Дело № 2-4899/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
30 ноября 2023 года г. Хабаровск
Центральный районный суд города Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Белоусовой О.С.,
с участием ст.помощника прокурора Центрального района г.Хабаровска – Демидовой А.В., представителя ответчика Егоровой А.В.,
при секретаре Романской О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Комсомольска-на-Амуре в интересах Криворучко Александра Владимировича к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
прокурор <адрес> обратился в суд в интересах Криворучко А.В. с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> <адрес> о возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой проведена проверка о судебной защите инвалидов, не обеспеченных техническими средствами реабилитации. По результатам проверки установлено, что Криворучко А.В. является инвали<адрес> группы. Индивидуальной программой реабилитации инвалида № от ДД.ММ.ГГГГ Криворучко А.В. рекомендованы следующие технические средства реабилитации, предоставляемые за счет средств федерального бюджета: трость 4-х опорная с анатомической ручкой, регулируемая по высоте, с устройством противоскольжения (1 шт.); ходунки шагающие (1 шт.); поручни (перила) для самоподнимания прямые (линейные)- 2 шт.; кресло-коляска с ручным приводом комнатная (для инвалидов и детей-инвалидов) – 1 шт.; кресло-коляска с ручным приводом прогулочная (для инвалидов и детей-инвалидов) – 1 шт.; ортопедические брюки – 1 шт.; кресло-стул с санитарным оснащением (без колес) – 1 шт. ДД.ММ.ГГГГ от Криворучко А.В. поступило заявление за № на предоставление в соответствии с индивидуальной программой реабилитации трости 4-х опорной с анатомической ручкой, регулируемой по высоте, с устройством противоскольжения; ходунков шагающих; поручней (перил) для самоподнимания прямых (линейных); кресла-коляски с ручным приводом комнатной (для инвалидов и детей-инвалидов); кресла-коляски с ручным приводом прогулочной (для инвалидов и детей-инвалидов); кресла-стула с санитарным оснащением (без колес). Криворучко А.В. не обеспечен техническими средствами реабилитации в объеме, необходимом согласно индивидуальной программе. Бездействие должностных лиц ответчика существенно нарушило законные права и интересы заявителя. Факт нравственных страданий Криворучко А.В. в результате противоправного бездействия должностных лиц ответчиков подтверждается характером нарушений функций организма, отсутствие возможности самостоятельного приобретения необходимого технического средства реабилитации, невозможности самостоятельного передвижения в отсутствии технических средств реабилитации. Просит возложить на ответчика обязанность обеспечить Криворучко А.В. техническими средствами реабилитации: тростью 4-х опорной с анатомической ручкой, регулируемой по высоте, с устройством противоскольжения; ходунками шагающими; поручнями (перилами) для самоподнимания прямыми (линейными); креслом-коляской с ручным приводом комнатной (для инвалидов и детей-инвалидов); креслом-коляской с ручным приводом прогулочной (для инвалидов и детей-инвалидов); креслом-стулом с санитарным оснащением (без колес). Взыскать с Отделения Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> в пользу Криворучко А.В. компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу прекращено в части требований о возложении на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> обязанности обеспечить Криворучко Александра Владимировича техническими средствами реабилитации – ходунками шагающими; поручнями (перилами) для самоподнимания прямыми (линейными); креслом-коляской с ручным приводом комнатной (для инвалидов и детей-инвалидов); креслом-коляской с ручным приводом прогулочной (для инвалидов и детей-инвалидов); креслом-стулом с санитарным оснащением (без колес).
В окончательной редакции прокурор просит возложить на ответчика обязанность обеспечить Криворучко А.В. техническими средствами реабилитации: тростью 4-х опорной с анатомической ручкой, регулируемой по высоте, с устройством противоскольжения.
В судебное заседание Криворучко А.В. не явился, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с законом. Руководствуясь положениями статьи 167 ГПК РФ, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.
Представитель процессуального истца – ст. помощник прокурора <адрес> – Демидова А.В., пояснила, что Криворучко А.В. обеспечен по состоянию на дату рассмотрения спора тростью 4-х опорной с анатомической ручкой, что подтверждается телефонограммой с Криворучко А.В., который пояснил, что ждет доставку на дом данной трости. Вместе с тем, прокурор поддерживает требования, в том числе, в части взыскания компенсации морального вреда.
Представитель ответчика Егорова А.В. исковые требования не признала, пояснив, что бездействий не имеется, ответчик предпринимает необходимые и установленные действующим законодательством меры для целей обеспечения инвалида техническими средствами реабилитации, ответчик дает направление и оно получено инвалидом на те технические средства, которые имеются в наличии. В случае отсутствия каких-либо технических средств реабилитации, ответчик организует аукционы. Инвалид имеет право выбора, в случае отсутствия технических средств, может проводится компенсации затрат на приобретения, выдаваться сертификаты. В настоящее время инвалид полностью всем обеспечен, в том числе, ему выдано направление на получение трости, трость ему поставщиком направлена по почте, сотрудники почты утверждают, что инвалид не открывал двери для получения доставки, но данная проблема решена, доставка согласовала с инвалидом время доставки, трость в наличии. Оснований для взыскании морального вреда, также не имеется, поскольку бездействий не имеется. Просит отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на письменные возражения.
Выслушав стороны, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему:
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов – система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ.
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ – одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 № 181 – ФЗ).
В силу статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 № 181 – ФЗ, индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.
Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В соответствии с положениями стать 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническими средствами реабилитации инвалидов являются: специальные средства для самообслуживания; специальные средства для ухода; специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией; специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью; протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты); специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь; специальные средства для передвижения (кресла-коляски).
Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.
Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.
По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование.
Дополнительные средства для финансирования расходов на предусмотренные настоящей статьей технические средства реабилитации инвалидов могут быть получены из иных не запрещенных законом источников.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
По выбору инвалида технические средства реабилитации и (или) услуги, предусмотренные федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, могут быть приобретены и (или) оплачены инвалидами с использованием электронного сертификата с учетом положений Федерального закона "О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата" в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Перечень медицинских показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.
В абзаце 2 пункта 2 названных Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом «а» пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца первого пункта 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В соответствии с абзацами первым и вторым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Согласно указанной норме обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется территориальным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации на основании контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», для заключения контрактов территориальное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при определении поставщика обязано использовать конкурентные способы его отбора, перечень которых предусмотрен в статье 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (проведение конкурса или электронного аукциона).
Пунктом 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 января 2015 г. № 52н утверждены Правила предоставления бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечение отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, услугами, включая расходы на осуществление указанных полномочий, в пункте 2 которых предусмотрено, что межбюджетные трансферты предоставляются бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с бюджетными ассигнованиями, предусмотренными в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации.
Распределение межбюджетных трансфертов между территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, на основании предоставляемых Фондом социального страхования Российской Федерации Министерству сведений для определения размера межбюджетных трансфертов. Подготовка сведений, указанных в пункте 3 Правил, осуществляется территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации пропорционально потребности конкретного вида технического средства реабилитации (услуги) в общем объеме потребности во всех видах технических средств реабилитации (услуг) (пункты 3 и 4 Правил предоставления трансфертов).
Из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации, следует, что они закрепляют механизм реализации гарантированного государством права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, определяют источник и объемы предоставления бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации, распределение межбюджетных трансфертов между территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, а также предусматривают заключение территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации контракта с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ на поставку товаров, выполнение работ.
Обращение инвалида либо его представителя с заявлением на получение государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой заявитель должен быть обеспечен техническими средствами реабилитации, что не равно понятию незамедлительного фактического обеспечения и связано с соответствующей процедурой и порядком, законодательно установленным.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Криворучко А.В. является инвалидом II группы.
Индивидуальной программой реабилитации инвалида № от ДД.ММ.ГГГГ Криворучко А.В. рекомендованы следующие технические средства реабилитации, предоставляемые за счет средств федерального бюджета: трость 4-х опорная с анатомической ручкой, регулируемая по высоте, с устройством противоскольжения (1 шт.); ходунки шагающие (1 шт.); поручни (перила) для самоподнимания прямые (линейные)- 2 шт.; кресло-коляска с ручным приводом комнатная (для инвалидов и детей-инвалидов) – 1 шт.; кресло-коляска с ручным приводом прогулочная (для инвалидов и детей-инвалидов) – 1 шт.; ортопедические брюки – 1 шт.; кресло-стул с санитарным оснащением (без колес) – 1 шт.
ДД.ММ.ГГГГ от Криворучко А.В. поступило заявление за № на предоставление в соответствии с индивидуальной программой реабилитации трости 4-х опорной с анатомической ручкой, регулируемой по высоте, с устройством противоскольжения; ходунков шагающих; поручней (перил) для самоподнимания прямых (линейных); кресла-коляски с ручным приводом комнатной (для инвалидов и детей-инвалидов); кресла-коляски с ручным приводом прогулочной (для инвалидов и детей-инвалидов); кресла-стула с санитарным оснащением (без колес).
К моменту рассмотрения дела, всеми перечисленными в заявлении техническими средствами реабилитации Криворучко А.В. обеспечен, что явилось основанием для прекращения производства по делу в части в связи с отказом прокурора от иска.
В процессе рассмотрения дела, прокурором с учетом пояснений Криворучко А.В. подтверждены доводы ответчика о том, что тростью 4-х опорной, Криворучкой А.В. также обеспечен.
Учитывая изложенное, правовых оснований для удовлетворения требований, не имеется.
При этом, судом учитывается, что Приказом ФСС РФ от 16.05.2019 N 256 (ред. от 18.08.2022) "Об утверждении Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников" устанавливает порядок, сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации (далее соответственно - территориальные органы Фонда, Фонд) в процессе предоставления государственной услуги, порядок взаимодействия между территориальными органами Фонда и их должностными лицами, порядок взаимодействия с заявителями, органами государственной власти, и разработан в целях повышения качества предоставления и доступности государственной услуги, создания благоприятных условий для получателей государственной услуги.
В соответствии с пунктом 9 Регламента, предоставление государственной услуги осуществляется территориальными органами Фонда по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) заявителя.
Вопреки утверждению прокурора о том, что результатами предоставления государственной услуги является фактическая передача инвалиду средства технической реабилитации, пунктом 10 Регламента разъяснено, что результатом предоставления государственной услуги являются:
а) выдача заявителям направления на получение (изготовление) технического средства реабилитации (далее - технические средства), протезов (кроме зубных протезов), протезно-ортопедических изделий (далее - изделия), в том числе в случае необходимости замены, досрочной замены и ремонта технического средства (изделия), в организации, отобранные в соответствии с требованием абзаца второго пункта 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 240…,
г) выплата компенсации расходов заявителям в случае приобретения соответствующих технических средств (изделий), а также оплаты услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу) за собственный счет заявителям, указанным в подпункте "з" пункта 2 Административного регламента;
ж) выплата заявителям компенсации расходов, произведенных за счет собственных средств, в случае оплаты услуг по ремонту технических средств (изделий);
з) выдача (направление) заявителю уведомления о принятом решении о приобретении технического средства (изделия) и (или) услуги по его ремонту с использованием электронного сертификата.
Согласно пункта 11 Регламента, срок предоставления государственной услуги исчисляется с даты представления заявления о предоставлении государственной услуги, форма которого предусмотрена приложением к Административному регламенту (далее - заявление), и полного комплекта документов (сведений), необходимых для предоставления государственной услуги.
При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением территориальный орган Фонда в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты поступления заявления в части обеспечения техническим средством (изделием) и документов, указанных в пунктах 18, 21 Административного регламента, в письменной форме уведомляет заявителя о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием) и одновременно с уведомлением территориальный орган Фонда:
высылает (выдает) заявителю направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные территориальным органом Фонда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). В направлении территориальным органом Фонда указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение заявителя техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта; в случае необходимости проезда заявителя (сопровождающего его лица) к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и обратно высылает (выдает) ему специальные талоны и (или) именные направления на соответствующие виды транспорта.
В силу п. 12 Регламента, при отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение заявителя техническим средством (изделием) территориальный орган Фонда: одновременно с указанным в пункте 11 Административного регламента уведомлением о поставке на учет информирует заявителя о сроках, необходимых для размещения извещения о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) в единой информационной системе в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; в срок не позднее 30 календарных дней с даты подачи заявителем заявления размещает извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) в единой информационной системе в сфере закупок; в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта высылает (выдает) заявителю документы, предусмотренные пунктом 11 Административного регламента.
Таким образом, выдача направления на получение технического средства реабилитации может быть осуществлена исключительно только после отбора на конкурсной основе организации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и заключения контракта на изготовление либо получение технических средств реабилитации.
Приказом Минтруда России от 26.07.2023 N 603н "Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации", утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации.
Порядок определяет правила выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, которые должны быть предоставлены инвалиду в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации.
Согласно пункту 3 указанного Порядка, компенсация выплачивается инвалиду (ветерану) в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (заключением врачебной комиссии медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, о нуждаемости ветерана в обеспечении протезами, протезно-ортопедическими изделиями) техническое средство реабилитации (изделие) и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) или инвалид (ветеран) самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации (изделие) и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Для такой компенсации предусмотрен заявительный порядок, что прямо отражено в содержании указанного выше Порядка.
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, в случае, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, т.е. установлен и регламентирован определенный механизм реализации указанного права. При этом, действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине.
В такой ситуации право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального и пенсионного страхования техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в установленном законодательством Порядке.
Судом отмечается, что Криворучко А.В. имел альтернативное право при отсутствии технических средств реабилитации, на получение указанных мер социальной поддержки путем выплаты денежной компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в порядке, установленном Приказом Минтруда России от 26.07.2023 N 603н.
Ранее действовавший приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н "Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации", отмененный указанным выше Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №н., предусматривал аналогичный порядок выплаты денежной компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидом технические средства реабилитации.
Таким образом, обращающийся в защиту интересов инвалида, прокурор неверно истолковал подлежащие применению положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, определяющих механизм реализации права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации, в связи с чем, неверно пришел к выводу о бездействиях ответчика и нарушениях права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации.
Судом также отмечается, что из материалов дела следует, что ответчиком проводятся закупочные процедуры, соответственно, после заключения контракта Криворучко А.В. было выдано направление на получение технических средств, осуществлялись неоднократные закупочные процедуры на поставку специальных технических средств реабилитации.
Актами приема-передачи товаров подтверждаются факты принятия надлежащих мер и отсутствия бездействия со стороны ответчика по обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации.
После доведения лимитов по заявлению Криворучко А.В. организованы закупки технических средств реабилитации, сформированы направления на обеспечения техническими средствами реабилитации: 6-01-22 трость 4-х опорная с анатомической ручкой, регулирующей по высоте, с устройством противоскольжения – выдано направление ДД.ММ.ГГГГ; 6-10-01 ходунки шагающие – ТСР выдано ДД.ММ.ГГГГ; 6-11-02 поручни (перила) для самоподнимания прямые (линейные) выдано напралвение от ДД.ММ.ГГГГ; 7-01-01 кресло – коляска с ручным приводом комнатная (для инвалидов и детей-инвалидов) выдано направление от ДД.ММ.ГГГГ; 7-02-01 кресло-коляска с ручным приводом прогулочная (для инвалидов и детей-инвалидов) выдано направление от ДД.ММ.ГГГГ, 23-01-02 – кресло-стул с санитарным оснащением (без колес) отсутствовал.
На момент подачи заявления имелся действующий госконтракт. Направления выданы на весь объем по контакту.
Учитывая изложенное, ответчик предпринимает необходимые меры для обеспечения инвалида необходимыми ему техническими средствами реабилитации, бездействия в данном случае, отсутствует.
В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация.
Как указано в пункте 12 Постановления Пленума ВС РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинитля вреда.
Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.
Исходя из предназначения социального государства, каковым является Российская Федерация, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав.
Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
Право определенных категорий граждан - инвалидов на такую меру социальной поддержки, как обеспечение техническими средствами реабилитации, тесно связано с личными неимущественными правами гражданина, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).
Применительно к рассматриваемому спору, из материалов дела не усматривается незаконного бездействия ответчика по обеспечению инвалида средствами технической реабилитации, фактов нарушения личных неимущественных прав инвалида действиями ответчика, в частности, ненадлежащим исполнением ответчиком возложенных на него функций по обеспечению техническими средствами реабилитации инвалида не установлено, соответственно, требования о взыскании в пользу Криворучко А.В. компенсации морального вреда, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
решил:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах Криворучко Александра Владимировича к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в <адрес> суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Дата составления мотивированного решения 08.12.2023 г.
Судья О.С.Белоусова