Решение по делу № 33-5537/2023 от 23.05.2023

Судья: Сергеева-Борщ О.Б.

Докладчик: Хомутова И.В. Дело № 33-5537/2023 (№ 2- 750/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 июля 2023 года г. Кемерово

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего: Хомутовой И.В.,

судей: Дуровой И.Н., Лемзы А.А.,

при секретаре: Силицкой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Хомутовой И.В. гражданское дело (УИД 77RS0021-02-2021-021248-83)

по апелляционной жалобе и дополнениям к ней представителя Министерства обороны Российской Федерации Петренко В.В.,

на решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 12 декабря 2022 года,

по иску Военного прокурора Юргинского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации о понуждении к совершению действии, направленных на защиту интересов неопределенного круга лиц,

УСТАНОВИЛА:

Военный прокурор Юргинского гарнизона обратился с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации о понуждении к совершению действии, направленных на защиту интересов неопределенного круга лиц, и с учетом частичного отказа от иска и частичного изменения предмета иска просит суд:

возложить на Министерство обороны Российской Федерации следующие обязанности:

по проведению в соответствии с пунктом (Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния.) мониторинга технического состояния здания лечебного корпуса с периодичностью не реже 1 раза в месяц до момента выполнения капитального ремонта здания;

по ограждению в соответствии с пунктом Свод правил «Организация строительства» пространства здания клуба по периметру и на расстоянии не менее 3,5 метров от стен здания клуба инв. (<адрес>, инвентарный номер , кадастровый номер участка

по опечатыванию входных дверей перехода между зданиями клуба и лечебного корпуса;

по ограждению в соответствии Свод правил «Организация строительства» пространство по периметру здания столовой, на расстоянии не менее 3,5 метров от стен здания столовой инв. (<адрес> инвентарный номер , кадастровый номер участка

запретить эксплуатацию здания клуба инв. (<адрес>, инвентарный номер , кадастровый номер участка и помещений перехода между зданиями клуба и лечебного корпуса до выполнения противоаварийных мероприятий;

запретить эксплуатацию здания столовой инв. (<адрес>, инвентарный номер кадастровый номер участка

Исковые требования обоснованы следующим.

В результате проведенного Федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральное жилищно-коммунальное управление» по Центральному военному округу обследования технического состояния зданий: лечебного корпуса, клуба, столовой установлено следующее.

Техническое состояние здания госпиталя (<адрес>) (лечебного корпуса) требует немедленной эвакуации людей, нахождение людей в здании и в непосредственной близости возле него запрещено. Здание требует капитальный (комплексный) ремонт, проведение работ по усилению и восстановлению несущей способности конструкций, капитальный ремонт ограждающих конструкций объекта.

Техническое состояние здание госпиталя (<адрес>) (клуб) требует немедленной эвакуации людей, нахождение людей в здании и в непосредственной близости возле него запрещено. Ввиду характера повреждений строительных конструкций объекта ремонт здания нецелесообразен, требуется снос здания.

Техническое состояние здание столовой требует немедленной эвакуации людей, нахождение людей в здании и в непосредственной близости возле него запрещено. Здание требует капитальный (комплексный) ремонт, проведение работ по усилению и восстановлению несущей способности конструкций, капитальный ремонт ограждающих конструкций объекта или демонтаж здания.

Нарушения, выявленные в зданиях, нарушают законные права и интересы неопределенного круга лиц, поскольку техническое состояние зданий и дальнейшая эксплуатация зданий ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, находящихся в этих зданиях.

Решением Юргинского городского суда Кемеровской области от 12 декабря 2022 года постановлено: исковые требования Военного прокурора Юргинского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации о понуждении к совершению действии, направленных на защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить в полном объеме.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации с периодичностью не реже 1 раза в месяц до проведения капитального ремонта здания проводить в соответствии с пунктом (Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния.) мониторинг технического состояния здания лечебного корпуса инв. (<адрес> инвентарный номер , кадастровый номер участка расположенного по адресу: <адрес>

Обязать Министерство обороны Российской Федерации в срок до 31 января 2023 года и до выполнения противоаварийных мероприятий оградить в соответствии с пунктом Свод правил «Организация строительства» пространство по периметру здания клуба инв. (<адрес>,инвентарный номер , кадастровый номер участка ), расположенного по адресу: <адрес> и на расстоянии не менее 3,5 метров от стен здания клуба инв. (<адрес>,и инвентарный номер кадастровый номер участка ), расположенного по адресу: <адрес>

Обязать Министерство обороны Российской Федерации в срок до 31 января 2023 года и до выполнения противоаварийных мероприятий оградить в соответствии с Свод правил «Организация строительства» пространство по периметру здания столовой инв. <адрес>, инвентарный номер , кадастровый номер участка ), расположенного по адресу: <адрес> на расстоянии не менее 3,5 метров от стен здания столовой инв. (<адрес>, инвентарный номер , кадастровый номер участка ), расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации немедленно после вступления решения в законную силу и до выполнения противоаварийных мероприятий запретить эксплуатацию: здания клуба инв. (<адрес>инвентарный номер , кадастровый номер участка расположенного по адресу: <адрес>, и помещений перехода между зданиями клуба и лечебного корпуса до выполнения противоаварийных мероприятий.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации немедленно после вступления решения в законную силу и до выполнения противоаварийных мероприятий запретить эксплуатацию здания столовой инв. <адрес>, инвентарный номер кадастровый номер участка ), расположенного по адресу: <адрес>

Обязать Министерство обороны Российской Федерации немедленно после вступления решения в законную силу и до выполнения противоаварийных мероприятий опечатать входные двери перехода между зданиями клуба инв. (<адрес>, инвентарный номер , кадастровый номер участка и лечебного корпуса инв. (<адрес>, инвентарный номер , кадастровый номер участка ), расположенными по адресу: <адрес>.

В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации Петренко В.В. просит решение суда отменить, вынести по делу новое судебное постановление, которым в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме. Освободить Министерство обороны от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

Апеллянт указывает, что что бремя содержания имущества, в том числе, и обязанность по содержанию указанного объекта недвижимого имущества лежит на ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

Также просит обратить внимание суда апелляционной инстанции, что требования военного прокурора Юргинского гарнизона об обязании Министерства обороны Российской Федерации не реже 1 раза в месяц до проведения капитального ремонта спорного объекта недвижимого имущества проводить мониторинг в соответствии с требованиями Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния не подлежали удовлетворению по следующим основаниям, поскольку заявлены к ненадлежащему ответчику.

Так, Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года (далее - Положение) установлено, что, являясь федеральным органом исполнительной власти, оно осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также полномочия в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят службы Министерства обороны Российской Федерации и им равные подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы и им равные подразделения, и иные подразделения.

Согласно пункту 5 Положения Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 марта 2017 года создан орган военного управления - федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации» (далее - ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России).

Планирование работ по капитальному ремонту объектов коммунального назначения военных городков организовывается также ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России совместно с командиром воинской части (потребителем), с учетом обстоятельств дела - командиром войсковой части в соответствии с приказами Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2017 года «Об утверждении Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации» и от 03 июня 2014 года «Об утверждении Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации».

Кроме того финансирование проведения капитального ремонта объектов коммунального хозяйства военного городка реализуется путем выделения целевых субсидий ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 марта 2017 года «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета федеральным бюджетным и автономным учреждениям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации».

Таким образом, являются необоснованными требования прокурора Юргинского гарнизона об обязании Министерства обороны Российской Федерации с периодичностью не реже 1 раза в месяц проведения капитального ремонта здания лечебного корпуса инв. (<адрес>, инв. , кадастровый номер участка ) проводить в соответствии с (Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния) мониторинг технического состояния указанного здания.

Кроме того, просит обратить внимание суда, что в силу п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Указанная позиция представителя Министерства обороны нашла свое отражение в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2019 года по гражданскому делу № 83-КГ18-18.

Объекты спорного недвижимого имущества принадлежат на праве оперативного управления ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации и переданы на праве безвозмездного (бессрочного) пользования ФГКУ «425 военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно приложенным в материалы дела приказам начальника филиала ФГКУ «425 военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации от 18 июля 2021 года , от 28 марта 2022 запрещена эксплуатация зданий клуба инв. (<адрес>, инв. а также столовой инв. (<адрес>, инв.

Требования военного прокурора Юргинского гарнизона в части обязания Министерства обороны Российской Федерации оградить в соответствии с Свод правил «Организация строительства» пространство по периметру зданий клуба и столовой на расстоянии 3,5 метров также не подлежали удовлетворению, так как не представлено каких – либо доказательств, подтверждающих, что на сегодняшний день участок вокруг зданий клуба и столовой, а именно по периметру на расстоянии 3,5 метров от указанных объектов, является зоной возможного воздействия опасных производственных факторов и (или) вредных производственных факторов. Кроме того, на территории филиала ФГКУ «425 военного госпиталя» Министерства обороны Российской Федерации не имеется каких - либо строительных площадок, на которых выделяются опасные зоны (опасные зоны дорог, монтажные зоны объектов, зона возможного падения груза с кранового механизма с учетом радиуса разлета).

В дополнениях к апелляционной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации Петренко В.В. просит решение суда отменить.

Апеллянт указывает, что возложение в рамках оспариваемого судебного акта обязанности на Министерство обороны Российской Федерации по проведению периодических осмотров технического состояния здания лечебного корпуса противоречит положениям вышеприведенных нормативно-правовых актов.

Возлагая на Министерство обороны Российской Федерации обязанность по выполнению противоаварийных мероприятий, ограждению пространства по периметру здания клуба и столовой в соответствии с . Организация строительства», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24 декабря 2019 года , суд не уточнил в чем именно заключается данное ограждение, не выяснил объёмы работ и затрат, которые должен произвести ответчик для исполнения решения суда, в каком порядке это необходимо сделать, а также не выяснил, являются ли установленные судом сроки реальными, а решение исполнимым.

Из содержания искового заявления военного прокурора, ни из содержания решения суда, не следует, что ответчик -Министерство обороны Российской Федерации осуществляет строительство объектов недвижимого имущества. Фактическим эксплуатантом спорного объекта казарменно-жилищного фонда Вооруженных Сил Российской Федерации является начальник филиала № 4 ФГКУ «425 военный госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации.

В ходе рассмотрения гражданского дела судом достоверно установлено, что приказами поименованного должностного лица от 18 июля 2021 года и от 28 марта 2022 года эксплуатация указанных объектов недвижимого имущества прекращена.

В связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных военным прокурором требований в указанной части, а также в части возложения обязанности опечатать входные двери перехода в здание клуба, не имелось.

В нарушение требований ст. ст. 35, 57, 131, 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции не были направлены в адрес представителя ответчика копия уточненного искового заявления военного прокурора, заключение экспертов ФГБУ ВО «Кузбасский государственный технический университет имени ФИО5».Представителем Министерства обороны Российской Федерации неоднократно в адрес председательствующего по делу направлялись ходатайства о предоставлении для ознакомления копии заключения экспертов, однако в нарушение норм процессуального права указанные ходатайства оставлены без удовлетворения (без их разрешения по существу).

Также в нарушение ст. ст. 131, 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представителем Министерства обороны Российской Федерации копия уточненного искового заявления, на который ссылается суд первой инстанции в содержании оспариваемого судебного акта, не получена, истцом, либо непосредственно судом в адрес ответчика не направлена.

Относительно апелляционной жалобы Военным прокурором Юргинского гарнизона принесены возражения.

Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщили, в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в связи с чем судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц на основании п. 3 ст. 167, ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнений к апелляционной жалобе, возражения, заслушав прокурора Давыдову Н.Н., проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в жалобе, дополнениях к жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц (ч. 2 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Сторонами гражданского разбирательства являются истец и ответчик, имеющие равные права, включая право на юридическую помощь. Поддержка прокуратурой одной из сторон является оправданной при определенных обстоятельствах, например, для защиты прав уязвимых групп - детей, инвалидов и других, - которые считаются неспособными защитить свои интересы самостоятельно, или когда данным нарушением затронуты многие граждане, или если требуют защиты государственные интересы.

Защита прав и интересов уязвимых общественных групп, не способных защитить свои права, может быть исключительной причиной вмешательства прокурора.

Исковое заявление подано прокурором по результатам проверки, осуществленной Федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральное жилищно-коммунальное управление» по Центральному военному округу, технического состояния зданий: лечебного корпуса, клуба, столовой, расположенных по адресу: <адрес>

находящихся в ведение филиала ФГКУ «425 военный госпиталь».

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" Вооруженные Силы Российской Федерации являются государственной военной организацией, составляющей основу обороны Российской Федерации.

Как предусмотрено п. 3 ст. 10.1 названного закона, комплектование формирований Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими, гражданским персоналом, обеспечение материально-техническими средствами и предоставление входящим в их состав военнослужащим и гражданскому персоналу медицинского и иных видов обеспечения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 утверждено положение о Министерстве обороны Российской Федерации (далее - Положение), в соответствии с п. 1 которого указанное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Министерство обороны Российской Федерации является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации (п. 2 Положения).

Согласно пп. 71 п. 7 Положения указанное министерство осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Министерство обороны Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (п. 1).

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2).

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Из приведенных положений закона следует, что собственник по своему усмотрению владеет и пользуется принадлежим ему имуществом и определяет расходы, необходимые для его содержания или ремонта. Возложение на собственника обязанностей по содержанию или ремонту (капитальному, текущему) его имущества возможно, если это предусмотрено законом, либо если ненадлежащее содержание собственником своего имущества нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора органов прокуратуры являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в этом пункте (п. 1).

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (п. 2).

Возлагая на собственника имущества по требованию прокурора в интересах неопределенного круга лиц обязанность с периодичностью не реже 1 раза в месяц до проведения капитального ремонта здания проводить в соответствии с пунктом . (Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния) мониторинг технического состояния здания лечебного корпуса инв. , в срок до 31 января 2023 года и до выполнения противоаварийных мероприятий оградить в соответствии с пунктом Свод правил «Организация строительства» пространство по периметру здания клуба инв. (, расположенного по адресу: <адрес>, оградить в соответствии с Свод правил «Организация строительства» пространство по периметру здания столовой инв. , расположенного по адресу: <адрес> на расстоянии не менее 3,5 метров от стен здания столовой инв. <адрес> инвентарный номер , кадастровый номер участка ), расположенного по адресу: <адрес> суд не принял во внимание то обстоятельство, что проведение технического обследования данных объектов осуществляется специализированными организациями, на основании результатов которых органом военного управления, в чью компетенцию входит решение данной задачи, принимается решение.

Министерство обороны Российской Федерации выделяет лимиты бюджетных средств на текущий, капитальный ремонты и реконструкцию зданий и сооружений ФГКУ "ЦЖКУ" единовременно на текущий год, а не на каждый объект в отдельности.

При этом реализация указанных обязанностей ФГБУ "ЦЖКУ" не ставится в зависимость от его финансирования, так как ФГБУ "ЦЖКУ" является получателем бюджетных средств на текущий, капитальный ремонт и реконструкцию объектов, закрепленных за ним на праве оперативного управления, а также самостоятельно решает вопросы распределения лимитов бюджетных средств на эти цели.

При рассмотрении дела Министерство обороны Российской Федерации ссылалось на то, что понуждение федерального органа исполнительной власти к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей, однако эти доводы не получили надлежащей оценки со стороны суда.

Фактическое возложение на Министерство обороны Российской Федерации обязанности организовать финансовое обеспечение расходов на проведение мероприятий, перечисленных в резолютивной части решения суда, является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.

К полномочиям Министерства обороны Российской Федерации пп. 68 п. 7 Положения среди прочего отнесена организация выполнения работ по капитальному ремонту объектов социальной инфраструктуры в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также эксплуатация таких объектов.

При этом согласно п. 5 Положения Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов (<данные изъяты>), иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты), подведомственные Министерству обороны Российской Федерации организации.

На основании приказа Министерства обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 г. в целях содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации создано ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации.

ФГБУ "ЦЖКУ" создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации, предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно п. п. 21 и 25 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" учреждение обеспечивает и осуществляет, в том числе, капитальный ремонт, текущий ремонт закрепленных на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование недвижимого имущества, объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. утверждено Руководство по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации (далее также - Руководство), которого определяет коммунально-эксплуатационные органы (организации), отвечающие за коммунально-эксплуатационное обеспечение.

В п. 14 Руководства предусмотрено, что филиалы ФГБУ "ЦЖКУ" несут ответственность за обеспечение технической эксплуатации материально-технической базы; контроль за исполнением контрактов по закрепленной номенклатуре. ЖКС несет ответственность за правильную эксплуатацию систем энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, противопожарной защиты, электротехнического оборудования; своевременное проведение мероприятий промышленной безопасности на опасных производственных объектах коммунального хозяйства Вооруженных Сил Российской Федерации, закрепленных на праве оперативного управления за ФГБУ "ЦЖКУ" и осуществляет выявление случаев незаконных присоединений к инженерным сетям; устранение аварийных ситуаций; мероприятия по подготовке к отопительному периоду; иную деятельность, предусмотренную уставом ФГБУ "ЦЖКУ" (п. п. 15 и 16 Руководства).

Возлагая на Министерство обороны Российской Федерации как на собственника имущества обязанность произвести определенные действия в отношении спорных объектов, суд первой инстанции не принял во внимание названные акты, не учёл, полномочия каждого подразделения Министерства Обороны Российской Федерации, а также порядок распределения финансирования проводимых ими мероприятий. Данные обстоятельства учитывает судебная практика (определение Верховного Суда Российской Федерации от 23 августа 2022 г. N 72-КГ22-5-К8).

Кроме того, в данном случае судом первой инстанции не принято во внимание то, что согласно имеющимся в материалах дела приказам начальника филиала ФГКУ «425 военный госпиталь», в чьем ведении находятся спорные здания, от 18.07.2021, от 28.03.2022 запрещена эксплуатация зданий клуба, столовой, то есть требования были исполнены добровольно третьим лицом.

Таким образом, судебная коллегия не может признать обоснованным решение суда первой инстанции в связи с неправильным применением гражданского процессуального закона, поскольку разрешен иск к ненадлежащему ответчику. Остальные юридические лица привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц. В связи с изложенным, судебное постановление подлежит отмене. При принятии нового решения, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения иска по основаниям, изложенным выше.

Руководствуясь частью 1 статьи 327.1, статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 12 декабря 2022 года отменить. Принять по делу новое решение. Военному прокурору Юргинского гарнизона в удовлетворении исковых требований к Министерству обороны Российской Федерации о понуждении к совершению действии, направленных на защиту интересов неопределенного круга лиц отказать.

Председательствующий:

Судьи:

Апелляционное определение изготовлено в мотивированной форме 07 июля 2023 года

33-5537/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Военный прокурор Юргинского гарнизона
Ответчики
Министерство Обороны РФ
Другие
ФГКУ "425 военный госпиталь" Минобороны РФ
филиал № 4 ФГКУ "425 Военный госпиталь Минобороны РФ
ФГКУ "Сибирское терриориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ
ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны РФ
Военное медицинское управление Центрального военного округа Минобороны РФ
Суд
Кемеровский областной суд
Судья
Хомутова Ирина Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.kmr.sudrf.ru
24.05.2023Передача дела судье
22.06.2023Судебное заседание
06.07.2023Судебное заседание
13.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.07.2023Передано в экспедицию
06.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее