№ 2а-362/2021
УИД:24RS0004-01-2020-001705-56
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 января 2021 года п. Березовка
Березовский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Пятовой Д.В.,
при секретаре Кузьминой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Агентство финансового контроля» к ОСП по Березовскому району ГУ ФССП России по Красноярскому краю, судебному приставу исполнитель ОСП по Березовскому району Мащенко Е.А., ГУ ФССП России по Красноярскому краю о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Агентство финансового контроля» обратилось в суд с административным исковым заявлением к ОСП по Березовскому району ГУФССП России по Красноярскому краю, ГУ ФССП России по Красноярскому краю о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя. Требования мотивировало тем, что 21.08.2019 года на основании судебного приказа мирового судьи судебного участка № 8 в Березовском районе Красноярского края от 27.01.2016 года взыскана задолженность со Смоленской М.И. в пользу ООО «Агентство финансового контроля» в размере 92 541 рубль 61 копейка, судебным приставом-исполнителем ОСП по Березовскому району возбуждено исполнительное производство №49322/19/24023-ИП. До настоящего времени судебным приставом-исполнителем не совершено никаких мер, направленных на принудительное исполнение требований, указанных в исполнительном документе, не обращено взыскание на пенсию, денежные средства из доходов должника не удерживаются. Тем самым, судебный пристав-исполнитель допускает факт волокиты при исполнении судебного решения, что привело к нарушению прав взыскателя ООО «Агентство финансового контроля» на своевременное и правильное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе. Просило признать бездействия судебного пристава-исполнителя ОСП по Березовскому району ГУ ФССП России по Красноярскому краю Мащенко Е.А. по исполнительному производству №49322/19/24023-ИП, выраженные в непринятии мер принудительного исполнения для своевременного и правильного исполнения требований исполнительного документа, незаконным. Возложить на судебного пристава-исполнителя обязанность по принятию мер принудительного исполнения в виде обращения взыскания на пенсию должника.
В судебное заседание представитель административного истца ООО «Агентство финансового контроля» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представители административных ответчиков ОСП по Березовскому району ГУФССП России по Красноярскому краю, ГУФССП России по Красноярскому краю, заинтересованное лицо Смоленская М.И., судебный пристав исполнитель ОСП по Березовскому району Мащенко Е.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.
В силу ч. 6 ст.226 КАС РФ суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 года № 229-ФЗ принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.
Установленный двухмесячный срок не является пресекательным, но установлен в интересах взыскателя и гарантирует ему возможность реализации права на удовлетворение его требований к должнику, в силу чего судебный пристав-исполнитель обязан в течение двух месяцев со дня поступления к нему исполнительного документа принять все установленные меры для исполнения названного документа.
Положениями ст. 64 и ст. 68 Федерального закона «Об исполнительном производстве» на судебного пристава-исполнителя возложена обязанность совершения значительного объема действий и предоставлена возможность применения широкого круга мер принудительного исполнения для достижения целей своевременного и правильного исполнения судебного акта в разумные сроки.
Выбор конкретных исполнительных действий и мер принудительного исполнения в каждом исполнительном производстве определяет судебный пристав-исполнитель исходя из предмета исполнения и задач исполнительного производства, которыми являются правильное и своевременное исполнение судебных актов (ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Согласно ч. 1 ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов; с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником; в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик); производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел; запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; взыскивать исполнительский сбор; обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации; устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации; проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - лицевой счет и счет депо), и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 8.1, ч. 1 ст. 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 8.1, ч. 1 ст. 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы; производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» от 17 ноября 2015 года № 50, неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.
Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).
Судом установлено, что на основании исполнительного документа – судебного приказа № от <дата>, выданного мировым судьей судебного участка № в <адрес> Красноярского края, со ФИО5 в пользу АО «ОТП Банк» взыскана задолженность по кредитному договору в общем размере 92 541 рубль 61 копейка.
Определением мирового судьи судебного участка № в <адрес> Красноярского края от <дата> установлена замена взыскателя с АО «ОТП Банк» на ООО «Агентство финансового контроля» по гражданскому делу № о взыскании задолженности со ФИО5
<дата> судебным приставом-исполнителем ОСП по <адрес> ГУФССП России по Красноярскому краю возбуждено исполнительное производство №-ИП на основании вышеуказанного исполнительного документа, выданного мировым судьей судебного участка № в <адрес> Красноярского края от <дата>, поступившего в ОСП <дата>.
<дата> судебным приставом-исполнителем ОСП по <адрес> вынесено постановление об обращении взыскания на пенсию должника ФИО5 в пределах суммы основного долга 191 073 рубля 54 копейки. Постановление направлено в Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> Красноярского края. <дата> Управлением Пенсионного фонда РФ в <адрес> Красноярского края (межрайонное) возвращено данное постановление в ОСП по <адрес> с указанием на то, что ФИО5 получателем пенсии не является.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> от <дата> повторно обращено взыскание на пенсию и иные доходы должника ФИО5 в пределах суммы основного долга 71 112 рублей 04 копейки. Постановление направлено в Пенсионный фонд по Красноярскому краю.
По сведениям отдела адресно-справочной работы УВМ ГУ МВД России по Красноярскому краю должник ФИО5 снята с регистрационного учета по адресу: Красноярский край, <адрес>, п. Березовка, <адрес>, с <дата>.
Согласно телефонограмме от <дата>, составленной судебным приставом-исполнителем ОСП по <адрес>, должник ФИО5 находится за пределами Российской Федерации, так как продала дом в апреле 2015 года ФИО6 и выехала на постоянное место жительства в Польшу, имела двойное гражданство.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из представленных материалов исполнительного производства и сводки по исполнительному производству по состоянию на <дата> следует, что в рамках исполнительного производства №-ИП судебным приставом-исполнителем, в соответствии со ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве», осуществлялись исполнительные действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения и понуждению должника к исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе: с целью установления имущественного и финансового положения должника, розыска имущества должника судебным приставом-исполнителем направлены запросы в Пенсионный Фонд РФ, Федеральную налоговую службу РФ, кредитные и банковские организации, в Управление Федеральной регистрационной службы, в ГИБДД МВД РФ, вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации
Из содержания ст.227 КАС РФ следует, что требования административного истца о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными могут быть удовлетворены, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и, в случае признания таких требований обоснованными, возложить на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению».
В соответствии со статьями 64, 68 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель является процессуально самостоятельным лицом, определяющим на свое усмотрение тот круг исполнительных действий и мер принудительного характера, которые необходимо принять для исполнения требований исполнительного документа. Выбор конкретных исполнительных действий в соответствии с законодательством об исполнительном производстве входит в полномочия судебного пристава-исполнителя, выбирается им исходя из конкретных обстоятельств исполнительного производства.
Само по себе отсутствие у должника имущества и денежных средств, на которые можно было бы наложить арест и обратить взыскание, исполнив решение суда, при отсутствии обстоятельств невыполнения приставом комплекса мероприятий, предусмотренных соответствующим законодательством, не свидетельствует о бездействии судебного пристава.
Как следует из материалов исполнительного производства, судебным приставом-исполнителем приняты все меры по исполнению решения суда, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя ОСП по Березовскому району, не имеется.
В настоящее время исполнительное производство не прекращено, производятся меры принудительного исполнения исполнительного документа, в том числе <дата> повторно обращено взыскание на пенсию и иные доходы должника Смоленской М.И., в связи с чем оснований для удовлетворения требований о возложении на ОСП по Березовскому району Красноярского края обязанности по принятию мер принудительного исполнения в виде обращения взыскания на пенсию должника, не имеется.
В связи с вышеизложенным, в удовлетворении административных исковых требований ООО «Агентство финансового контроля» к ОСП по Березовскому району ГУ ФССП России по Красноярскому краю, ГУ ФССП России по Красноярскому краю о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя суд считает необходимым отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 178-180, 227 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований ООО «Агентство финансового контроля» к ОСП по Березовскому району ГУ ФССП России по Красноярскому краю, судебному приставу исполнитель ОСП по Березовскому району Мащенко Е.А., ГУ ФССП России по Красноярскому краю о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме с подачей жалобы через Березовский районный суд.
Председательствующий Д.В. Пятова