Гр. дело № 2-6239/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
[ 00.00.0000 ] Нижегородский районный суд города Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Шкининой И.А., при секретаре Зуевой Е.С., с участием представителя истца Яндулова Д.А., представителя ответчика и третьего лица Князевой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Нижегородского района г.Н.Новгорода к администрации г.Н.Новгорода об обязании принять меры к ликвидации несанкционированной свалки,
установил:
прокурор Нижегородского района города Нижнего Новгорода, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчику Администрации города Нижнего Новгорода об обязании принять меры к ликвидации несанкционированной свалки, указав, что прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства о благоустройстве, в ходе которой установлено складирование на не размежеванном земельном участке напротив [ адрес ] у ограждения СНТ «Дружба» большого количества строительного мусора и грунта, то есть несанкционированной свалки, что подтверждается актом проверки и фотографиями.
В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 8, ст. 43 Устава г. Нижнего Новгорода, принятого постановлением Городской Думы г. Нижнего Новгорода № 91 от 23.11.2005 к полномочиям администрации города относится обеспечение исполнения вопросов местного значения, в том числе, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством обеспечение соблюдения правил благоустройства, обеспечение соблюдения санитарных норм и правил, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки коммунальных, промышленных отходов и строительного мусора относятся к полномочиям администрации г.Нижнего Новгорода и осуществляется за счет средств бюджета города.
Однако администрацией г.Нижнего Новгорода меры, в рамках полномочий, предоставленных ей действующим законодательством, по ликвидации несанкционированной свалки строительного мусора на территории Нижегородского района г. Нижнего Новгорода, а именно на не размежеванном земельном участке у дома [ № ] [ адрес ] не предпринимаются.
Непринятие администрацией г.Нижнего Новгорода мер по ликвидации вышеуказанной несанкционированной свалки строительного мусора свидетельствует о несоблюдении требований действующего законодательства о благоустройстве и законодательства об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Наличие указанной несанкционированной свалки на территории Нижегородского района г. Нижнего Новгорода создает неблагоприятную экологическую обстановку, представляет опасность для здоровья неопределенного круга лиц и оказывает негативное воздействие на окружающую среду, приводит к ущемлению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и на безопасные условия проживания.
Истец просит суд обязать администрацию г.Нижнего Новгорода организовать сбор, вывоз, утилизацию строительного мусора, находящегося на территории Нижегородского района г.Нижнего Новгорода на не размежеванном земельном участке напротив [ адрес ] в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу
В судебном заседании помощник прокурора Нижегородского района г.Н.Новгорода Яндулов Д.А. исковые требования поддержал, дал пояснения по существу иска.
Представитель ответчика Администрации г.Нижнего Новгорода, третьего лица Администрации Нижегородского района г.Нижнего Новгорода Князева Т.А. (по доверенностям), исковые требования не признала.
Представитель третьего лица СНТ «Дружба» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещался надлежащим образом, о причинах неявки суду неизвестно.
Суд, с учетом положений ст.167 ГПК РФ, ст.165.1 ГК РФЙ и мнения участников процесса, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Суд, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии со cт. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Судом установлено, что прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства о благоустройстве, в ходе которой установлено наличие на не размежеванном земельном участке напротив дома [ № ] [ адрес ] большого количества грунта и строительного мусора, то есть несанкционированной свалки, что подтверждается актом проверки и фотографиями
В соответствии со ст. ст. 36, 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Поэтому, согласно ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии с п.п. 11, 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В силу ч.ч. 1,2 ст. 2, ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-эпидемиологических мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (ред. от 03.08.2018) на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Санитарные Правила содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88, утверждены Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 года и предназначены в качестве руководства для организаций, контролирующих санитарное содержание территорий населенных мест, а также организаций, несущих ответственность за санитарное содержание подведомственных им территорий и сооружений.
Согласно пункту 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Содержание территорий городских поселений должно отвечать санитарным правилам.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно Правилам благоустройства территории муниципального образования город Нижний Новгород, утвержденным решением городской Думы г. Нижнего Новгорода от [ 00.00.0000 ] [ № ], уборка - комплекс мероприятий, связанных с регулярной очисткой объектов благоустройства от мусора, грязи, снега и льда, их сбором и вывозом в специально отведенные для этого места, поливом территории.
В соответствии с п. 2.2 Правил благоустройства на территории общего пользования запрещается сбрасывать или складировать мусор, отходы спила деревьев, листву, снег вне специально отведенных мест; складировать строительные и (или) сельскохозяйственные материалы, топливо.
В соответствии со ст.24 Закона Нижегородской области от 10.09.2010 N 144-З "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области" Финансирование мероприятий, направленных на обеспечение чистоты и порядка на территории Нижегородской области, осуществляется за счет средств субъектов отношений в сфере обеспечения чистоты и порядка, областного бюджета, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном законодательством.
2. Финансирование мероприятий, направленных на обеспечение чистоты и порядка на территории Нижегородской области, за счет средств областного бюджета осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
В соответствии с п.24 ч.1 ст.8, ст. 43 Устава г. Нижнего Новгорода, принятого постановлением Городской Думы г. Нижнего Новгорода от 23.11.2005 года № 91 к полномочиям администрации города относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством обеспечение соблюдения правил благоустройства, обеспечение соблюдения санитарных норм и правил, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки коммунальных, промышленных отходов и строительного мусора относятся к полномочиям администрации г.Нижнего Новгорода и осуществляется за счет средств бюджета города.
Как установлено судом, в нарушение указанных требований закона, администрацией г.Нижнего Новгорода надлежащие меры, в рамках полномочий, предоставленных ей действующим законодательством, по ликвидации несанкционированной свалки строительного мусора на территории Нижегородского района г. Нижнего Новгорода, а именно на не размежеванном земельном участке по адресу: [ адрес ], не предпринимаются.
В нарушение требований ст.ст. 56, 57 ГПК РФ суду не представлено доказательств устранения допущенных нарушений.
Непринятие администрацией г.Нижнего Новгорода мер по ликвидации вышеуказанной несанкционированной свалки строительного мусора свидетельствует о несоблюдении требований действующего законодательства об утилизации отходов производства и потребления и законодательства об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Наличие указанной несанкционированной свалки на территории Нижегородского района г. Нижнего Новгорода создает неблагоприятную экологическую обстановку, представляет опасность для здоровья неопределенного круга лиц и оказывает негативное воздействие на окружающую среду, приводит к ущемлению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и на безопасные условия проживания.
Таким образом, суд считает, что ответчиком допущено незаконное бездействие по организации регулярной очистки спорного участка от строительного мусора, по принятию своевременных мер для выявления несанкционированной свалки и ее ликвидации, считает исковые требования прокурора, подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда – 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Прокурора Нижегородского района г.Н.Новгорода удовлетворить.
Возложить на администрацию города Нижнего Новгорода обязанность организовать сбор, вывоз, утилизацию строительного мусора, находящегося на территории Нижегородского района г.Н.Новгорода на не размежеванном земельном участке напротив дома [ № ] [ адрес ], в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Нижегородский районный суд города Нижнего Новгорода в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: И.А.Шкинина