Дело ***а-199/2017.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГ. г.Барнаул.
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего Кулеш О.А.
при секретаре Сунцовой А.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> к Администрации Алтайского края, Управлению Росреестра по Алтайскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л :
<данные изъяты>. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами : ***, равной их рыночной стоимости.
Требования мотивированы тем, административный истец является собственником вышеуказанных земельных участков. Кадастровая стоимость земельных участков является завышенной, что подтверждается отчетами об оценке и положительными экспертными заключениями. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают права административного истца, являющегося плательщиком земельного налога.
В судебном заседании представитель административного истца <данные изъяты>. заявленное требование поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судом в порядке процессуального правопреемства произведена замена административного ответчика Администрации Алтайского края на Правительство Алтайского края.
В силу ч.4 ст.247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием рассмотрения и разрешения административного дела данной категории.
Выслушав представителя административного истца <данные изъяты>., изучив материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено определение налоговой базы в отношении земельного участка как его кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Положениями статьи 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Установлено, что <данные изъяты>. является собственником земельного участка, расположенного в <адрес> с кадастровым номером ***, земельного участка, расположенного в <адрес> с кадастровым номером ***, земельного участка, расположенного в <адрес> с кадастровым номером ***, земельного участка в <адрес> с кадастровым номером *** (л.д.7-10).
Следовательно, размер кадастровой стоимости земельного участка имеет правовое значение для административного истца, являющегося плательщиком земельного налога.
Вышеуказанные земельные участки вошли в Перечень земельных участков, который утвержден постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края». Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** составляет <данные изъяты>, с кадастровым номером *** - <данные изъяты>, с кадастровым номером *** – <данные изъяты>, с кадастровым номером *** – <данные изъяты>, датой определения кадастровой стоимости в данном случае является ДД.ММ.ГГ (л.д. 11-14 ).
Для подтверждения рыночной стоимости земельных участков с соблюдением требований ч.16 ст.24.18 Закона об оценочной деятельности представлены отчеты об оценке *** (л.д.16-61), *** (л.д.92-137) <данные изъяты> Согласно данным отчетам об оценке рыночная стоимость земельного участка площадью <данные изъяты>., кадастровый *** составляет <данные изъяты>, земельного участка площадью <данные изъяты>., кадастровый номер *** – <данные изъяты>, земельного участка площадью <данные изъяты>., кадастровый номер *** – <данные изъяты>, земельного участка площадью <данные изъяты> кадастровый номер: *** – <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГ.
На отчеты об оценке представлены положительные экспертные заключения, подготовленные <данные изъяты>
Исследовав отчеты об оценке и экспертные заключения, суд приходит к выводу, что отчет об оценке соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности и может быть принят в качестве допустимого доказательства, подтверждающего достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости земельного участка.
Из отчетов следует, что оценщик исследовал и проанализировал влияние общей политической и социально-экономической обстановки в Российской Федерации, в Алтайском крае и в <адрес> на рынок оцениваемого объекта. Для определения рыночной стоимости объекта оценки был произведен анализ сегмента рынка объекта оценки с использованием данных периодического издания Недвижимость Алтай», интернет сайтов.
При определении рыночной стоимости земельных участков оценщик использовал сравнительный подход как наиболее обеспеченный исходной информацией. Для проведения расчетов по определению рыночной стоимости объекта оценки по сравнительному подходу оценщиком выбран метод сравнения продаж, как наиболее репрезентативный, поскольку учитывает фактически сложившийся на дату оценки уровень цен на земельные участки в регионе и текущую рыночную ситуацию в рассматриваемом сегменте недвижимости. Применяя сравнительный подход к оценке, оценщик выбрал единицы сравнения, обосновал свой выбор, применил необходимые корректировки.
Для сравнения в отношении земельных участков с кадастровыми номерами *** выбрано по 4 объекта – аналога, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами *** по 3 объекта –аналога, которые расположены в <адрес>. В результате сопоставления оцениваемого земельного участка с объектами – аналогами применены соответствующие корректировки. Оценщиком составлена таблица определения рыночной стоимости.
Отчет об оценке подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, являющимся <данные изъяты>»». Отчет содержит анализ рынка объекта оценки, а также факторов, влияющих на его оценку, все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости участка; мотивированное обоснование отказа от использования доходного и затратного подходов; содержит анализ рынка, ссылки на источники информации с приложением копий материалов и распечаток; описание последовательности определения стоимости объекта оценки; обоснование выбора примененных оценщиком методов оценки в рамках сравнительного подхода; описание расчетов, расчеты и пояснения к расчетам, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, указанных оценщиком в рамках примененного подхода; отвечает принципам существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости, достаточности.
Положительное экспертное заключение соответствует требованиям статьи 17.1 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Экспертом сделаны выводы о соответствии отчетов об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки, а также выводы о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете (л.д.75-86, 145-156).
В силу статьи 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В данном случае оценка рыночной стоимости произведена индивидуально для конкретных земельных участков.
Исследовав названные доказательства, суд приходит к выводу, что они являются относимыми, допустимыми, достоверными, полученными в предусмотренном законом порядке, соответствуют требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки.
Доказательств, опровергающих изложенные в отчете и экспертном заключении выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости земельного участка, лицами, участвующими в деле, не представлено. Из письменных отзывов административных ответчиков следует, что Администрация Алтайского края и Управление Росреестра по Алтайскому краю вопрос о разрешении заявленных по настоящему делу требований оставляет на усмотрение суда.
Таким образом, основания для непринятия итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, указанной в отчете, отсутствуют. Следовательно, заявленные требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.249, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление <данные изъяты> об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, поданное ДД.ММ.ГГ удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер ***, площадью <данные изъяты>. в размере его рыночной стоимости, равной <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГ.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер ***, площадью <данные изъяты>. в размере его рыночной стоимости, равной <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГ.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер ***, площадью <данные изъяты>. в размере его рыночной стоимости, равной <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГ.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер ***, площадью <данные изъяты>. в размере его рыночной стоимости, равной <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Кулеш О.А.