Судья Алешков А.Л. №33-(номер)/2023 (№2-(номер)/2021)
86RS0005-01-2021-003402-71
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 октября 2023 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Ивановой И.Е.,
судей Решетниковой О.В., Солониной Е.А.,
при секретаре Чайка Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В.Г.В. к администрации сельского поселения Солнечный, администрации Сургутского района о понуждении к предоставлению жилого помещения,
по апелляционной жалобе В.Г.В. на решение Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07 декабря 2021 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований В.Г.В. отказать».
Заслушав доклад судьи Солониной Е.А., судебная коллегия
установила:
В.Г.В. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, которым просила:
- признать незаконным указание администрации Сургутского района на отсутствие у истца права на получение во внеочередном порядке жилья по социальному найму с обязанностью предоставления такового компетентным ответчиком, если истец заявит желание на получение жилья таким способом;
- признать истца участником программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Сургутского района» с обязанностью обсуждения условий переселения;
- обязать администрацию Сургутского района или с.п. Солнечный, предоставить благоустроенное жилье соответствующее нормам и стандартам по Программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Сургутского района» по доступной цене, которой является зачетная, с применением мены имеющегося метража на такой же без доплаты или с доплатой не за счет собственных средств, а за счет субсидии по программе ХМАО-Югры «Развитие жилищной сферы» признанием подачи заявления в ипотечное агентство быть участником таковой и права на ее получение;
- признать незаконность не составление акта обследования по событиям составления его 09.06.2021 года признания выявления даже отсутствия возможности потребления коммунальных услуг внутри (адрес), с признанием незаконности начисления и взимание платы за не получаемые услуги с наличием возможности, но отсутствием желания отключения отопления и незаконность взимания за него платы по причине не проживания в виду опасности нахождения в аварийном и без получения коммунальных услуг помещении;
- установить, была ли выполнена или продлена, если не продлена, то почему и какой заменена программа «Обеспечение жилыми помещениями граждан, в жилых помещениях, непригодных для проживания» на 2010-2012 годы, утвержденная постановлением администрации Сургутского района от 12 июля 2010 года № 2261-нпа «Об утверждении ведомственных муниципальных программ «Обеспечение жилыми помещениями граждан, проживающих в жилых помещениях непригодных для проживания» по которой жилье предоставлялось в соответствии с ФЗ РФ зачетом метр за метр в пригодном, с доплатой по рыночной цене только за метраж сверх имеющегося у собственника, и установлением имеется ли сформированный резервный фонд жилья для переселения с непригодного после признания в соответствии с ФЗ и указанным администрации Сургутского района постановлением программы «Строительство и (или) приобретение жилых помещений для переселения социальному найму, формированию маневренного жилищного фонда»;
- установить, какие программы переселения для собственников с непригодного в жилье и соответствующее нормам и стандартам существуют;
- установить, является ли жилищная программа Сургутского района «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Сургутского района единственной программой переселения собственников с непригодного для проживания или она является дополнением другой «с целью сокращения сроков расселения граждан с непригодного жилого помещения в благоустроенное, комфортное жителей Сургутского района» и в чем заключается цель сокращения сроков;
- установить по какой программе осуществляется переселение собственников с непригодного для проживания жилья в соответствующее нормам и стандартам при изъятии помещения для сноса дома;
- применяется ли для собственников непригодных для проживания помещений при переселении в соответствующее нормам и стандартам Конституция РФ обязанности обеспечения жилыми помещениями органами исполнительной власти - администрацией с.п. Солнечный и Сургутского района по доступной цене или бесплатно;
- установить, что порядок работы с гражданами-участниками жилищной программы администрации Сургутского района «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Сургутского района» утвержденный постановлением администрации Сургутского района от 19.01.2021 г. № 150- нпа по участию в ней собственников аварийного жилья противоречит Конституции РФ и ФЗ РФ;
- признать незаконным предъявление ответчиком требования о сносе (адрес), в связи с тем, что истец не является собственником всего дома;
- признать право истца на получение субсидии и как работника с обязанием ответчиков решить жилищный вопрос с применением двух программ одновременно при необходимости внесения доплаты по переселению, с признанием суммой доплаты соответствующей сумме субсидии с перечислением ее сразу в зачет взноса на переселение с непригодного в «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Сургутского района»;
- признать, что факт невозможности получения ЖКУ услуг возник не по событиям в период составления акта, а много лет назад с уведомлением об этом и администрацию с.п. Солнечный, и УТВиВ, и ЖКУ «Солнечный» с признанием незаконным не составления данного Акта, как минимум с 2012 года;
- признать право истца на жилье, подпадающее под указание в ЖК РФ определения, что такое жилье - приспособленным для проживания, соответствующее нормам и стандартам, а не аварийно-ветхое с возникновением права на обеспечение истца жильем сразу после признания помещения непригодным для проживания подлежащим сносу даже по ветхости, и тем более по аварийности, с обязанием ответчиков решить жилищный вопрос истца, как собственника по предоставлению жилья пригодного для проживания по доступной цене или бесплатно, принятием в зачет имеющегося по согласию на такое предоставление сособственника – дочери истца;
- признать что планирование сноса аварийного дома в 2023 году не означает обязанность проживать в аварийном, опасном для нахождения в нем, и обязанность получать туда услуги ЖКХ по тарифам, рассчитанным для применения к жилью соответствующему определения понятия жилья в ЖК РФ, с признанием незаконным взимания с истца таковых без их получения и без использования данного непригодного помещения для проживания для проживания;
- признать, что при возникновении несоответствия законодательства с нормами и правилами окружного или районного с нормами и правилами ФЗ РФ, применяется ФЗ РФ, с его нормами и правилами, а не округа или района.
Исковые требования мотивированы тем, что она проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: Сургутский район, с.(адрес). Указанное жилое помещение ранее ею было приватизировано, однако на момент приватизации оно было ветхим, не было капитальным. Дом, в котором находится квартира истца, был построен в 1985 году, как ветхое временное жилье, в нем нет душа, ванны, строился дом, как временное общежитие с секциями квартирного типа. В настоящее время дом передан администрации с.п. Солнечный. 25.02.1997г. В.Г.В. была поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, состоит в списке очередников до настоящего времени. В 2006 году, дом, в котором проживает В.Г.В., заключением межведомственной комиссии № 245 от 11.09.2006г. был признан непригодным для проживания. Постановлением администрации Сургутского района № 3373 от 19.09.2011г. дом, расположенный по адресу: Сургутский район, с.(адрес), включен в список домов, подлежащих сносу.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом (извещена телефонограммой 15.11.2021 года), причина неявки не известна.
Представитель ответчика администрации с.п. Солнечный Б.А.И.. в судебном заседании исковые требования не признала, полагая их не законными и не обоснованными.
Представитель ответчика администрации Сургутского района М.А.И. в судебном заседании исковые требования не признала, полагая их не законными и не обоснованными.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе В.Г.В. просит решение суда отменить. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на существенное нарушение норм материального и процессуального права, выразившееся в изменении фактических обстоятельств, имеющих значение для дела. Полагает ошибочным вывод суда первой инстанции о проживании истца в аварийном и опасном для нахождения жилого помещения, в то время как В.Г.В. не проживает в нем по указанным причинам.
В возражении на апелляционную жалобу администрации Сургутского района просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств, заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представили. Информация о движении дела заблаговременно размещена на официальном сайте суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах заявленных доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, В.Г.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: Сургутский район, с.(адрес).
Заключением межведомственной комиссии от 11.09.2006г. № 245 жилой дом, расположенный по адресу: Сургутский район, с.(адрес), признан непригодным для проживания.
В.Г.В. состоит в списках очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 25.02.1997г.
В 2015 году В.Г.В. обращалась в администрацию с.п. Солнечный и администрацию Сургутского района с заявлением о предоставлении вне очереди жилого помещения на условиях социального найма, однако, в этом ей было отказано.
Решением Сургутского районного суда от 09.11.2015 требования В.Г.В. о предоставлении ей на основании ст. 57 ЖК РФ администрацией Сургутского района вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, соответствующего установленным санитарным и техническим нормам и правилам, в черте сельского поселения Солнечный, общей площадью не менее нормы предоставления, удовлетворено.
Апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам суда ХМАО-Югры от 29.03.2016 года указанное решение отменено, в удовлетворении исковых требований В.Г.В. отказано в полном объеме, поскольку судом установлено, что требования на основании ст. 57 ЖК РФ истцом не заявлялись. Истцом ставился вопрос: «о предоставлении жилья на условиях договора социального найма, без бесплатного изъятия приватизированного или в собственность по обмену на непригодное с расприватизацией имеющегося, на состав семьи один человек, с предпочтением второго варианта, в собственность».
28.06.2021 года истец обратилась в администрацию с.п. Солнечный и администрацию Сургутского района с заявлением о признании её участником программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Сургутского района» с обязанностью обсуждения условий переселения, предоставлении жилья с доплатой не из собственных средств, как работника бюджета, ушедшего на пенсию, нуждающегося в жилье, с исчезновением данной очереди, что признавалось в 2012 году на получение субсидии «работник», предоставлению жилья на праве собственности с дочерью, 50% каждому.
Письмом администрации Сургутского района от 22.07.2021 года, а также письмом администрации с.п. Солнечный от 22.07.2021 года, истцу разъяснены условия и порядок предоставления жилья в связи с признанием (адрес), непригодным для проживания.
Разрешая спор по существу, установив, что уполномоченный орган администрации Сургутского района в адрес В.Г.В. уведомлений о возможности принять участие в муниципальной программе не направлял, суд первой инстанции пришел к выводу, что обращение В.Г.В. 28.06.2021 года в администрацию Сургутского района с заявлением об участии в муниципальной программе, носит преждевременный характер, поскольку не соответствует положениям Порядка работы с гражданами-участниками подпрограммы «Содействие развитию жилищного строительства» муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильём жителей Сургутского района», утвержденным постановлением администрации Сургутского района от 25.10.2016 № 3678-нпа, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований отказал.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами суда первой инстанции.
Изложенные выводы соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции на основании полученных по настоящему делу доказательств, которым суд дал надлежащую оценку по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд рассмотрел спор с соблюдением норм процессуального права и правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные отношения.
В силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Из положений статьи 32 Жилищного кодекса РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Таким образом, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке изъятия помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса РФ).
Из разъяснений, содержащихся в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, следует, что если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса РФ.
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Таким образом, при включении такого жилого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В случае не включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу, жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса РФ (то есть путем выкупа жилого помещения).
Согласно требованию № 22/2021 от 23.07.2021 года исх. №1-02-3294 от 23.07.2021 года, на основании ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, Администрация с.п. Солнечный требует в срок до 31.12.2023 года осуществить снос многоквартирного (адрес), расположенного по адресу (адрес) в и. Солнечный, Сургутского района, ХМАО - Югра. Указывает, в случае не осуществления сноса в установленный срок, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию спорное жилое помещение в указанном доме в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ с выплатой выкупной цены за изымаемое имущество.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы чч. 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК РФ. При этом положения ч. 4 ст. 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
В соответствии с частью 2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (часть 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное (часть 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведенных положений Жилищного кодекса Российской Федерации у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме.
Поскольку мероприятий по изъятию земельного участка для муниципальных нужд не проводилось, решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд не принималось, правовых оснований для удовлетворения исковых требований В.О.В. не имеется.
В соответствии с разделом 5 постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.04.2019 года №104-п «Об адресной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы», переселение граждан из аварийного жилищного фонда должно быть осуществлено не позднее 01.09.2025 года. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
Муниципальная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильём жителей Сургутского района»», утвержденная постановлением администрации Сургутского района от 19.01.2021 № 150-нпа «Об утверждении муниципальной программы Сургутского района «Обеспечение доступным и комфортным жильём жителей Сургутского района», принята во исполнение государственной жилищной программы «Развитие жилищной сферы», утвержденной постановлением Правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018 № 346-п (далее по тексту - муниципальная программа).
Целями муниципальной программы являются улучшение жилищных условий и качества жилищного обеспечения жителей Сургутского района.
В соответствии с условиями муниципальной программы участие граждан в муниципальной программе носит добровольный и заявительный характер.
Порядок уплаты гражданами части стоимости приобретаемых жилых помещений в случае если размер возмещения за изымаемое жилое помещение, выплачиваемого в соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса РФ, ниже стоимости планируемого к предоставлению жилого помещения, устанавливается в муниципальных нормативных правовых актах (абзац введён постановлением Правительства ХМАО - Югры от 19.12.2019 года № 507-п).
Из постановления Администрации Сургутского района от 25.10.2016 N 3678-нпа (ред. от 03.07.2023) «Об утверждении порядков работы с гражданами - участниками муниципальной программы Сургутского района «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Сургутского района» (вместе с «Порядком работы с гражданами - участниками подпрограммы «Содействие развитию жилищного строительства» муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Сургутского района», «Порядком работы с гражданами, имеющими трех и более детей, участниками подпрограммы «Обеспечение мерами государственной поддержки по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан») следует, граждане обязаны в письменном виде в течение двух недель с момента получения уведомления о возможном варианте улучшения жилищных условий, представить в департамент согласие (отказ) на участие в муниципальной программе и выборе одного из предложенных способов улучшения жилищных условий; п. 4.4.1. Граждане, указанные в подпункте 2.1.1 пункта 2.1 главы 2 настоящего порядка, обязаны в письменной произвольной форме, в течение двух недель с момента получения уведомления о расселении жилого дома представить в департамент согласие на переселение: а) на условиях заключения договора мены; б) на условиях заключения соглашения об определении выкупной цены за жилое помещение; п. 4.4.4. Предоставление другого жилого помещения осуществляется путем заключения договора мены жилых помещений, подлежащего обязательной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной стоимости расселяемого жилого помещения, то обязанность по оплате разницы в стоимостях возлагается на собственника (собственников) изымаемого помещения, пропорционально площади, находящейся в собственности.
До заключения договора мены жилых помещений собственники жилых помещений обязуются оплатить первоначальный взнос, в размере не менее 10% от разницы в стоимости жилых помещений. Граждане, являющиеся получателями социальных выплат, предоставляемых на приобретение жилья в рамках жилищных программ, вправе использовать указанные социальные выплаты в счет оплаты первоначального взноса. В целях использования социальной выплаты в качестве первоначального взноса, граждане вправе направить в департамент заявление с документами, подтверждающими принятие соответствующим уполномоченным органом решения в отношении таких граждан о предоставлении социальной выплаты.
Оставшаяся часть разницы в стоимости жилых помещений подлежит оплате гражданами-собственниками в течение 5-ти лет с момента заключения договора мены, путем перечисления равных ежемесячных платежей.
В силу приведенных выше положений действующего законодательства собственники жилых помещений имеют право выбора способа реализации жилищных прав в случае включения дома в региональную адресную программу. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. Из материалов дела следует, что соглашения о способе участия между сторонами не принималось. Истец для решения вопросов, связанных со сносом к ответчику в установленном Программой порядке не обращалась, включить в число участников Программы не просила. Условия участия в указанной программе неоднократно разъяснялись истцу. Участие в программе носит добровольный характер.
Как правильно указано судом первой инстанции, участие гражданина в муниципальной программе возможно при его добровольном волеизъявлении при соответствующем информировании со стороны уполномоченного органа администрации Сургутского района согласно установленного срока расселения аварийного многоквартирного дома и при наличии приобретенных для этой цели жилых помещений.
При этом, предоставить В.Г.В. жилое помещение за счет средств муниципальной программы не представляется возможным, так как будет являться нарушением действующего законодательства и порядка реализации муниципальной программы, а также прав граждан, проживающих впереди стоящих аварийных многоквартирных домах.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе III Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость
от наличия плана и срока сноса дома.
Доказательств того, что дальнейшее проживание истца в спорном жилом помещении несет реальную опасность для жизни и здоровья, требует незамедлительного решения вопроса о переселении гражданина в другое жилое помещение суду не представлено.
Суд апелляционной инстанции исходит из того, что определен срок отселения истца 2023 год не наступил, доказательств наличия угрозы жизни и здоровью при эксплуатации спорного жилого помещения не представлено, сам факт признания жилого дома аварийным и непригодным для проживания не порождает обязанности ответчика незамедлительно предоставить истцу вне очереди жилое помещение взамен занимаемого.
В части оспаривания законности взимания платы за жилое помещение, судебная коллегия указывает, что реализация права на перерасчет в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, носит заявительный характер и требует предоставления соответствующих документов в уполномоченный орган, предоставляющий коммунальные услуги. Однако материалы дела не содержат сведений о таком обращении с приложением требуемых документов. При таких условиях, нарушение прав истца со стороны ответчика, как на этом настаивает автор жалобы, судом не установлено.
Как правильно указано судом первой инстанции, начисления ЖКУ по спорному адресу Муниципальным унитарным предприятием «ТО УТВиВ № 1» муниципального образования Сургутский район истцу производятся в соответствии с законом, акт обследования от 09.06.2021, составленный теплотехнической инспекцией муниципального унитарного предприятия «ТО УТВиВ № 1» муниципального образования Сургутский район на наличие коммунальных услуг соответствует интересам истца, поскольку на его основании, с указанной даты истцу не производятся начисления за услуги «холодное, горячее водоснабжение» и «водоотведение» для указанного жилого помещения.
При этом следует отметить, что в силу требований части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. В случае, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску (ч. 2 ст. 41 ГПК РФ).
Разрешая требования истца в части предоставления льгот и субсидий на приобретение жилого помещения, как работнику бюджетной сферы, не подлежит удовлетворению по следующим основаниям, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в списке участников данного мероприятия истец не состоит, иные меры поддержки в части улучшения жилищных условий работников бюджетной сферы ответчиками не предоставляются.
Таким образом, при разрешении спора судом первой инстанции, верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19 декабря 2003 г. за N 23 «О судебном решении» разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59- 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Эти требования при вынесении решения судом первой инстанции соблюдены.
Апелляционная жалоба не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене постановленного судом решения.
Руководствуясь статьей 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу В.Г.В. - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Мотивированное определение изготовлено 10.10.2023 года.
Председательствующий |
Иванова И.Е. |
Судьи |
Решетникова О.В. Солонина Е.А. |