УИД22RS0010-01-2024-000859-62 (производство № 2-827/2024)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 октября 2024 года г. Камень-на-Оби
Каменский городской суд в составе:
председательствующего судьи Балакиревой А.Ю.,
при секретаре Шепедко С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску судебного пристава-исполнителя ОСП Каменского и ....ов ГУФССП России по .... Кумоняевой В. Г. к Чумакову С. В., МТУ Росимущества в .... и .... о признании нереализованного имущества собственностью Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Судебный пристав-исполнитель ОСП Каменского и ....ов ГУФССП России по .... Кумоняева В.Г. обратилась с указанным иском, в котором просит прекратить право собственности Чумакова С.В., *** года рождения (ИНН № на арестованное и нереализованное имущество - земельный участок, владение № с/о «....» ...., площадью 502 кв.м, кадастровый №, признать право собственности Российской Федерации на земельный участок, владение № с/о «.... ...., площадью 502 кв.м, кадастровый № и обязать МТУ Росимущества в .... и .... принять имущество - земельный участок, владение № с/о «....» ...., площадью 502 кв.м, кадастровый №.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в ОСП Каменского и ....ов находится сводное исполнительное производство №-СД в отношении Чумакова С.В. Предметом исполнения являются денежные суммы, подлежащие взысканию в бюджетные системы Российской Федерации. Ответчик имеет недвижимое имущество, а именно: земельный участок, владение № с/о «....» ...., площадью 502 кв.м, кадастровый №. Заочным решением Каменского городского суда от *** обращено взыскание на указанный земельный участок. Судебным приставом – исполнителем вынесено постановление о наложении ареста, составлен акт описи и ареста на вышеуказанное имущество. *** вынесено постановление о передаче арестованного имущества на торги, *** имущество предано на торги по акту приема-передачи. *** арестованное имущество возвращено с торгов в связи как нереализованное. В адрес взыскателей направлены предложения принять нереализованное в принудительном порядке имущество в счет погашения задолженности по стоимости с учетом снижения на 25% в соответствии с ч. 12 ст. 87 Федерального закона № 229-ФЗ от *** «Об исполнительном производстве». *** и *** в отделение судебных приставов поступил ответ от взыскателей о невозможности принять нереализованное имущество – земельный участок, владение № с/о «.... ...., площадью 502 кв.м, кадастровый №. Полномочия администратора закреплены за ФССП России положениями ст. 160.1 БК РФ, Постановлением Правительства РФ от *** № «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации». Реализуя функции администратора соответствующих доходов федерального бюджета, ФССП России и ее территориальные органы, кроме прочего, в исполнительном производству выступают в качестве взыскателей. Основными (в части доли суммы в общей структуре платежей) платежами, администрируемыми ФССП России, являются исполнительский сбор, расходы по совершению исполнительских действий, финансируемые из бюджета, административные штрафы по статьям КоАП РФ, подведомственным должностным лицам ФССП России, а также штрафы, назначенные за совершение преступления, уголовные дела по которым возбуждались органами дознания ФССП России.
Отсутствие в настоящее время в действующем законодательстве правового механизма принятия администраторами доходов бюджетов бюджетной системы РФ в лице соответствующих органов государственной власти (государственных органов) нереализованного в принудительном порядке в рамках исполнительного производства как движимого, так и недвижимого имущества, не свидетельствует о невозможности в судебном порядке обратить взыскание на такое имущество и передать его в собственность РФ, субъектов РФ либо муниципальных образований, путем прекращения права собственности у должника по исполнительному производству и признания права собственности за взыскателем в лице соответствующих публично-правовых образований, интересы которых защищает государственный орган в силу предоставленных ему законодательством полномочий.
Действующее бюджетное законодательство не предусматривает осуществление операций по учету в составе доходов бюджетной системы РФ имущества в натуре, поскольку в силу ст. 6 БК РФ доходами бюджета являются поступающие в бюджет денежные средства, в связи с чем взыскатель – государственный орган лишен возможности принять такое имущество.
Согласно Указу Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724, Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного имущества осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).
Согласно п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг, функции по обособленному учету имущества, созданного и (или) приобретенного в результате реализации программ, подпрограмм, проектов и мероприятий Союзного государства, находящегося на территории Российской Федерации, права на которое переданы после их завершения государственным заказчикам – координатора, государственным заказчикам либо исполнителям таких программ, подпрограмм, проектов и мероприятий от Российской Федерации, и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
В силу Положении, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в установленной сфере деятельности: приобретает в установленном порядке имущество в федеральную собственность, осуществляет передачу имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность (п. 5.13); принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации (п. 5.35). Полагает, что право собственности Чумакова С.В. на земельный участок, владение № с/о «....» ...., площадью 502 кв.м, кадастровый №, на который обращено взыскание, подлежит прекращению с одновременным признанием права собственности за Российской Федерацией. В противном случае будут нарушены интересы РФ на удовлетворение требований за счет нереализованного имущества должника. Стоимость нереализованного недвижимого имущества с учетом снижения составляет 28350 руб. Общая задолженность по сводному исполнительному производству, подлежащая взысканию в бюджетные системы РФ составляет 102651,08 руб., общая сумма исполнительского сбора составляет 8894,15 руб.
В судебное заседание истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
Ответчик Чумаков С.В., представитель ответчика МТУ Росимущества в .... и ...., представители третьих лиц МИФНС № по ...., МИФНС № по ...., СНТ «Коммунальщик» в судебное заседание не явились о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Исполнительное производство осуществляется на принципах законности и своевременности совершения исполнительных действий, применения мер принудительного исполнения (статья 4 Закона об исполнительном производстве).
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
По общему правилу части 1 статьи 36 Закона об исполнительном производстве содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Согласно части 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
Таким образом, законодательство об исполнительном производстве связывает начало течения срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа с днем получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства.
Как установлено в судебном заседании остаток задолженности в рамках сводного исполнительного производства находящегося на исполнении в ОСП Каменского и ....ов в отношении Чумакова С.В. составляет 102651,08 руб., общая сумма исполнительского сбора составляет 8894,15 руб.
Частью 1 статьи 12, частью 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» установлено, что в обязанность судебного пристава-исполнителя входит принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, а также использование предоставленных ему прав в соответствии с законом и не допущение в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ под исполнительными действиями понимаются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с данным Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, в частности: в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение (пункт 7); в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества (пункт 8); совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов (пункт 17).
В силу частей 1 и 3 статьи 68 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу; к числу мер принудительного исполнения относятся, в том числе, обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги.
С целью установления имущественного положения должника судебным приставом-исполнителем направлены запросы в учетно-регистрационные органы.
Согласно поступившим ответам, за должником зарегистрировано недвижимое имущество, а именно: земельный участок, владение № с/о «Коммунальщик» ...., площадью 502 кв.м, кадастровый №.
Заочным решением Каменского городского суда от *** обращено взыскание на указанный земельный участок.
В рамках сводного исполнительного производства №-СД судебным приставом – исполнителем вынесено постановление о наложении ареста, составлен акт описи и ареста на вышеуказанное имущество.
*** вынесено постановление о передаче арестованного имущества на торги.
*** имущество предано на торги по акту приема-передачи.
*** арестованное имущество возвращено с торгов как нереализованное.
В адрес взыскателей направлены предложения принять нереализованное в принудительном порядке имущество в счет погашения задолженности по стоимости с учетом снижения на 25% в соответствии с ч. 12 ст. 87 Федерального закона № 229-ФЗ от *** «Об исполнительном производстве».
04 и *** в отделение судебных приставов поступили ответы от взыскателей о невозможности принять нереализованное имущество – земельный участок, владение № с/о «Коммунальщик» ...., площадью 502 кв.м, кадастровый №.
В соответствии с ч. 12 ст. 87 Федерального закона № 229-ФЗ от *** «Об исполнительном производстве», стоимость нереализованного имущества (земельного участка, владение № с/о «Коммунальщик» ...., площадью 502 кв.м, кадастровый №), подлежащего передаче взыскателю в счет погашения задолженности составляет 28350 руб. (основная сумма арестованного имущества по результатам оценки 37800 рублей 00 копеек – 25%).
Требования взыскателей в сводном исполнительном производстве удовлетворяются в соответствии с очередностью, предусмотренной ст. 111 Федерального закона от *** N 229-ФЗ. А именно:
1-я очередь: алименты, компенсации морального вреда, возмещение вреда здоровью, вреда в связи со смертью кормильца, а также возмещение ущерба, причиненного преступлением;
2-я очередь: выходные пособия, зарплата, а также авторские вознаграждения;
3-я очередь: обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды;
4-я очередь: все остальные требования.
Согласно части 1 статьи 110 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ денежные средства, подлежащие взысканию в рамках исполнительного производства, в том числе в связи с реализацией имущества должника, перечисляются на депозитный счет службы судебных приставов. Перечисление указанных денежных средств осуществляется в порядке очередности, установленной частями 3 и 4 настоящей статьи, в течение пяти операционных дней со дня их поступления на депозитный счет службы судебных приставов в порядке, определяемом главным судебным приставом Российской Федерации. В случае отсутствия сведений о реквизитах банковского или казначейского счета взыскателя судебный пристав-исполнитель извещает взыскателя о поступлении денежных средств на депозитный счет службы судебных приставов.
Из содержания части 3 статьи 110 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ следует, что за счет денежных средств, поступивших на депозитный счет службы судебных приставов при исполнении содержащихся в исполнительном документе требований имущественного характера, в первую очередь удовлетворяются требования взыскателя, в том числе возмещаются понесенные им расходы по совершению исполнительных действий; во вторую очередь возмещаются иные расходы по совершению исполнительных действий; пункт в третью очередь уплачивается исполнительский сбор.
Поскольку исполнительский сбор уплачивается в последнюю очередь и у должника имеется задолженность по сводному исполнительному производству, руководствуясь положениями Федерального закона от *** № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федерального закона от *** № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных судебным приставом-исполнителем ОСП Каменского и ....ов ГУФССП России по .... исковых требований.
Кроме того, основания для обращения в федеральную собственность спорного имущества, предусмотренные ст. 323 Федерального закона от *** № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» также отсутствуют.
Руководствуясь статьями 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования судебного пристава-исполнителя ОСП Каменского и ....ов ГУФССП России по .... к Чумакову С. В., МТУ Росимущества в .... и .... о признании нереализованного имущества собственностью Российской Федерации оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Каменский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.Ю. Балакирева
Мотивированное решение изготовлено 02 ноября 2024 года.