К делу №
УИД №RS0№-20
Резолютивная часть решения оглашена 01.07.2024 года
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ а. Тахтамукай
Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея
в составе:
председательствующего судьи ФИО12.,
при секретаре ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Управление Федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» к ФИО1 об изъятии земельного участка для федеральных нужд путем его выкупа,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» (ФКУ Упрдор «Черноморье») обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО3, в котором просило суд:
- изъять для федеральных нужд путем прекращения права собственности ФИО4 на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 130 кв.м, образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1739 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, п. <адрес>. ул. <адрес>, посредством перечисления со стороны ФКУ Упрдор «Черноморье» денежной в суммы в размере 182 488 руб. на банковский счёт ФИО4 или на депозитный счет нотариуса;
- Зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 130 кв.м.
- обратить к немедленному исполнению решение суда.
В обоснование исковых требований истец указал, что уполномоченным органом принято решение об изъятии спорного земельного участка для федеральных нужд. Земельный участок принадлежит ФИО3 на праве собственности. В адрес ФИО3 уведомление о том, что спорный земельный участок попадает в зону строительства объекта федерального значения, а также проект соглашения об изъятии земельного участка с приложением отчета об оценке рыночной стоимости (182 488 руб.), однако данные уведомления ответчиком не получены. В связи с тем, что ФИО3 не подписал соглашение, ФКУ Упрдор «Черноморье» вынуждено обратиться в суд с иском об изъятии земельного участка в целях обеспечения реализации проекта.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФИО1.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 исключена из числа третьих лиц и привлечена к участию в деле в качестве соответчика, как собственник спорного земельного участка, ФИО3 исключен их числа соответчиков, привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Представитель истца по доверенности ФИО7 в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО1 по доверенности ФИО8 в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований с учетом установления денежного возмещения в соответствии с заключением судебной экспертизы.
Третьи лица – ФИО3, Управление Росреестра по <адрес> и Ассоциация «Межрегиональный союз оценщиков» в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения были уведомлены надлежащим образом. ФИО3 о причинах неявки суду не сообщил, от иных третьих лиц ранее в суд поступили ходатайства о проведении судебного разбирательства в их отсутствие.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд посчитал возможным провести судебное заседание в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав позиции сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в целях обеспечения реализации проекта «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги А-146 Краснодар-Верхнебаканский. Реконструкция автомобильной дороги А-146 Краснодар-Верхнебаканский на участке км 19 со строительством транспортной развязки, <адрес>» принято решение об изъятии путем выкупа в установленном порядке для нужд Российской Федерации земельных участков, указанных в приложении к настоящему распоряжению, в том числе и земельного участка с кадастровым номером №, площадью 130 кв.м, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1739 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, п. <адрес>. ул. <адрес>, ранее принадлежавшего на праве собственности ФИО4.
Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 130 кв.м, попадает в зону строительства объекта: «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги А-146 Краснодар-Верхнебаканский. Реконструкция автомобильной дороги А-146 Краснодар-Верхнебаканский на участке км 19 со строительством транспортной развязки, <адрес>».
Из пункта 2 вышеуказанного распоряжения следует, что ФКУ Упрдор «Черноморье» необходимо обеспечить в установленном порядке выполнение комплекса мероприятий в целях изъятия земельных участков, указанных в приложении к настоящему распоряжению, в том числе: обеспечить уведомление лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества в целях обеспечения реализации Проекта; заключить соглашение о выкупе земельных участков, указанных в приложении к распоряжению, обеспечить государственную регистрацию права собственности РФ на изъятые земельные участки, обеспечить государственную регистрацию настоящего распоряжения в территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
В соответствии со статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок.
Согласно пункту 1 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 2 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
В силу статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство.
В соответствии с пунктом 2 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.
Процедура изъятия для государственных нужд проведена с учетом требований действующего законодательства, в частности, уполномоченным органом в соответствии с требованиями статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ за исх. № в адрес собственника (ФИО3) было направлено Уведомление, согласно которому ФКУ Упрдор «Черноморье» уведомляло о том, что в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории земельный участок с кадастровым номером №, площадью 130 кв.м, образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1739 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, п. <адрес>. ул. <адрес>, попадает в зону строительства вышеуказанного объекта.
Указанное уведомление не было получено, и возвращено отправителю Почтой России.
В силу пункта 11 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее - Федеральный закон «О почтовой связи») заказного письма.
ДД.ММ.ГГГГ за исх. № в адрес ответчика ФИО3 был направлен проект соглашения об изъятии земельного участка, подписанный истцом, с приложением кадастрового паспорта, отчета об оценке рыночной стоимости изымаемого земельного участка.
Указанные документы не получены ФИО3 до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается возвращенным почтовым отправлением.
Согласно пункту 6 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации проект соглашения об изъятии недвижимости считается полученным правообладателем изымаемой недвижимости со дня вручения ему заказного письма или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом «О почтовой связи» данного заказного письма.
Таким образом, истцом соблюдены соответствующие требования земельного законодательства.
В силу положений статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 10 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
Поскольку соглашение между сторонами во внесудебном порядке не достигнуто, изъятие земельного участка должно производиться в судебном порядке.
При этом судом установлено, что после отправления соответствующих уведомлений и после истечения дат, когда такие уведомления считаются врученными ввиду их возврата отправителю в связи с истечением срока хранения, в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о том, что ФИО1 является правообладателем земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1 739 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, пгт. <адрес>. ул. <адрес>, о чем свидетельствует запись в ЕГРН о регистрации права за номером 01:05:0000000:2242- 01/033/2022 - 4 от ДД.ММ.ГГГГ.
Запись о регистрации права собственности ФИО1 внесена в ЕГРН на основании Договора дарения недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из содержания Договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ сделка по отчуждению земельного участка совершена ФИО2 по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ФИО3 и удостоверенной нотариусом Заала Закарашвили (Грузия, <адрес>, пр. А.Казбеги №).
Таким образом, на момент рассмотрения дела ФИО3 не является собственником спорного земельного участка, в связи с чем судом и проведена замена состава участвующих в деле лиц и в качестве ответчика привлечена ФИО1
Из возражений представителя ответчика ФИО1 следует, что ответчик фактически не возражает против изъятия земельного участка, однако выражает несогласие с размером предложенной компенсации за прекращение права собственности на принадлежащий ей объект недвижимого имущества (часть земельного участка).
На основании государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ, заключённого между ФКУ Упрдор «Черноморье» и ООО «Арктика», последний произвел оценку рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером №, площадью 130 кв.м, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1739 кв.м, размер убытков.
Размер возмещения в связи с изъятием для государственных нужд объекта недвижимого имущества в целях обеспечения реализации проекта, определялся на основании Отчета об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Отчет), подготовленного ООО «Арктика».
В соответствии с Отчетом об оценке собственнику земельного участка подлежит к выплате 182 488 руб.:
- рыночная стоимость земельного участка составляет 180 488 руб. 00 коп.;
- размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием имущества, составляет 2 000 руб.
Судом была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО «Рейтинг».
В соответствии с заключением ООО «Рейтинг» от ДД.ММ.ГГГГ, рыночная стоимость земельного участка площадью 130 кв.м, с кадастровым номером №, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером : №, площадью 1739 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, пгт. <адрес>, ул. <адрес>, на момент проведения экспертного исследования составляет: 1 140 652 руб.
Сторонами не указано, а судом не было установлено ни одного объективного факта, предусмотренного ч. 2 ст. 87 ГПК РФ, на основании которого можно усомниться в правильности или обоснованности заключения эксперта. Неясности или неполноты заключения эксперта, являющихся основаниями назначения дополнительной экспертизы, судом так же не было установлено. Заключение экспертов по поставленным судом вопросам изложено в полном соответствии с требованиями закона. Компетентность, беспристрастность и выводы эксперта сомнений не вызывают.
Выводы эксперта, проводившего повторную судебную экспертизу, в судебном заседании сторонами не опровергнуты и фактически не оспаривались. Оснований не доверять результатам экспертного заключения по судебной экспертизе, назначенной в порядке ст. 79 ГПК РФ, перед проведением которой эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, у суда не имеется.
При этом суд полагает невозможным установить рыночную стоимость земельного участка, подлежащую возмещению его собственнику в связи с изъятием, в соответствии с результатами определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером №, проведенными ООО «Арктика» и указанными в Отчете об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ по следующим основаниям.
Так, в Отчете указано, что объектом оценки является земельный участок площадью 130 кв.м, с кадастровым номером № с видом разрешенного использования - земельные участки (территории) общего пользования.
Вместе с тем, на момент вынесения Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №-р земельный участок площадью 1 739 кв.м, с кадастровым номером №, из которого выделен земельный участок площадью 130 кв.м, с кадастровым номером №, имеет вид разрешенного использования - автозаправочная станция и предназначался для размещения объектов дорожного сервиса в полосах отвода автомобильных дорог.
В Отчете об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ при расчете рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № изымаемый объект недвижимости необоснованно отнесен к категории земель - земли населенных пунктов с видом разрешенного использования - земельные участки (территории) общего пользования, а также к сегменту рынка незастроенных земельных участков из категории земель -земельные участки (территории) общего пользования.
В соответствии с пунктом 5 статьи 56.8 Земельного Кодекса РФ и согласно правовой позиции, изложенной в пункте 8 «Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ), определение рыночной стоимости подлежащих прекращению и прав на земельный участок, производится исходя из вида разрешенного использования земельного участка, установленного в отношении такого участка до начала процедуры его изъятия для государственных или муниципальных нужд.
Следовательно, в нарушение пункта 5 статьи 56.8 Земельного Кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере 180 488 руб. неправомерно определена без учета вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № - автозаправочная станция, установленного до вынесения Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №-р.
Таким образом, Отчет об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ, сформированный ООО «Арктика» по заказу ФКУ Упрдор «Черноморье», в силу статей 59 и 60 ГПК РФ не является допустимым и достоверным доказательством, подтверждающим размер возмещения в связи с изъятием земельного участка с кадастровым номером № на сумму 182 488 руб.
В свою очередь, экспертом ООО «Рейтинг» в рамках сравнительного подхода для определения рыночной стоимости объекта оценки использовался метод сравнительного анализа. Экспертом проанализированы предложения к продаже земельных участков, из которых выбраны объекты-аналоги на территории <адрес> в пгт. <адрес> по ул. <адрес>, сопоставимые с объектом оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, категория земельных участков - аналогов: земли населенных пунктов, наличие права собственности на земельные участки, виды разрешенного использования - СТО, автомойка, подходят для использования в коммерческой деятельности, не застроены, имеется автомобильный подъездной путь.
Таким образом, экспертом ООО «Рейтинг» методически верно определены и учтены основные ценовые факторы: местоположение и окружение объектов оценки; целевое назначение, разрешенное использование, физические характеристики (рельеф, площадь, конфигурация и др.); транспортная доступность.
Указанное заключение эксперта не допускает неоднозначного толкования полученных результатов, соответствует требованиям Федеральных стандартов оценки и нормам Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
Само заключение эксперта ООО «Рейтинг» от ДД.ММ.ГГГГ аргументировано, содержит ответ на поставленный судом вопрос, основано на исследовании представленных в суд материалов. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности.
Согласно правовой позиции, сформулированной в пункте 7 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.
Таким образом, размер компенсации ответчику ФИО1 за утрату права собственности на недвижимое имущество суд полагает необходимым определить на основании заключения ООО «Рейтинг» от ДД.ММ.ГГГГ и должен составить 1 140 652 руб.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования к ФИО1 в полном объеме, за исключением размера взыскиваемой с истца в пользу ответчика компенсации за утрату права собственности на недвижимое имущество, определив ее размер в сумме 1 140 652 руб.
Доводы истца о необходимости немедленного исполнения решения суда по тем основаниям, что замедление исполнения решения суда может повлечь значительный ущерб в виде срыва сроков строительства и не освоения бюджетных средств, суд считает несостоятельными по следующим основаниям.
Распоряжение Федерального дорожного агентства (Росавтодор) №-р принято ДД.ММ.ГГГГ, тогда как исковое заявление об изъятии спорного земельного участка подано в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в течение года с момента его вынесения, из чего следует, что у истца было достаточно времени и возможности для обращения с иском в суд, чтобы не повлечь значительный ущерб в виде срыва сроков строительства и не освоения бюджетных средств, однако в течение указанного времени истец своим правом не воспользовался.
Кроме того, суд учитывает и процессуальное поведение истца, ввиду неявки которого в судебные заседания определением от ДД.ММ.ГГГГ данное исковое заявление было оставлено без рассмотрения.
Учитывая, что истцом не представлено достаточных доказательств, подтверждающих необходимость немедленного исполнения решения суда, суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований в части обращения решения суда к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Федерального казенного учреждения «Управление Федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» к ФИО1 об изъятии земельного участка для федеральных нужд путем его выкупа – удовлетворить частично.
Изъять для федеральных нужд путем прекращения права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 130 кв.м, образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1739 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, п. <адрес>. ул. <адрес>, посредством перечисления со стороны ФКУ Упрдор «Черноморье» денежной в суммы в размере 1 140 652 руб. на банковский счёт ФИО1 или на депозитный счет нотариуса;
Зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 130 кв.м.
В удовлетворении искового заявления в части обращении решения суда к немедленному исполнению – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья ФИО14