К делу №2-11355/18
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Краснодар 16 ноября 2018 г.
Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего судьи Поповой В.В.,
при секретаре Кулибабиной А.Е.,
с участием:
истца Горбаня А.А.,
представителя истца Бегляка С.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика - администрации муниципального образования город Краснодар Дерявко Т.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя третьего лица – Управления по вопросам семьи и детства администрации Краснодарского края Тлеужа Р.Ш., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Горбаня А. А.ча к администрации муниципального образования город Краснодар, Министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании права на обеспечение жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
В Первомайский районный суд г. Краснодара обратился Горбань А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с вышеуказанными требованиями к администрации муниципального образования город Краснодар, которые мотивировал тем, что его родители отец ФИО7 и мать ФИО8 был лишены родительских прав, когда ему было 9 лет. Он был определен в детский дом <адрес>, затем обучался в машиностроительном колледже г. Краснодара, находился на полном государственном обеспечении. Колледж окончил в 2002 г., выбыл по месту жительства в г. Краснодар.
Жилого помещения он не имеет.
В связи с тем, что юридическими познаниями не обладает, не знал о действующих гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных законодательством, и сроках постановки на учет в силу беспечного отношения чиновников государства, в связи с чем своевременно не обратился в Управление по жилищным вопроса г. Краснодара, где прописан и проживает, для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, путем включения в список на обеспечение жилым помещением.
На основании изложенного, просит признать за ним право на обеспечение благоустроенным жилым помещением в г. Краснодаре как лицу, относившемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшему 23 лет, включив в список детей-сирот с датой учета 10.06.2015 г.
В ходе рассмотрения дела министерство труда и социального развития Краснодарского края исключено из числа третьи лиц и привлечено в качестве соответчика.
Истец уточнил свои требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил признать за ним право на обеспечение жилым помещением с датой учета 26.02.2001 г. (с момента издания постановления главы города Армавира Краснодарского края № 233 от 26.02.2001 г.), обязать Министерство труда и социального развития включить его в список детей-сирот, подлежащих немедленному обеспечению жилым помещением.
В судебном заседании истец Горбань А.А. и его представитель Бегляк С.В., действующий на основании доверенности, исковые требования в уточненной формулировке поддержали, в своих пояснениях ссылались на доводы заявления. Просили иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика – администрации муниципального образования город Краснодар Дерявко Т.А., действующая на основании доверенности, с требованиями иска не согласилась и просила в их удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что истцом пропущен срок обращения с заявлением, уважительных причин пропуска не приведено.
Министерство труда и социального развития Краснодарского края, будучи надлежащим образом и своевременно извещенным о дне и времени рассмотрения дела, явку своего представителя для участия в судебном заседании не обеспечило. Об уважительных причинах неявки суд в известность не поставил. Ходатайств об отложении слушания дела либо проведении разбирательства в отсутствие представителя от ответчика не поступало.
С учетом изложенных обстоятельств, принимая во внимание мнение сторон, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке ч. 4 ст. 167 ГПК РФ.
Представитель третьего лица - Управления по вопросам семьи и детства администрации Краснодарского края Тлеуж Р.Ш., действующий по доверенности, просил заявленные требования оставить без удовлетворения.
Выслушав пояснения сторон и их представителей, представителя третьего лица, исследовав письменные доказательства, оценив их в совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд считает, что заявленные требования надлежит удовлетворить по следующим основаниям.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Судом в ходе рассмотрения дела установлено, что Горбань А. А.ч, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 9), относился к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно свидетельству о рождении Горбаня А.А. его родителями являются: мать ФИО8, отец ФИО7 (л.д. 10).
Судом установлено из материалов дела, что родители истца решением Армавирского городского народного суда Краснодарского края от 26.08.1992 г., с учетом определения Армавирского городского суда Краснодарского края от 31.07.2014 г., лишены родительских прав в отношении сына Горбаня А.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения (л.д. 11, 12).
На момент смерти родителей истец являлся несовершеннолетним.
Горбань А.А. был определен в детский дом (л.д. 13, 14) и, как видно из представленных документов, в период с 24.11.1992 г. по 30.08.1999 г. являлся воспитанником ГКОУ детского дома станицы Медведовской Краснодарского края, находился на полном государственном обеспечении (л.д. 13-15).
Из архивной справки от 11.12.2014 г., выданной ГБОУ СПО КМСК КК, следует, что приказом №-к от 27.08.1999 г. Горбань А.А. зачислен в число учащихся на дневное отделение государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Краснодарский машиностроительный колледж, 26.06.2002 г. выбыл из числа студентов как окончивший полный курс обучения и защитивший дипломный проект, присвоена квалификация «техник» по специальности «Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)» (л.д. 16).
В период обучения Горбань А.А. находился на полном государственном обеспечении.
Согласно паспорту Горбаня А.А., он значится зарегистрированным в жилом помещении по адресу: <адрес>, принадлежащем ФИО11 (л.д. 9, 19-23).
Горбань А.А. собственником недвижимого имущества в г. Армавире и в г. Краснодаре не является (л.д. 17, 18).
Управление по жилищным вопросам администрации муниципального образования город Краснодар в своем заключении от 03.06.2016 г. пришло к выводу о необходимости включения Горбаня А.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (л.д. 205-206).
Тем не менее, приказом от 06.07.2016 г. №-жс министерство труда и социального развития Краснодарского края отказало Горбаню А.А. во включении в указанный список, поскольку на момент подачи заявления заявитель достиг возраста 23 лет и не предоставил вступившее в силу решение суда о признании права на обеспечение жилым помещением (л.д. 165).
Из материалов дела следует, что спор возник о наличии у истца права на получение жилья по специальному закону, регулирующему социальные права лиц, из числа детей-сирот, законности отказа ответчика поставить ее на учет по основаниям, установленным законом, регулирующим социальные гарантии детям-сиротам и лицам из их числа по мотиву того, что истец обратился за пределами возраста 23 лет.
Давая оценку доводам и возражениям сторон, суд исходит из следующего.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определен перечень детей, нуждающихся в заботе со стороны государства.
Право на обеспечение жилым помещением у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, появляется с момента приобретения им данного статуса, что закреплено в ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Так, согласно ч. 1 ст. 8 названного Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Частью 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Пунктом 3 части 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Во исполнение названного Федерального закона был принят Закон Краснодарского края от 03.06.2009 г. № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», согласно ч. 2 ст. 2 которого лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам найма жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда (договор найма специализированного жилого помещения).
Согласно ст. 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 г. № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края (далее - уполномоченный орган местного самоуправления) однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципального специализированного жилищного фонда (далее - жилое помещение), по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.
В соответствии ч. 8 ст. 7 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 г. № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» лица, относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшие возраста 23 лет, не обратившиеся в возрасте от 18 до 23 лет в уполномоченный орган местного самоуправления по месту их жительства по вопросу включения в список, имеют право обратиться в суд с исковым заявлением о признании за ними права на обеспечение их жилым помещением.
Заявление о включении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список подается ими в уполномоченный орган местного самоуправления по месту их жительства, если они своевременно не были поставлены на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.
В числе документов, необходимых для подачи заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, часть 9 статьи 7 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» предусматривает вступившие в силу решения суда об установлении факта проживания гражданина по соответствующему адресу, о признании права на обеспечение жилым помещением.
Таким образом, судом установлено, что Горбань А.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, собственником жилого помещения не является, также не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Кроме того, установлено, что Горбань А.А. был своевременно поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (по общему списку №, по списку детей-сирот №), что подтверждается постановлением Главы города Армавира Краснодарского края от 26.02.2001 г. № (л.д. 235). На момент постановки на учет Горбаню А.А. исполнилось 18 лет.
Впоследствии постановлением Главы города Армавира Краснодарского края от 01.03.2007 г. № 429 истец был снят с учета в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (л.д. 236). Однако на момент снятия с учета жилым помещением обеспечен не был.
Таким образом, право на обеспечение жилы помещение истцом не реализовано.
Принимая решение по делу, суд исходит из того, что по смыслу жилищного законодательства право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли.
Обстоятельство достижения такими лицами возраста, превышающего предел, установленный законом, само по себе не может являться основанием для лишения их права на жилье, которое гарантировано жилищным законодательством.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 г.) отмечено, что наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являлись следующие:
- ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы;
- незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;
- состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении;
- установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
Какое-либо жилое помещение после окончания обучения в образовательных учреждениях за истцом не было закреплено.
Удовлетворяя требования, суд исходит из того, что правовой статус сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, в части жилищных прав предполагает соблюдение законодательно закрепленных условий реализации прав в сфере жилищного обеспечения.
В постановке на учет истцу было отказано только лишь по тому основанию, что он достиг 23 лет, без учета изложенных выше обстоятельств, что не может быть признано законным.
Представленные истцом доказательства являются относимыми, допустимыми, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности подтверждают обстоятельства истца, на которые она ссылается как на основания своих требований.
При таких обстоятельствах, Горбань А.А. имеет право на обеспечение жилой площадью специализированного жилого фонда по договору социального найма.
Принимая за основу положения Конституции Российской Федерации как акта прямого действия, ч.1 ст. 109.1 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 2 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 г. № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», суд приходит к выводу, что заявленные требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Удовлетворение иска отвечает требованиям справедливости, равенства прав граждан.
В соответствии с действующим законодательством гарантируемая данным лицам (к категории которых относится истец) социальная поддержка, в том числе, обеспечение жилым помещением должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа, вышеуказанного возраста.
Вместе с тем, данная мера социальной поддержки будет реализована только в случае фактического предоставления пригодного для проживания жилого помещения. При этом, жилищные правоотношения носят длящийся характер и право на обеспечение жилым помещением, возникшее у несовершеннолетнего, но не реализованное по независящим от него обстоятельствам, подлежит судебной защите.
Поэтому достижение истцом 33-летнего возраста (на момент обращения в суд) не может являться основанием для лишения его гарантированного, но нереализованного, права на внеочередное предоставление жилья и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.
В соответствии с ч. 2 ст. 195 ГПК РФ, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Горбаня А. А.ча удовлетворить.
Признать за Горбанем А. А.чем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем г. Армавира Краснодарского края, право на обеспечение жилым помещением, с датой учета 26.02.2001 г. (с момента издания постановления Главы города Армавира Краснодарского края № 233 от 26.02.2001 г.).
Обязать министерство труда и социального развития Краснодарского края включить Горбаня А. А.ча в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Краснодарский краевой суд через Первомайский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Федеральный судья
Первомайского районного суда г. Краснодара В.В. Попова