Дело № 2а-1873/2019
Изготовлено 30.05.2019 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль |
16 мая 2019 года |
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Бабиковой И.Н.,
при секретаре Юрьевой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Галаевой Натальи Сергеевны к мэрии города Ярославля о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушение права,
У С Т А Н О В И Л :
Галаева Н.С. в лице представителя по доверенности Измайловой А.Ю. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором указала, что является собственником 7/20 доли в праве собственности на земельный участок, расположенный по адресу <адрес>. Согласно выписке из ЕГРН категория земельного участка не установлена. Сложившаяся ситуация нарушает права истца и законодательство РФ. Галаева Н.С. обратилась в ДАЗО мэрии г.Ярославля с заявлением об отнесении земельного участка по указанному адресу к категории «земли населенных пунктов», на которое получила отказ в письме от 27.12.2018 № 12884. Отказ мотивирован тем, что такая услуга не предусмотрена распоряжением мэрии города Ярославля от 30.09.2011 № 67-р, следовательно, принятие такого решения не относится к полномочиям органа местного самоуправления. Позиция мэрии города Ярославля противоречит ч.ч.11,12 ст.14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Административный истец просит признать незаконным бездействие мэрии города Ярославля в части установления категории земельного участка по адресу <адрес>, кадастровый №, как «земли населенных пунктов», обязать мэрию города Ярославля устранить допущенное нарушение прав Галаевой Н.С., выполнить требования ч.ч.11,12 ст.14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены департамент градостроительства мэрии г.Ярославля, КУМИ мэрии г.Ярославля, Управление Росреестра по Ярославской области.
В судебном заседании административный истец административный иск полностью поддержала.
Иные вызванные в суд участники производства по делу в судебное заседание не явились, о времени, месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
От мэрии города Ярославля в суд поступил отзыв на административный иск, согласно которому право собственности на земельный участок за административным истцом признано решением суда. ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, присвоен кадастровый №. В соответствии со ст.11.10 ЗК РФ категория земель, к которой относится образуемый земельный участок, указывается в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка. В данном случае предоставление земельного участка осуществлялось на основании решения суда. В соответствии с ч.13 ст.11 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» если в результате проведения государственного кадастрового учета в связи с уточнением описания местоположения границ земельного участка, не относящегося к категории земель населенных пунктов, указанный земельный участок в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости расположен в границах населенного пункта, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, такой земельный участок считается отнесенным к категории земель населенных пунктов независимо от наличия иных сведений о категории земель в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок. Распоряжением мэрии города Ярославля от 30.09.2011 № 67-р утвержден перечень услуг, предоставляемых органами городского самоуправления, с элементами межведомственного взаимодействия, принятие решения об отнесении земельных участков к категории земель «земли населенных пунктов» не относится к полномочиям органа местного самоуправления. Мэрия просит отказать в удовлетворении заявленных требований, рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Суд на основании ст.150 КАС РФ определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав административного истца, исследовав письменные материалы административного дела, суд находит административный иск не подлежащим удовлетворению.
Судом установлено, что Галаевой Н.С. на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок по адресу <адрес>, 7/20 (35/100) доли в праве. Площадь земельного участка и границы установлены в соответствии с решением Фрунзенского районного суда г.Ярославля от 20.02.2014 г. по делу № 2-81/2014, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 28.05.2014 г.
Согласно выписке из ЕГРН, представленной в дело Галаевой Н.С., земельный участок по адресу <адрес> поставлен на кадастровый учет 09.06.2018 г. В выписке в графе «Категория земель» указано, что категория не установлена.
28.11.2018 г. Галаева Н.С. обратилась в ДАЗО мэрии города Ярославля (департамент градостроительства мэрии города Ярославля) с заявлением, в котором просила принять решение об отнесении земельного участка с кадастровым № по адресу <адрес>, к категории земель «земли населенных пунктов».
В письме ДАЗО мэрии г.Ярославля от 27.12.2018 г. Галаевой Н.С. дан ответ на обращение, в котором указано, что принять решение об отнесении земельного участка с кадастровым № к категории земель населенных пунктов не представляется возможным- распоряжением мэрии города Ярославля от 30.09.2011 № 67-р утвержден Перечень услуг, предоставляемых органами городского самоуправления, с элементами межведомственного (межуровневого) взаимодействия, принятие решения об отнесении земельных участков к категории земель «земли населенных пунктов» не относится к полномочиям органа местного самоуправления.
Суд считает, что ответ на обращение Галаевой Н.С. не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов Галаевой Н.С.; незаконного бездействия мэрий города Ярославля не допущено.
В соответствии с пунктом 11 ст.14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в случае, если категория земель не указана в Едином государственном реестре недвижимости, правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся с учетом требований части 12 настоящей статьи.
Согласно пункту 12 статьи 14 данного Закона земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов.
Согласно пункту 13 статьи 14 Федерального закона № 172-ФЗ если в результате проведения государственного кадастрового учета в связи с уточнением описания местоположения границ земельного участка, не относящегося к категории земель населенных пунктов, указанный земельный участок в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости расположен в границах населенного пункта, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, такой земельный участок считается отнесенным к категории земель населенных пунктов независимо от наличия иных сведений о категории земель в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок, а также в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации. В этом случае орган регистрации прав одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений об уточненном описании местоположения границ земельного участка вносит изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком земельном участке путем указания на его принадлежность к категории земель населенных пунктов.
Основываясь на нормах пунктов 11, 12 статьи 14 Федерального закона № 172-ФЗ, административный истец заявила требования к мэрии города Ярославля о возложении на нее обязанности установить категорию ее земельному участку.
Согласно ст.7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, среди которых –земли населенных пунктов.
В соответствии со ст.8 ЗК РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Согласно положениям ст.83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
На основании ч.1 ст.84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Муниципалитетом города Ярославля утвержден Генеральный план города Ярославля (решение от 06.04.2006 №226), а также утверждены Правила землепользования и застройки города Ярославля (решение от 17.09.2009 № 201), в состав которых входит Карта градостроительного зонирования, определившая с учетом Генплана города Ярославля, границы территориальных зон.
То есть, границы города Ярославля установлены. Земли в границах города Ярославля в силу закона относятся к землям населенных пунктов.
В соответствии с ч.ч.1,3,5 ст.8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке. Категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок, относится к дополнительным сведениям об объекте недвижимого имущества.
В силу ч.1 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав носят заявительный характер. Внесение в кадастр недвижимости дополнительных сведений о земельном участке также носит заявительный характер.
То есть, отсутствие дополнительных сведений о земельном участке в кадастре недвижимости, в частности, о категории земельного участка, не свидетельствует о неустановлении категории конкретному земельному участку, расположенному в пределах населенного пункта.
При изложенных обстоятельствах оснований считать, что административным ответчиком мэрией города Ярославля нарушены права Галаевой Н.С., созданы препятствия к реализации ею ее прав, у суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175,177-180 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск Галаевой Натальи Сергеевны к мэрии города Ярославля о признании незаконным бездействия по неустановлению категории земельного участка, возложении обязанности устранить нарушение права оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение одного месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.
Судья |
И.Н.Бабикова |