РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> <дата>
Красноглинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Гиниятуллиной Л.К.
при секретаре Явкиной О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Кутейниковой Т. В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> г.о. Самара (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Истица Кутейникова Т.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> г.о. Самара (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в обоснование заявленных требований указав, что с <дата> работала на должностях младшего и среднего медицинского персонала и работает по настоящее время в государственных учреждениях здравоохранения, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
В соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 ФЗ « О страховых пенсиях» от <дата> №- ФЗ, она обратилась к ответчику с заявлением от <дата> о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости.
Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес>, оценив и изучив представленные документы, пришла к выводу об отсутствии у нее требуемого стажа - 30 лет, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по старости, засчитав ей 25 лет 11 месяцев 18 дней, в связи с чем в назначении досрочной пенсии было отказано.
С указанным решением истица не согласилась, полагая его незаконным. По ее подсчетам, специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составил не менее 30 требуемых лет на дату обращения в УПФ. Считая, что действия и решение ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> г.о.Самара нарушают её социальные права, обратилась в суд и с учетом уточнения исковых требований, просила признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и включить в специальный стаж периоды работы: в календарном порядке с <дата> (3 мес.9 дней) – периоды нахождения на курсах повышения квалификации; с <дата>. ( 1 год 4 месяца 15 дней) в должности старшей медицинской сестры стоматологического отделения ФГКУ «426 военный госпиталь» Министерства обороны РФ; в календарном и льготном исчислениях (1 год работы как 1 год и 6 месяцев): с <дата>. (1 год 2 мес.) в качестве палатной медсестры 8 разряда в урологическом отделении; в льготном порядке исчисления (1 год работы как 1 год 6 месяцев): с <дата>. (6 месяцев 7 дней), с <дата>.(10 мес.)- в качестве палатной медсестры урологического отделения в 358 окружном Краснознаменном военном клиническом госпитале и обязать ответчика назначить пенсию с <дата>.
В судебном заседании истица Кутейникова Т.В. и ее представитель – адвокат Шаманова К.В., действующая на основании ордера, исковые требования поддержали в полном объеме с учетом уточнений от <дата>., просили суд признать за истицей Кутейниковой Т.В. право на досрочное назначение страховой пенсии, обязать ответчика включить в специальный медицинский стаж в календарном исчислении периоды с <дата> (3 мес. 9 дней) - периоды нахождения на курсах повышения квалификации; период с <дата> (1 года 4 месяца 15 дней) - период работы в должности старшей медицинской сестры стоматологического отделения ФГКУ «426 военный госпиталь» Министерства обороны РФ; в календарном и льготном исчислениях (1год работы как 1 год и 6 месяцев) период с <дата> (1 год 2 мес.) – период работы в качестве палатной медсестры 8 разряда в урологическом отделении в 358 окружном Краснознаменном военном клиническом госпитале; в льготном порядке исчисления (1 год работы как 1 год 6 месяцев) периоды с <дата>. (6 мес. 7 дней), с <дата>. (10 мес.) – периоды работы в качестве палатной медсестры урологического отделения в 358 окружном Краснознаменном военном клиническом госпитале.
Представитель ответчика Третьякова Л.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала в полном объеме по основаниям, изложенным в Протоколе заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в отношении Кутейниковой Т.В., просила суд отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав пояснения сторон, изучив представленные доказательства, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе судебного разбирательства установлено, что с <дата> истица работала на должностях младшего и среднего медицинского персонала и работает по настоящее время в указанных должностях в государственных учреждениях здравоохранения, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, о чём свидетельствует Трудовая книжка серии АТ-V № на имя Кутейниковой Т.В., дата заполнения <дата>.
В соответствии с пп. 20 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от <дата> № 400-ФЗ истица обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> г.о. Самара (межрайонное) с заявлением от <дата>. о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости.
Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес>, оценив и изучив представленные документы, пришла к выводу об отсутствии у истицы требуемого стажа - 30 лет, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по старости, засчитав ей на момент обращения 25 лет 11 месяцев 18 дней.
Комиссия не включила в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в календарном и льготном исчислении период работы истицы с <дата>. (1 год 2 мес.) - в качестве палатной медсестры 8 разряда в урологическом отделении, в календарном исчислении периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <дата>. (3 мес. 9 дней).
Комиссия не применила льготный порядок исчисления специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости к периодам работы истицы в качестве палатной медсестры урологического отделения в 358 окружном Краснознаменном военном клиническом госпитале с <дата> (6 мес. 7 дней), с <дата>. (10 мес.).
Суд полагает исключение данных периодов работы из специального стажа необоснованными по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу ст.55 Конституции РФ ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина могут быть только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
С <дата> порядок назначения пенсии регулируется Федеральным законом от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым Федеральный закон от <дата> № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется с <дата>, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В силу подп. 20 п. 1 ст. 30 указанного Закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктами 3 и 4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающими право на досрочное назначение пенсии, и могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с <дата> по <дата> включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от <дата> № «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с <дата> по <дата> включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от <дата> № «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до <дата>
Суд полагает, что период нахождения истицы на курсах повышения квалификации с <дата> (3 месяца 9 дней) необоснованно не включен в специальный медицинский стаж в календарном исчислении по следующим основаниям.
В указанный период действовало Постановление Совета Министров РСФСР от <дата> № «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет».
Пунктом 1 Постановления Совмина РСФСР от <дата> № «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», утвержден прилагаемый Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
В стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций) (пункт 4 названного Постановления).
Согласно записям в трудовой книжке истца в указанный период времени она осуществляла деятельность в должности участковой медицинской сестры терапевтического отделения Муниципального медицинского учреждения МСЧ -19, на курсы повышения квалификации истица направлялась руководителем учреждения, в котором она работала. В указанный период ее трудовые отношения с учреждением здравоохранения не прерывались, за ней сохранялись место работы и средний заработок, работодатель перечислял обязательные страховые взносы в Пенсионный Фонд.
В соответствии с действовавшими в спорный период ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от <дата> №, приказа Минздрава Российской Федерации от <дата> № "О порядке получения квалификационных категорий" повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием и имеет целью выявить соответствие профессиональных знаний и их профессиональных навыков занимаемой должности.
Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. В случаях предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности (ч. ч. 1, 4 ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 112 КЗоТ РСФСР, действовавшей ранее, статьей 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Кроме того, для медицинских специалистов предусмотрено обязательное, не реже 1 раза в 5 лет, профессиональное усовершенствование на курсах повышения квалификации для освоения новых методик по оказанию медицинской помощи населению (ст. 196 Трудового Кодекса РФ, ФЗ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан»).
Как указал Верховный Суд РФ в определении № от <дата>., прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности.
Поэтому период нахождения истицы на курсах усовершенствования является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Право работника на назначение пенсии не может быть поставлено в зависимость от исполнения работодателем указанной обязанности.
Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, в связи с чем, они подлежат включению в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости.
Право лица на назначение досрочной страховой пенсии на льготных условиях не может быть поставлено в зависимость от периодического прохождения им как работником на основании должностной инструкции обучения на курсах повышения квалификации, которое является для него обязательным условием дальнейшей медицинской деятельности, исключение данных периодов (которые фактически носят вынужденный характер) из специального стажа приведет к ущемлению прав работника в сфере пенсионного обеспечения.
Таким образом, суд приходи к выводу, что периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный медицинский стаж в календарном исчислении, так как истица направлялась на курсы повышения квалификации с должности, работа в которой подлежит зачету в специальный стаж в календарном порядке.
Комиссией необоснованно не включен в специальный медицинский стаж в льготном исчислении период работы истицы с <дата>., с <дата>. в качестве палатной медсестры урологического отделения 358 Окружного Краснознаменного военного госпиталя в том числе, период с <дата>., Комиссией было указано на неисполнение требований ч. 2 ст. 14 ФЗ «О страховых пенсиях» №400-ФЗ, а именно на отсутствие за вышеуказанный период работы кода медицинской деятельности в выписке из индивидуального лицевого счета.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона «О страховых пенсиях», правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Закона N 400-ФЗ “О страховых пенсиях”).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Закона N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Закона N 400-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от <дата> N 665 определены подлежащие применению при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Закона N 400-ФЗ Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
В соответствии с подп. "н" п. 1 постановления Правительства РФ от <дата> N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от <дата> N 464, с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с <дата> по <дата> включительно (далее Список N 464).
В период работы истицы с <дата>. в должности палатной медсестры урологического отделения 358 Окружного Краснознаменного военного госпиталя действовал Список N 464, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от <дата> N 464.
В соответствии со Списком N 464 право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности независимо от наименования должности.
Согласно пункта 2 указанного Постановления, исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за 1 год и 6 месяцев.
В соответствии с Номенклатурой должностей медицинских работников, положений об оплате труда работников здравоохранения РФ, должность истца «медицинская сестра» (в том числе палатная) относится к среднему медицинскому персоналу.
Ответственность за оформление документов, касающихся трудовой деятельности истицы, возложена на работодателя, а особенно предоставление в Пенсионный орган сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Неправильное или неполное их оформление не должно являться причиной исключения данного периода из специального стажа истца, так как ответственности за их оформление она не несла.
Таким образом, суд приходит к выводу, что периоды работы истицы с <дата>. (6 мес. 7 дней), с <дата>. (10 мес.), подлежат включению в специальный медицинский стаж с применением льготного исчисления стажа (1год работы как 1 год и 6 месяцев), а период работы истицы в качестве палатной медсестры 8 разряда в урологическом отделении с <дата>. (1 год 2 мес.) подлежит включению в специальный медицинский стаж в календарном и льготном исчислениях (1год работы как 1 год и 6 месяцев).
Требования истицы о включении в календарном порядке в специальный стаж периода работы в должности старшей медицинской сестры стоматологического отделения ФГКУ «426 военный госпиталь» Министерства обороны РФ с <дата> (1 года 4 месяца 15 дней) также подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации и утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в том числе лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил, в том числе, в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций.
Истица в указанный период работы в должности старшей медицинской сестры в стоматологическом отделении осуществляла медицинскую деятельность по охране здоровья населения по профессиональным требованиям, предъявляемым на должность старшей медицинской сестры и согласно должностным обязанностям, в связи с чем, суд полагает, что указанный период работы истицы подлежит включению в специальный медицинский стаж в календарном порядке.
При включении в страховой стаж истицы спорных периодов работы, на момент обращения к ответчику за назначением досрочной страховой пенсии по старости (26.08.2015г.) специальный стаж составлял менее 30 лет, в связи с чем, данная пенсия должна быть назначена с момента возникновения такого права – с 10.01.2017г.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кутейниковой Т. В. удовлетворить.
Признать за Кутейниковой Т. В. право на досрочное назначение страховой пенсии.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> г.о. Самара (межрайонное) включить в специальный стаж периоды работы:
· в календарном исчислении:
- с <дата>. (3 мес. 9 дней) - периоды нахождения на курсах повышения квалификации;
- с <дата>. (1 года 4 месяца 15 дней) в должности старшей медицинской сестры стоматологического отделения ФГКУ «426 военный госпиталь» Министерства обороны РФ.
· в календарном и льготном исчислениях (1год работы как 1 год и 6 месяцев):
- с <дата>. (1 год 2 мес.) - в качестве палатной медсестры 8 разряда в урологическом отделении;
· в льготном порядке исчисления (1 год работы как 1 год 6 месяцев):
- с <дата>. (6 мес. 7 дней), с <дата>. (10 мес.) - в качестве палатной медсестры урологического отделения в 358 окружном Краснознаменном военном клиническом госпитале и назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 20 ч.1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от <дата> № - ФЗ с <дата>.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглиинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, т.е. с <дата>
Судья: Л.К.Гиниятуллина