Решение по делу № 2-225/2020 от 19.03.2020

                                    

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 апреля 2020 года                                        город Бородино

Бородинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Лисейкина С.В.,

с участием старшего помощника прокурора г. Бородино Ярмамедова Д.В.,

при секретаре Степанович Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Бородино в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Бородино об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления,

    УСТАНОВИЛ:

    Прокурор г. Бородино обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, по тем основаниям, что прокуратурой г. Бородино в рамках проведения проверки по обращению Середнего В.Н. установлены нарушения требований действующего законодательства в деятельности администрации г. Бородино, на территории г. Бородино расположено 177 не оборудованных должным образом специальных площадок для временного размещения твердых бытовых отходов. По результатам рассмотрения представления администрацией г. Бородино было указано на отсутствие денежных средств на оборудование 177 контейнерных площадок. Просит обязать администрацию г. Бородино устранить выявленные нарушения требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления путем принятия мер к оборудованию контейнерными площадками территории г. Бородино в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Старший помощник прокурора г. Бородино Ярмамедов Д.В. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика администрации г. Бородино в судебное заседание не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и отзыв на заявленные требования, в котором указал о несогласии с ними, пояснив, что для оборудования 177 контейнерных площадок администрацией г. Бородино в бюджете отсутствуют денежные средства. Согласно ответу Министерства экологии и рационального природопользования, в случае отсутствия контейнерных площадок, органы местного самоуправления вправе по согласованию с региональным оператором определить мешковый способ накопления отходов, данные места сбора согласованы с региональным оператором ООО «Агропромкомлект». Кроме того, г. Бородино включен в перечень получателей субсидии в 2020 году на реализацию мероприятий по обустройству 17 площадок накопления ТКО. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Представитель третьего лица ООО «Агропромкомплект» в судебное заседание не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя и отзыв на заявленные требования, в котором указал об их законности и обоснованности. В обязанности ответчика как органа муниципального образования входит организация деятельности в области обращения с отходами на территории города. Органами местного самоуправления места накопления ТКО в г. Бородино оборудованы частично, в значительной части частного сектора контейнерные площадки не оборудованы, сбор осуществляется бестарным или «мешковым» способом, мешки с мусором выносятся населением на деревянные эстакады, что не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, поскольку не обеспечивается изоляция отходов.

Выслушав старшего помощника прокурора г. Бородино Ярмамедова Д.В., изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ) предусматривается, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.

Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ в статье 8 относит к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Статьей 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Пункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) относит к вопросам местного значения муниципального, городского округа участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Полномочия органов местного самоуправления распространяются на земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов, территорию которого составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселений. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности (пункт 4 часть 1 статьи 11 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).

Понятие "организация", используемое в пункте 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ для целей определения вопросов местного значения, подразумевает необходимость решения органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия, в целях реализации системы мер жизнеобеспечения населения в конкретной сфере и гарантирования соответствующих публично значимых услуг.

В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", действующих в части не противоречащей законодательству Российской Федерации, система санитарной очистки и уборки территории населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких отходов из не канализационных зданий; уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением органа местного самоуправления.

Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (п. 4 Правил).

Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ установлено, что накопление отходов представляет собой складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Пунктом 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 (далее - Правила обращения с ТКО), определено, что складирование отходов (крупногабаритных и твердых коммунальных) осуществляется в бункерах и контейнерах.

Таким образом, на органы местного самоуправления действующим законодательством прямо возложена обязанность по организации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в пределах территории соответствующего муниципального образования, включая и те территории, на которых расположены частные домовладения.

То обстоятельство, что пункт 10 Правил обращения с ТКО предусматривает в качестве способа накопления твердых коммунальных отходов их складирование в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором, не означает, что такие пакеты или емкости могут складироваться непосредственно на землю, эстакады, в свою очередь, на собственников индивидуальных жилых домов действующим законодательством не возлагается обязанность по организации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениям. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющий подъездной путь для автотранспорта.

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой г. Бородино была проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. Проведенной проверкой установлено, что на территории г. Бородино расположено 177 необорудованных должным образом специальных площадок для временного размещения твердых бытовых отходов: отсутствует бетонное либо асфальтовое покрытие, площадки не ограничены бордюром и зелеными насаждениями. Согласно реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории г. Бородино указанные площадки располагаются на территории частного сектора по следующим адресам с определением координат их характерных точек на земельных участках: <адрес>

Согласно технических характеристик указанные места накопления твердых коммунальных площадок оборудованы металлическими эстакадами, что не соответствует п. 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, которым установлено, что в соответствии с условиями договора складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

В соответствии с п. 1.23 ч. 1 ст. 9 Устава города Бородино к вопросам местного значения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

ООО «Агропромкомплект» является региональным оператором и оказывает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Рыбинской технологический зоны с 01.01.2019 на основании Соглашения № 5 от 01.06.2018, заключенного между Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края и ООО «Агропромкомплект».

Доказательств о наличии соглашения о сборе мусора в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.

Администрация г. Бородино, устанавливая сбор твердых коммунальных отходов путем непосредственного сбора в мусороуборочную технику (бесконтейнерная система удаления отходов), фактически установила не предусмотренный действующим федеральным законодательством способ сбора твердых коммунальных отходов.

При этом обязанности по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов, возложенные законом на регионального оператора, не освобождают органы местного самоуправления от выполнения организации деятельности в области обращения с отходами на территории городского поселения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Доказательств наличия соглашения между администрацией г. Бородино и региональным оператором по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Бородино суду не представлено.

Из приведенного правового регулирования и фактических обстоятельств дела следует, что обязанность по участию в организации деятельности по сбору твердых коммунальных отходов на территории городского округа, в частности обязанность по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на той территории города, где данная обязанность не возложена на иное лицо, несет администрация г. Бородино.

    В силу положений п. п. 1, 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Доказательств наличия контейнерных площадок, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, администрацией города Бородино не представлено.

Мер по оборудованию контейнерных площадок администрация г. Бородино, обладающая на территории городского округа полномочиями по организации накопления, сбора, вывоза, транспортирования, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, не принимает.

Постановлением Правительства Красноярского края от 13.02.2020 № 100-п утвержден Порядок предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований Красноярского края из краевого бюджета на обустройство мест (площадок) накопления отходов потребления и (или) приобретение контейнерного оборудования, в соответствии с которым министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края на конкурсной основе предоставляется субсидия на реализацию подпрограммы «Обращение с отходами» государственной программы Красноярского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 512-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов».

Вместе с тем, г. Бородино включен в перечень получателей субсидии в 2020 году в размере 1329,8 тыс.руб. на реализацию мероприятий по обустройству 17 площадок накопления твердых коммунальных отходов, однако указанные меры являются недостаточными.

Доводы администрации г. Бородино об отсутствии в бюджете города денежных средств на выполнение работ по организации контейнерных площадок суд находит несостоятельными, поскольку ответчик имеет возможность принять меры к оборудованию контейнерными площадками территории г. Бородино не только за счет собственных средств, но и за счет средств предоставляемой субсидии в случае подачи соответствующей заявки. Указанная заявка была направлена администрацией г. Бородино в Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края 17.06.2019. Доказательств, подтверждающих регулярное принятие мер к оборудованию территории г. Бородино контейнерными площадками, суду не представлено.

Принимая во внимание, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, включенные в реестр, расположены на землях общего пользования, не отвечают требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10, суд приходит к выводу, что бездействие администрации г. Бородино в части организации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов согласно требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства нарушает права неопределенного круга лиц на санитарно-эпидемиологическую безопасность, в связи с чем, иск прокурора подлежит удовлетворению.

    Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора г. Бородино в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Бородино об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления удовлетворить.

     Возложить на администрацию г. Бородино обязанность в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу устранить выявленные нарушения требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления путем принятия мер к оборудованию контейнерными площадками, имеющими асфальтовое или бетонное покрытие, ограниченные бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру, имеющими подъездной путь для автотранспорта, в соответствии с требованиями пункта 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" на территории г. Бородино: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Бородинский городской суд в течение месяца.

Судья                                     Лисейкин С.В.

Мотивированное решение изготовлено 21 апреля 2020 года.

2-225/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор г. Бородино
Ответчики
Администрация г. Бородино
Другие
ООО "Агропромкомплект"
Суд
Бородинский городской суд Красноярского края
Судья
Лисейкин Сергей Владимирович
Дело на сайте суда
borodino.krk.sudrf.ru
19.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.03.2020Передача материалов судье
23.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2020Судебное заседание
06.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее