№ 2а-1593/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Саенко О.Л.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства в г.Ухте
08 мая 2018 года административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №3 по Республике Коми к Гуливатому А.Н. о взыскании недоимки по транспортному налогу, земельному налогу, пени,
установил:
Межрайонная ИФНС России №3 по Республике Коми обратилась с административным иском к Гуливатому А.Н. о взыскании пени в размере 17,94 руб., начисленных за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2014г.; недоимки по транспортному налогу за 2014г. в размере 17 475 руб., пени в размере 1174,46 руб.; недоимки по земельному налогу за 2014г. в размере 211,62 руб., указав в его обоснование, что обязанность по уплате налога ответчиком в добровольном порядке не исполнена.
На основании ст. 291 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) административный истец просит рассмотреть административное исковое заявление в порядке упрощенного (письменного) производства.
В соответствии со ст. ст. 132, 292 КАС РФ в адрес административного ответчика направлено определение о принятии к производству суда административного искового заявления от 30.03.2018г., в котором административному ответчику предложено в десятидневный срок с момента получения данного определения направить в суд возражения относительно рассмотрения административного искового заявления в порядке упрощенного (письменного) производства.
В установленный срок возражения от административного ответчика не поступили, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело по правилам, установленным главой 33 КАС РФ, без проведения устного разбирательства путем исследования представленных в материалы дела письменных доказательств.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 57 Конституции РФ и ч.1 ст.3 Налогового кодекса РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со чт.401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно ст.357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно п.1 ст.388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Из материалов дела следует, что в 2014г. административный ответчик являлся собственником квартиры по адресу: ....
Также, в 2014г. за ответчиком были зарегистрированы транспортные средства
Помимо этого, в 2014г. ответчик являлся собственником земельного участка (кадастровый номер ....), по адресу: ....
Таким образом, ответчик являлся плательщиком налога на имущество физических лиц, транспортного налога и земельного налога.
Налоговым органом произведен расчет налога на имущество, транспортного налога и земельного налога за 2014г. в размере 232,33 руб., 17475 руб. и 1005,21 руб. соответственно, о необходимости уплаты которых ответчику направлено налоговое уведомление №.... от 16.04.2015г.
Согласно п.1 ст.45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Исходя из положений п.1 ст.409, абз.3 ч.1 ст.363 и ст.397 Налогового кодекса РФ налог на имущество, транспортный налог и земельный налог за 2014г. подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 01 октября 2015г.
Статьей 72 Налогового кодекса РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ч.1 ст.75 НК РФ).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (ч.2 ст.75 НК РФ).
Поскольку административным ответчиком суммы налога на имущество физических лиц, транспортного налога и земельного налога за 2014г. в установленный законом срок уплачены не были, в соответствии со ст.75 НК РФ налоговым органом начислены пени в размере 21,63 руб., 1341,18 и 8,61 руб. соответственно.
О необходимости уплаты налога и пени налогоплательщику направлялись требования №.... от 16.10.2015г. (налог на имущество физических лиц в размере 232,33 руб., пени в размере 21,63 руб.; транспортный налог в размере 17475 руб., пени в размере 1341,18 руб.; земельный налог в размере 1005,21 руб., пени в размере 8,61 руб.) со сроком уплаты до 30.11.2015г., и №.... от 09.11.2016г., со сроком уплаты до 20.12.2016г., которые в добровольном порядке исполнены не были.
В соответствии с ч.1 ст.286 Кодекса административного судопроизводства РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ).
В соответствии с п.1 ст.48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Пунктом 2 статьи 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Согласно п.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей. Соблюдение установленного шестимесячного срока является обязательным как при обращении налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа, так и с иском после вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В рассматриваемом случае, общая сумма налога и пени превысила 3000 руб. после выставления требования №.... от 16.10.2015г. со сроком исполнения до 30.11.2015г.
Таким образом, налоговый орган имел право обратиться в суд с заявлением о взыскании с ответчика пени, начисленных за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц, транспортному налогу, земельному налогу и пени за 2014г. в срок с 30.11.2015г. по 30.05.2016г.
Административное исковое заявление подано в суд 29.03.2018г., т.е. с нарушением срока, установленного п.2 ст.48 НК РФ. При этом доказательств, свидетельствующих об обращении налогового органа в суд в порядке приказанного производства, материалы дела не содержат и административным истцом не представлено.
В силу ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного срока удовлетворению не подлежит, поскольку доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин, препятствовавших истцу обратиться в суд как с заявлением о вынесении судебного приказа, так и с исковым заявлением в установленный законом срок, не представлено.
Поскольку срок для обращения в суд с заявлением о взыскании истцом пропущен, что исключает возможность взыскания пени, начисленных за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц, недоимки по транспортному налогу, земельному налогу за 2014г. и пени в порядке административного судопроизводства, в удовлетворении требований налогового органа следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 177-179, 286-290,293 КАС РФ, суд
решил:
Отказать Межрайонной ИФНС России №3 по Республике Коми в удовлетворении административного иска к Гуливатому А.Н. о взыскании пени, начисленных за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2014 год, недоимки по транспортному налогу, земельному налогу за 2014 год и пени.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение пятнадцати дней со дня получения копии решения.
Председательствующий О.Л. Саенко