Решение по делу № 2а-1995/2021 от 19.04.2021

Дело № 2а-1995/2021 22 июня 2021 года

29RS0014-01-2021-003015-46

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Москвиной Ю.В.,

при секретаре Арюткиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске административное дело по административному исковому заявлению Волковой Е. М. к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности принять решение об изъятии жилого помещения и земельного участка для муниципальных нужд,

установил:

Волкова Е.М. обратилась в суд с административным иском к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения об изъятии недвижимого имущества – квартиры, расположенной по адресу: ..., земельного участка по данному адресу, возложении обязанности принять решение об изъятии указанного недвижимого имущества для муниципальных нужд. Просила также взыскать с административного ответчика расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей, почтовые расходы в сумме 105 рублей.

В обоснование требований указала, что является собственником жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: ... Заключением межведомственной комиссии от 08 декабря 2020 года выявлены основания для признания многоквартирного дома ... аварийным и подлежащим сносу. Вместе с тем, до настоящего времени решение об изъятии недвижимого имущества административным ответчиком не принято.

В судебном заседании административный истец, представитель административного ответчика участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель административного истца Выжлецова П.А., заинтересованные лица в судебном заседании на удовлетворении административного иска настаивали. Представитель истца Выжлецова П.А. полагала разумным срок для принятия решения об изъятии недвижимого имущества – сентябрь 2021 года.

Представитель административного ответчика Курышева О.Н. в письменном отзыве на административное исковое заявление указала, что с требованиями не согласна. Считала, что бездействие отсутствует, поскольку процедура, предшествующая изъятию, проводится, права собственников в настоящее время не нарушены.

По определению суда административное дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав пояснения представителя административного истца, заинтересованных лиц, исследовав имеющиеся в административном деле доказательства в письменной форме, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Как указано в статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

соблюдены ли сроки обращения в суд;

соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Волкова Е.М. является собственником жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: г...

Распоряжением заместителя главы муниципального образования «Город Архангельск» от <Дата> <№>р на основании заключения межведомственной комиссии от <Дата> <№> многоквартирный жилой дом <***> признан аварийным и подлежащим сносу.

Статья 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации гарантирует гражданам, указанным в законе и нуждающимся в жилище, предоставление жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Исходя из части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 настоящей статьи.

В силу части 2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

На основании части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

В пункте 1 статьи 56.7 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, организация, подавшая такое ходатайство:выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка;

выступают заказчиком кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельных участков, подлежащих изъятию, в случае, если границы таких земельных участков подлежат уточнению;

выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков для их предоставления взамен изымаемых земельных участков;

обращаются от имени правообладателя изымаемой недвижимости без доверенности с заявлением о кадастровом учете земельных участков, подлежащих изъятию, земельных участков, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков, или земельных участков, границы которых подлежат уточнению в связи с изъятием, если необходимо проведение государственного кадастрового учета таких земельных участков;

выступают заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества;

осуществляют переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия;

осуществляют совместно с уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, подготовку соглашения об изъятии недвижимости в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии;

направляют проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.

Анализ приведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу и неосуществления собственниками в установленный органом местного самоуправления срок работ по сносу либо реконструкции жилого дома земельный участок и расположенные на нем жилые помещения в составе многоквартирного дома подлежат изъятию на основании соответствующего решения органа местного самоуправления. При этом в ходе реализации решения об изъятии недвижимости уполномоченный орган обязан совершить действия, предусмотренные пунктом 10 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, а после их выполнения перейти к стадии подготовки проекта соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектах недвижимого имущества, выполнив ряд мероприятий, указанных, в частности, в пункте 1 статьи 56.7 Земельного кодекса Российской Федерации.

По делу судом установлено, что распоряжение об изъятии земельного участка, расположенного по адресу: ..., и жилого помещения административного истца еще не принято.

10 февраля 2021 года в адрес административного истца и других собственников жилых помещений в вышеуказанном многоквартирном доме направлены требования в срок до 10 декабря 2022 года совместно с другими собственниками решить вопрос о сносе жилого дома .... Сообщено также, что в случае, если собственники в установленный срок не осуществят снос указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, процедура, предусмотренная статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, начата.

С совместным заявлением об отказе от сноса дома ... собственники дома к административному ответчику не обращались, срок требования о сносе не истек. Срок, установленный в требовании от 10 февраля 2021 года, административным истцом не оспорен и не признан незаконным.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 22 постановления от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для направления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции дома в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники в установленный срок не произвели снос или реконструкцию аварийного дома органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

По смыслу указанных норм закона обязанность органа местного самоуправления по незамедлительному обеспечению граждан жильем в связи с расселением из аварийного дома наступает с момента принятия решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный жилой дом для муниципальных нужд, которое принимается в случае неисполнения собственниками сноса или реконструкции дома в установленный в требовании срок. Решение об изъятии земельного участка и об изъятии каждого жилого помещения в доме влечет обязанность органа местного самоуправления незамедлительно произвести выкуп жилых помещений в многоквартирном аварийном доме, за исключением тех, которые принадлежат на праве собственности муниципальному образованию. Сроки для принятия такого решения законом не установлены, но с учетом степени аварийности дома и опасности для продолжения проживания в нем граждан, сроки принятия такого решения должны быть объективно обусловленными.

Таким образом, решение вопроса о возмещении изымаемого жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры: после направления органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции должна следовать процедура принятия органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений не выполнили требование о сносе или реконструкции.

Далее проводятся процедура, предусмотренная статьей 56.5 Земельного кодекса Российской Федерации, которая занимает продолжительное время.

Таким образом, доводы административного истца о том, что орган местного самоуправления, наделенный в рассматриваемой сфере правоотношений властными полномочиями, незаконно бездействует, нарушая ее права, свободы и законные интересы, являются необоснованными и преждевременными.

В силу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для удовлетворения заявленных требований о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, необходимо одновременно наличие двух условий: не соответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение права, свобод и законных интересов административного истца.

Указанной совокупности условий, влекущей удовлетворение заявленных исковых требований, по настоящему делу не установлено.

По изложенным основаниям суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Поскольку в удовлетворении административного иска отказано, понесенные административным истцом судебные расходы не подлежат возмещению.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Волковой Е. М. к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности принять решение об изъятии жилого помещения и земельного участка для муниципальных нужд, взыскании судебных расходов отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Ю.В. Москвина

2а-1995/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Волкова Елена Михайловна
Ответчики
Администрация МО"Город Архангельск"
Другие
Туркина Татьяна Владимировна
Туркина Юлия Игоревна
Кокорина Елена Михайловна
Рюминой Татьяне Павловне
Гашимовой Ларисе Борисовна
Суд
Ломоносовский районный суд г. Архангельск
Судья
Москвина Юлия Владимировна
Дело на сайте суда
lomonosovsky.arh.sudrf.ru
19.04.2021Регистрация административного искового заявления
19.04.2021Передача материалов судье
21.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
12.05.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
12.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.05.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.06.2021Предварительное судебное заседание
22.06.2021Судебное заседание
29.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее