Дело№ 2-99/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Тарногский Городок 23 сентября 2024 года
Тарногский районный суд Вологодской области в составе судьи Еиной Н.Н.,
при секретаре Чирковой М.М.,
с участием представителя ответчика МКП «ЖКХ-Тарнога» по доверенности Неклюдова М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в лице Тотемского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области к МКП «ЖКХ-Тарнога», администрации Тарногского муниципального округа Вологодской области, Комитету по Управлению имуществом администрации Тарногского муниципального округа Вологодской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить действия по устранению выявленных нарушений,
установил:
Управление Роспотребнадзора по Вологодской области в лице Тотемского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области обратился в суд с исковым заявлением к МКП «ЖКХ-Тарнога», администрации Тарногского муниципального округа Вологодской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить действия по устранению выявленных нарушений.
В обоснование иска указано, что МКП «ЖКХ-Тарнога» является эксплуатирующей организацией, оказывающей населению услуги по водоснабжению. В ходе согласования реестра источников централизованного водоснабжения Тарногского муниципального округа Тотемским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Вологодской области установлено, что при использовании водных объектов отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования: артезианские скважины №3383 д. Цибунинская, №3545 д. Каплинская, №3544 д. Макаровская, №№210 д. Гусиха, №1413 с. Ромашевский Погост, №8876 д. Струково, №2193 д. Семеновская, №2406 п. Айга, №2429 с. Илезский Погост, №2427 д. Окуловская, №3343 д. Сергиевская, №2171 с.Спасский Погост, №518 д. Никифоровская, №1383 с. Красное Тарногскогорайона.
В обоснование своей позиции истец ссылается на положения ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, ст.23 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст. 43,55 ВК РФ, в качестве основания для обращения в суд с настоящим иском приводит положения п.п. 2 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ.
Истец просит признать бездействие Муниципального казенного предприятия Тарногского муниципального округа Вологодской области «Жилищно-коммунальное хозяйство-Тарнога», выраженное в неисполнении требований санитарного законодательства, незаконным. Обязать Муниципальное казенное предприятие Тарногского муниципального округа Вологодской области «Жилищно-коммунальное хозяйство-Тарнога», обеспечить наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов: артезианских скважин №3383 д. Цибунинская, №3545 д. Каплинская, №3544 д. Макаровская, №№210 д. Гусиха, №1413 с. Ромашевский Погост, №8876 д. Струково, №№2193 д. Семеновская, №2406 п. Айга, №2429 с. Илезский Погост, №2427 д. Окуловская, №3343 д. Сергиевская, №2171 с. Спасский Погост, №518 д. Никифоровская, №1383 с. Красное Тарногского района в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» в срок до 01.04.2025 года.
В судебное заседание представитель истца не явился, в представленном заявлении просил о рассмотрении дела без участия представителя отдела, исковые требования поддерживают в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика МКП «ЖКХ-Тарнога» Неклюдов М.Ю. исковые требования не признал, пояснил, что общество осуществляет только эксплуатацию водоисточников, полагает, что обязанность по получению санитарно-эпидемиологического заключения должна возлагаться на собственника артезианских скважин.
Определением суда от 24.06.2024 администрация Тарногского муниципального округа Вологодской области исключена из числа третьих лиц и привлечена в качестве ответчика.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Тарногского муниципального округа Вологодской области в судебное заседание не явился о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом путем направления судебной повестки (получена 23.08.2024). В возражениях на иск указали, что являются ненадлежащим ответчиком по делу, просили в иске отказать.
Определением суда от 24.06.2024 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет по управлению имуществом администрации Тарногского муниципального округа Вологодской области.
В судебном заседании представитель ответчика Комитета по управлению имуществом администрации Тарногского муниципального района Вологодской области в судебное заседание не явился о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом путем направления судебной повестки (получена 23.08.2024). В возражениях на иск просили в удовлетворении требований отказать.
Заслушав представителя ответчика Неклюдова М.Е. и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст.23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении» забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 18 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Статьей 43 Водного Кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) определено, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
В силу положений статьи 55 ВК РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального Закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 определено санитарно- эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила).
В соответствии со ст. 11 ФЗ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны соблюдать требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц.
На основании п.п.2 п.1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 46 ГПК РФ, п.5.18. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004г. № 322, главный государственный санитарный врач имеет право обращаться в суд в случае нарушения требований санитарного законодательства.
Согласно выписке из ЕГРН, МКП «ЖКХ-Тарнога» является юридическим лицом (ОГРН 1223500005904), основным видом деятельности которого является производство пара и горячей воды (тепловой энергии); в качестве дополнительного: забор, очистка и распределение воды.
Распоряжениями администрации Тарногского муниципального округа от 23.12.2022 № 792-р МКП «ЖКХ-Тарнога» определено гарантирующей организацией для центральной системы холодного водоснабжения в деревнях Заречье, Андреевская, Сергиевская Маркушевского сельского поселения Тарногского муниципального района.
Распоряжениями администрации Тарногского муниципального округа от 23.12.2022 № 798-р МКП «ЖКХ-Тарнога» определено гарантирующей организацией для центральной системы холодного водоснабжения на территории Илезского сельского поселения Тарногского муниципального района.
Распоряжениями администрации Тарногского муниципального округа от 23.12.2022 № 796-р МКП «ЖКХ-Тарнога» определено гарантирующей организацией для центральной системы холодного водоснабжения на Территории Верховского сельского поселения Тарногского муниципального района.
По договору №1-71 от 31.05.2022 между Комитетом по управлению имуществом администрации Тарногского муниципального района Вологодской области и МКП «ЖКХ-Тарнога» заключен договор о порядке использования муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за МКП «ЖКХ-Тарнога».
Согласно п.1.1 договора Комитетом по управлению имуществом администрации Тарногского муниципального района Вологодской области закрепляет за МКП «ЖКХ-Тарнога» на праве оперативного управления муниципальное недвижимое имущество согласно приложению -2.
Согласно приложению 1 к указанному выше договору МКП «ЖКХ-Тарнога» на праве оперативного управления переданы, в том числе артезианская скважина №3343 д.Сергиевская.
По дополнительному соглашению от 19.08.2022 к договору №1-71, №3544 д.Макаровская, артезианских скважин №3383 д.Цибунинская, №3545 д.Каплинская, №2429 с.Илезский Погост, №2427 д.Окуловская, №2406 п.Айга.
По распоряжению Комитета по управлению имуществом администрации Тарногского муниципального округа №225 от 24.05.2023 артезианские скважины №1413 с.Ромашевский Погост,
№1383 с.Красное Тарногского района, №8876 д.Струково, №210 д.Гусиха, №518 д.Никифоровская,
№2171 с.Спасский Погост.
Установлено, что в настоящее время собственником указанных объектов водоснабжения и водоотведения является Тарногский муниципальный округ Вологодской области.
В материалы дела ответчиком МКП «ЖКХ-Тарнога» представлено санитарно-эпидемиологическое заключение № 35ВЦ 02.000.Т.000417.08.23 от 25.08.2023 о том, что требования, установленные в проектной документации границы зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения администрации Тарногского муниципального округа Вологодской области (скважина №1383 в с.Красное, №2171 в с.Спасский Погост, №3544 в д.Макаровская) соответствуют СанПин 2.1.4.1110-02, СП 2.1.5.1059-01, СанПиН 2.1.3684-21, СанПиН 1.2.3685-21).
Установлено, что проекты зон санитарной охраны для водоисточников: артезианских скважин №3383 д.Цибунинская, №3545 д.Каплинская, №3544 д.Макаровская, №№210 д.Гусиха, №1413 с.Ромашевский Погост, №8876 д.Струково, №№2193 д.Семеновская, №2406 п.Айга, №2429 с.Илезский Погост, №2427 д.Окуловская, №3343 д.Сергиевская, №2171 с.Спасский Погост, №518 д.Никифоровская, №1383 с.Красное Тарногского района разработаны и согласованы в установленном порядке проекты зон санитарной охраны, что подтверждается реестром источником централизованного водоснабжения Тарногского муниципального округа.
Исходя из положений п.4 ч.1, ч. 3-4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация на территориях сельских поселений водоснабжения населения являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В соответствии с пунктом 4.3 части 1 статьи 17 названного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
В соответствии с ч. 1 ст. 7.1 ВК РФ водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 Кодекса или лицами, использующими водные объекты.
Согласно положениям статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов; 4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.
Исходя из положений ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса. При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно пп. "б" п. 1.15 СанПиН 2.1.4.1110-02 санитарные мероприятия должны выполняться в пределах второго и третьего поясов ЗСО - владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 23 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона. Органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Исходя из приведенных норм, обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, получению санитарно-эпидемиологических заключений на разработанные проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения, также лежит как на организации, осуществляющее эксплуатацию источника водоснабжения и водопроводных сетей, которое обязано соблюдать и выполнять требование санитарно-эпидемиологического законодательства по обеспечению потребителей питьевой водой, так и на органе местного самоуправления.
Доводы представителя ответчика МКП «ЖКХ-Тарнога» относительно того, данные мероприятия должны проводиться единолично собственником суд отклоняет, поскольку МКП «ЖКХ-Тарнога» в настоящее эксплуатирует артезианские скважины и водопроводные сети, расположенные на территории Тарногского района Вологодской области, является гарантирующим поставщиком услуг по холодному водоснабжению, на которого по договору возложена обязанность обеспечить сохранность имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления и его возобновления за счет средств учреждения, включая амортизационные отчисления.
Оснований для возложения указанных судом обязанностей единолично на администрацию Тарногского муниципального округа Вологодской области суд не усматривает.
Согласно Уставу Тарногского муниципального округа Вологодской области администрация Тарногского муниципального округа Вологодской области - исполнительно-распорядительный орган округа входит в структуру органов местного самоуправления округа.
Таким образом, администрация Тарногского муниципального округа как орган местного самоуправления осуществляет полномочия собственника в отношении источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, независимо от того, кому переданы данные объекты и на каком основании. Кроме того, непосредственное осуществление обществом деятельности по водоснабжению населения не освобождает администрацию от выполнения обязательств по обеспечению условий для осуществления такой деятельности, а также от обязанностей по принятию мер по обеспечению условий для осуществления такой деятельности, а также от обязанностей по принятию мер и организации мероприятий, направленных на выполнение требований санитарного законодательства в отношении водоснабжения. Указанное также согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, высказанной в определении от 09.03.2021 №309-ЭС21-1288.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" одним из субъектов несения расходов на мероприятия по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения являются органы местного самоуправления. Непосредственное осуществление МКП «ЖКХ-Тарнога» деятельности по водоснабжению населения на округа не освобождает администрацию Тарногского муниципального округа от выполнения обязательств по обеспечению условий для осуществления МКП «ЖКХ-Тарнога» своей деятельности.
По указанным выше основаниям суд также отклоняет доводы ответчика администрации Тарногского округа Вологодской области относительно того, что администрация не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку, являясь органом местного самоуправления и собственником источников водоснабжения, несет обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, получению санитарно-эпидемиологических заключений на разработанные проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения.
Комитет по управлению имущество администрации округа в рамках спорных правовых правоотношениях ответчиком по делу не является, поскольку является органом администрации округа, осуществляющим функции по управлению и распоряжению имуществом Тарногского муниципального округа Вологодской области. Учитывая, что какие-либо требования истцом к Комитету не предъявляется, в том числе и после привлечения судом Комитета в качестве соответчика, оснований для указания в резолютивной части об отказе в иске к данному ответчику суд не усматривает.
При таких основаниях суд полагает требования истца по отношению к ответчикам МКП «ЖКХ-Тарнога» и администрации Тарногского муниципального округа подлежащими удовлетворению.
С учетом того, что на момент рассмотрения дела не получено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение, а также то, что установленная законодательством процедура по получению санитарно-эпидемиологического заключения на эти проекты достаточно длительная, принимая во внимание сложность и объем работ, которые необходимо произвести ответчикам, в соответствии частью 2 статьи 206 ГПК РФ суд полагает необходимым установить ответчикам срок для исполнения решения суда в данной части, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, полагая, что данный срок будет являться разумным сроком для исполнения ответчиками настоящего решения в данной части.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Тотемского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области к МКП «ЖКХ-Тарнога» (ОГРН 1223500005904), администрации Тарногского муниципального округа Вологодской области (ОГРН 11223500014330, ИНН 3517004631), Комитету по управлению имуществом администрации Тарногского муниципального округа Вологодской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить действия по устранению выявленных нарушений удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство - Тарнога» и администрацию Тарногского муниципального округа Вологодской области в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу:
получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов: артезианских скважин №3383 д.Цибунинская, №3545 д.Каплинская, №3544 д.Макаровская, №№210 д.Гусиха, №1413 с.Ромашевский Погост, №8876 д.Струково, №№2193 д.Семеновская, №2406 п.Айга, №2429 с.Илезский Погост, №2427 д.Окуловская, №3343 д.Сергиевская, №2171 с.Спасский Погост, №518 д.Никифоровская, №1383 с.Красное Тарногского района в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Тарногский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Н.Еина