо от даты наступления. В случае если период, в течение которого отсутствовали доходы по указанным основаниям, составляет в совокупности 10 и более месяцев расчетного периода, предусмотренного пунктом 48 настоящих Правил, решение об отказе в назначении ежемесячного пособия не принимается.

                Из материалов дела следует, что ФИО4 через федеральную государственную систему Единый портал государственных и муниципальных услуг поданы заявления ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка ДД.ММ.ГГГГ .

                Решениями от истцу отказано в назначении мер социальной поддержки.

                Согласно ответам ОСФР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, 19.02.20224, письменным возражениям ответчика и третьего лица, истцу отказано в назначении меры социальной поддержки со ссылкой на несоответствие условию, указанному в пп. «з» п. 31 Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , а именно наличие в собственности у заявителя и (или) членов его семьи 2 и более помещений с назначением «жилое» и «жилое помещение», в том числе находящихся в общей долевой собственности заявителя и членов его семьи, суммарная площадь которых больше произведения 24 кв.м в расчете на одного человека и количество членов семьи, в том числе находящихся в общей долевой собственности заявителя и членов его семьи (за исключением объектов недвижимого имущества (их частей), находящихся в собственности у детей, находящихся под опекой (попечительством), долей в праве общей долевой собственности на объект недвижимого имущества, совокупность которых на всех членов семьи составляет менее одной трети или равна одной трети его общей площади, объектов недвижимого имущества (их частей), которые находятся под арестом и (или) в отношении которых установлен запрет на регистрационные действия).

Как следует из выписки из ЕГРН, ФИО4 принадлежат: жилой дом по адресу: <адрес> (1/2 доля в праве собственности); земельный участок под домом по адресу: <адрес> (1/2 доля в праве собственности); жилой дом по адресу: <адрес>; квартира по адресу: <адрес>

Несовершеннолетней ФИО2 принадлежат: жилой дом по адресу: <адрес> (1/2 доля в праве собственности); земельный участок под домом по адресу: <адрес> (1/2 доля в праве собственности); квартира по адресу: <адрес>.

Как следует из ответов ОСФР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ суммарная площадь жилых помещений на одного члена семьи истца составила 24,42 кв.м, расчет произведен в следующем порядке: (38,7 + (30,4/3))/2=24,42 кв.м., суммарная площадь жилых зданий на одного члена семьи истца составила 42,55 кв.м, расчет произведен в следующем порядке: (53,8 + 31,3)/2=42,55 кв.м.

                Также в решения указано, что документы подтверждающие, что жилой дом приобретен на основании социальной выплаты на приобретение жилого помещения, выдувной Комитетом экономики администрации <адрес> отсутствует.

                Как следует из ответа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , в рамках реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлась получателем жилищной субсидии в виде государственного жилищного сертификата серии ПС от ДД.ММ.ГГГГ, по категории очередности «инвалиды 1 и 2 групп». Сертификат серии ПС , выданный ФИО11 на общий состав семьи 4 человека, в который была включена ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, реализован 29ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.

                Как следует из письменных возражений ответчика, а также пояснений, данных в ходе рассмотрения дела, в ответах ОСФР по <адрес> в расчет суммарной площади жилых зданий на одного члена семьи ошибочно включено жилое здание и земельный участок для обслуживания жилого дома по адресу: <адрес>, р-н Валуйский, <адрес>, общей площадь – 53,8 кв.м (доля в праве собственности 1/4 и 1/4 по договору купли-продажи, что составляет 13,45 кв.м) и 1333 кв.м (доля в праве собственности 1/4 и 1/4 по свидетельству о праве на наследство, что составляет 333,25 кв.м), поскольку они приобретены в рамках целевой государственной социальной поддержки.

                Ответчиком указанно на то, что по результатам рассмотрения заявлений учтены следующие объекты недвижимого имущества:

                - жилое помещение по адресу: <адрес>, р-н Хасынский, <адрес>, общая площадь – 38,7 кв.м (в собственности);

                - жилое помещение по адресу: <адрес>, пгт. Сокол, <адрес>, общая площадь – 30,4 кв.м (доля в праве собственности 1/3, что составляет 10,13 кв.м).

               <адрес> жилых помещений на одного члена семьи составила - 24,42 кв.м. Расчет произведен в следующем порядке - (38,7+(30,4/3)/2 = 24,42 кв.м.

                В тоже время, как установлено в ходе рассмотрения дела, дочери истца – ФИО2 принадлежит 1/3 доля в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, пгт. Сокол, <адрес>.

                Как указанно выше в суммарный подсчет площади не включаются доли в праве общей долевой собственности на объект недвижимого имущества, совокупность которых на всех членов семьи составляет менее одной трети или равна одной трети его общей площади.

                Как следует из выписки из ЕГРН, оставшиеся 2/3 доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, пгт. Сокол, <адрес>, принадлежат ФИО12, которая не входит в состав семьи, учитываемый при определении права на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка и при расчете среднедушевого дохода семьи.

                Таким образом, 1/3 доли в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, пгт. Сокол, <адрес>, в суммарный подсчет площади включению не подлежит.

               <адрес> жилых помещений на одного члена семьи в этом случае составит – 19,35 кв.м (38,7/2).

                Следовательно, орган социальной защиты неправомерно отказал ФИО4 в предоставлении государственной услуги со ссылкой на пп. «з» п. 31 вышеуказанных Правил.

                Решениями от в качестве основания для отказа в назначении пособия указан, в том числе, пп. «л» п. 31 Правил.

                Как указанно выше исключением в части применения вышеуказанного пункта являются случаи, когда заявитель и (или) члены его семьи осуществляли уход за инвалидом I группы, или престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.

                Как следует из содержания искового заявления, а так же сведений предоставленных ОСФР по <адрес> истец осуществляет уход за лицом, достигшим 80 лет - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Данной информацией ОСФР по <адрес> на даты обращения истца с соответствующими заявлениями располагал.

                В связи с чем отказ в предоставлении государственной услуги со ссылкой на пп. «л» п. 31 вышеуказанных Правил также нельзя признать правомерным.

                При установленных обстоятельствах следует признать незаконным и решения ОСФР по <адрес> об отказе в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки в виде ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка от и признать за ФИО4 право на меру социальной поддержки в виде ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка.

                С учетом положений п. 13 Правил, предписаний ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным обязать ответчика назначить (предоставить) истцу меру социальной поддержки в виде ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка с ДД.ММ.ГГГГ.

                По общему правилу, предусмотренному ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, к числу которых согласно ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относятся, в том числе, государственная пошлина.

                В связи с чем суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы, понесенные в связи с оплатой государственной пошлины в сумме 300 руб.

                Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

        РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО7 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании права на меру социальной поддержки, признании решений незаконными, возложении обязанности назначить и выплатить ежемесячное пособие на ребенка, удовлетворить.

Признать за ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (СНИЛС ), право на меру социальной поддержки в виде ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка.

Признать незаконными решения отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> об отказе в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки в виде ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка от 19.

Обязать отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> назначить (предоставить) меру социальной поддержки в виде ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в отношении несовершеннолетней ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (ИНН 4900000434) в пользу ФИО4 (СНИЛС ) судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Магаданский городской суд <адрес> в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Установить дату изготовления мотивированного решения ДД.ММ.ГГГГ

    Судья            О.В. Дзюбенко

<данные изъяты> <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-2151/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Мурашова Виолетта Михайловна
Ответчики
ОСФР по Магаданской области
Суд
Магаданский городской суд Магаданской области
Судья
Дзюбенко О.В.
Дело на странице суда
magadansky.mag.sudrf.ru
15.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.05.2024Передача материалов судье
20.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.05.2024Судебное заседание
25.06.2024Судебное заседание
11.07.2024Судебное заседание
18.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее