дело № 2-36/2018
Решение
Именем Российской Федерации
11 января 2018 год Серпуховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи: Крутоус Е.Ж.,
при секретаре: Коляда М.В.,
с участием истца Куликовой Л.В., представителя истца по доверенности Акамовой О.Э., представителя ответчика по доверенности Щеголевой С.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куликовой Л. В. к Администрации городского округа Серпухов об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма,
Установил:
Истец Куликова Л.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском к Администрации городского округа Серпухов и просит признать бездействия Администрации городского округа Серпухов, выразившиеся в непредставлении истцу жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, незаконными; обязать Администрацию городского округа Серпухов Московской области предоставить истцу, жилое помещение по договору социального найма, как лицу из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей вне очереди
Свои требования истец Куликова Л.В. мотивирует тем, что относится к числу лиц, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать Б., и отец А., умерли.
До достижения 18-летнего возраста истец прибывала в детском доме и не была обеспечена жильем, что подтверждается справкой МОУ «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки и сопровождения замещающих семей».
С 04 сентября 2001 год истец проживает в комнате жилой площадью 12,8 кв.метра общежития завода ОАО «РАТЕП», расположенной по <адрес>, которая была предоставлена решением Администрации завода.
На протяжении нескольких лет истец обращалась в органы государственной власти по вопросу предоставления жилого помещения по договору социального найма, как лицу из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, но вопрос до настоящего времени не разрешен.
Администрацией городского округа Серпухов истцу отказано в предоставлении жилого помещения вне очереди, так как она состоит на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, и будет обеспечена жилым помещением в порядке очереди.
Истец полагает свои права нарушенными, так как она является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и право на обеспечение жильем является обязанностью государства.
Истец Куликова Л.В. в судебном заседании исковые требования по доводам иска поддержала, просила удовлетворить в полном объеме. Пояснила, что с малолетнего возраста находилась в детском доме, ее сёстры, и брат так же находились в детском доме. Данных о родителях у истца нет. Мать умерла в 90-х годах, про отца сведений нет. После выпуска из детского дома истец работала в ОАО «РАТЕП», где ей была предоставлена комната в общежитии.
Представитель истца Куликовой Л.В. по доверенности Акамова О.Э. в судебном заседании исковые требования поддержала и просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель Администрации городского округа Серпухов по доверенности Щеголева С.О. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иск отказать. Пояснила, что истец стоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2003 года в порядке очереди. В Администрацию с заявлением, о постановке ее на учет, как нуждающейся в получении жилого помещения, до наступления 23-х летнего возраста не обращалась. Данных о том, что истец обращалась в Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Серпуховскому муниципальному району, городским округам Серпухов, Протвино и Пущино с предоставлением документов, подтверждающих статус сироты и право на обеспечение жильем, о включении в список, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, истцом не представлено.
Представлены письменные возражения, приобщенные к материалам дела (л.д.25а-30).
Представитель третьего лица Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Серпуховскому муниципальному району, городским округам Серпухов, Протвино и Пущино в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела судом надлежаще извещен, поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ранее в судебном заседании представитель третьего лица исковые требования Куликовой Л.В., не поддержала, как не основанные на законе. Истец реализовала свое право после 23 лет путем постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в порядке общей очереди.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии третьего лица.
Выслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, проверив материалы дела, суд находит исковые требования Куликовой Л.В. не подлежащими удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела Куликова Л.В. родилась <дата>. Согласно свидетельства о рождении ее родителями указаны А. и Б. (л.д.81).
Куликова Л.В. являлась воспитанницей МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Серпуховский детский дом» с <дата> по <дата> (л.д.14).
Согласно ответа Архивного отдела Администрации городского округа Серпухов личного дела Куликовой Л.В. на хранение в архивный отдел не поступало. Информацией о местонахождении документов архивный отдел не располагает (л.д.80).
На основании ордера № 78 Серпуховского радиотехнического завода от 15.08.2001 года Куликовой Л.В. предоставлена жилая площадь в общежитии 12,8 кв.метра, расположенная по <адрес> (л.д.56). Постановлением Главы городского округа Серпухов № 1708 от 17.08.2017 года в муниципальную казну муниципального образования «Городской округ Серпухов Московской области» принято имущество от ОАО «РАТЕП», в том числе жилой дом, расположенный по <адрес> (л.д.69-71).
Из постановления Главы города Серпухов № 288 от 05.03.2003 года следует, что Куликова Л.В. поставлена на учет для улучшения жилищных условий при администрации города, согласно п.9.5. Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Московской области (л.д.68).
В период 2016-2017 г.г. Куликова Л.В. обращалась в Администрацию города Серпухов по вопросу предоставления жилого помещения по договору социального найма. Как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Администраций в предоставлении отдельного жилого помещения вне очереди отказано в связи с отсутствием оснований, предусмотренных действующим законодательством. Разъяснено право на получение отдельной благоустроенной квартиры в порядке очереди (л.д.31-42, 46-50).
За оказание юридической помощи ООО «АДВОКАТОФФ» истцом понесены расходы в размере 57000 рублей (л.д.66-67).
В соответствии со ст. 121 Семейного кодекса Российской Федерации защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство. Создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены в Жилищном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Положениями ст. 1 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определен круг лиц, которые относятся к данной категории.
В силу ст. 8 указанного закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Согласно п.9 ст. 8 вышеназванного Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года, обязанность обеспечить детей-сирот жильем возлагались на органы исполнительной власти только в том случае, если дети-сироты не имели закрепленного жилого помещения.
В соответствии с п. 2 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР, в редакции, действующей до 01 марта 2005 года вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
Аналогичное положение содержалось в действовавшем до 01 января 2013 года пункте 2 ст. 57 ЖК РФ.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 29.02.2012 года N 15-ФЗ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Анализируя собранные по делу доказательства, с учетом вышеприведенных положений закона, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца Куликовой Л.В.
Из приведенных положений закона следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, не может само по себе служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на получение жилья в том случае, когда названные граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста.
Как усматривается из материалов дела Куликова Л.В., <дата> рождения, с заявлением о постановке ее на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилых помещений, до наступления 23-х летнего возраста не обращалась. Была поставлена на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях, в марте 2003 года, то есть после 23-х летнего возраста.
В силу закона, предоставление жилых помещений указанной категории граждан носит заявительный характер и возможно только при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Таким образом, гражданин, в прошлом относившийся к числу детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть включен в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью дальнейшего получения жилого помещения, если он обратился с соответствующим заявлением после того, как достиг возраста 23 лет.
Наличие уважительных причин, препятствующих обращению Куликовой Л.В. с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с момента достижения совершеннолетия ( февраль 1992 года) до достижения возраста 23 лет (1997 года), истцом не представлено, судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Исковые требования Куликовой Л. В. к Администрации городского округа Серпухов Московской области о признании бездействия Администрации городского округа Серпухов Московской области, выразившиеся в непредставлении Куликовой Л.В. жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей; незаконными, обязании Администрации городского округа Серпухов Московской области предоставить Куликовой Л.В. жилое помещение по договору социального найма, как лицу из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, вне очереди, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: Е.Ж. Крутоус
мотивированное решение изготовлено 19.01.2018 г.