БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
31RS0022-01/2021-004095-18 33-493/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«26» апреля 2022 года г.Белгород
Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
- председательствующего Переверзевой Ю.А.,
- судей Фурмановой Л.Г., Светашовой С.Н.,
- при секретаре Бакировой Д.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павленко Людмилы Матвеевны к ЧУЗ «Российские железные дороги - Медицина» в г.Белгороде, Областному автономному учреждению «Центр охраны труда Белгородской области» о признании карты специальной оценки труда недействительной, восстановлении права на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, на минимальный размер повышенной оплаты труда, взыскании компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе Павленко Людмилы Матвеевны
на решение Свердловского районного суда г.Белгорода от 21 октября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Фурмановой Л.Г., выслушав объяснения представителя ответчика Мишустина Е.Е., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Павленко Л.М. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование которого указала на следующие обстоятельства: в период с 28.01.2019 г. по 17.08.2021 г. она состояла в трудовых отношениях с ЧУЗ «Российские железные дороги - Медицина» в г.Белгороде (ранее НУЗ «Отделенческая больница на станции «Белгород ОАО «РЖД»), работала в должности врача-профпатолога отделения медицинской профилактики поликлиники № 1.
В 2015 г. работодателем проводилась оценка условий труда по указанной должности, согласно карте СОУТ врача-профпатолога № 101 от 28.09.2015 г. итоговый класс (подкласс) условий труда составляет - 2. Данная карта составлена на основании заключения ОАУ «Центр охраны труда Белгородской области» от 21.08.2015 г. № 101-ЗЭ/504/900. Между тем в данном заключении имеется ссылка на то, что класс условий труда предыдущей аттестации рабочего места по указанной должности составлял 3.1. Павленко Л.М. полагает, снижение класса вредности необоснованным, поскольку условия труда по занимаемой ею должности не изменялись. При этом также обращает внимание не то, что основания снижения класса условий труда в заключении эксперта не отражены.
При таком положении Павленко Л.М. фактически оспаривает заключение по итогам СОУТ. В исковом заявление просила признать недействительной карту специальной оценки условий труда врача-профпатолога НУЗ «Отделенческая больница на станции «Белгород ОАО «РЖД», составленную ОАУ «Центр охраны труда Белгородской области»; восстановить ее право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в количестве 32 дней; взыскать с ответчика в ее пользу денежную компенсацию отпуска в сумме 53 964 рубля 55 копеек, восстановить ее право на минимальный размер повышенной оплаты труда и взыскать с ответчика в ее пользу 29 122 рубля 87 копеек, а также компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
Решением Свердловского районного суда г.Белгорода от 21.10.2021 г. исковые требования Павленко Л.М. к ЧУЗ «Российские железные дороги - Медицина» в г.Белгороде» удовлетворены частично, постановлено: взыскать с ЧУЗ «Российские железные дороги - Медицина» в г.Белгороде» в пользу Павленко Л.М. компенсации морального вреда в сумме 5 000 рублей. В удовлетворении остальной части иска Павленко Л.М. отказано; с ЧУЗ «Российские железные дороги - Медицина» в г.Белгороде» взыскана государственная пошлина в доход муниципального образования городской округ «Город Белгород» в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе Павленко Л.М. ставит вопрос об отмене указанного решения суда в той части, в которой ей было отказано в иске и изменении решения суда в части размера компенсации морального вреда ввиду неправильного определения судом, имеющих юридическое значение для дела, обстоятельств, несоответствия выводов суда установленным по делу обстоятельствам и неправильного применения норм материального права, просит принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных ею требований в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы изложены доводы, аналогичные тем, которые приводились в обоснование иска.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истица Павленко Л.М., ответчик ОГАУ «Центр охраны труда Белгородской области», будучи надлежащим образом извещенными о дате, месте и времени слушания дела, не явились. Истица извещена посредством телефонной связи, согласно детализации смс-рассылки судебное извещение доставлено абоненту 18.04.2022 г. Кроме того истица была извещена о рассмотрении дела помощником судьи 25.04.2022 г., согласно телефонограмме Павленко Л.М. принимать участия в судебном заседании не пожелала, просил рассмотреть дело в ее отсутствие. Ответчик ОГАУ «Центр охраны труда Белгородской области» извещен в соответствии с ч.2.1 ст.113 ГПК РФ посредством размещения информации о движении дела на сайте суда.
Учитывая надлежащее извещение указанных лиц о судебном заседании, судебная коллегия в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ не усматривает препятствий для рассмотрения дела в их отсутствие.
Представитель ответчика - ЧУЗ «Российские железные дороги - Медицина» в г.Белгороде» Мишустин Е.Е. указал на необоснованность доводов апелляционной жалобы истицы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Проверив законность и обоснованность судебного решения по правилам ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе истицы, судебная коллегия, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
Исходя из предмета спора и основания заявленного Павленко Л.М. иска, обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения спора, является оценка производственных факторов, идентификация вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса по занимаемой ею в период с 28.01.2019 г. по 17.08.2021 г. в ЧУЗ «Российские железные дороги - Медицина» в г.Белгороде должности врача-профпатолога отделения медицинской профилактики поликлиники № 1.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей (часть 2 статьи 7), каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (часть 2 статьи 37), каждый имеет право на охрану здоровья (часть 2 статьи 41), каждому гарантируется право на судебную защиту (часть 1 статьи 46).
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права (абз. 1, 2 ч.1 ст.5 ТК РФ).
Согласно ст.11 ТК РФ трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.
Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В обязанности работодателя входит обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, предоставлять гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.
Работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда (абз.4, 7 ст.21 ТК РФ).
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей; осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами; возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч.2 ст.22 ТК РФ).
В соответствии со ст.209 ТК РФ охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ч.1). Безопасные условия труда - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (ч.5).
Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасности и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные в том числе законодательством о специальной оценке условий труда (абз.4 ч.2 ст.22, ст.212 ТК РФ).
В силу абз.10 ч.2 ст.212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, а также на гарантии и компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ч.1 ст.219 ТК РФ).
В целях гарантированности конституционных прав граждан и реализации основных принципов правового регулирования труда принят Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», который, как следует из его преамбулы, устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.
В соответствии с абз.11 ст.3 названного Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ профессиональное заболевание - хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.
По смыслу ст.ст.212, 219, 220 ТК РФ, ст.8 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ работодатель, должным образом не обеспечивший безопасность и условия труда на производстве, является субъектом ответственности за вред, причиненный работнику, когда такой вред причинен в связи с несчастным случаем на производстве либо профессиональным заболеванием.
До 01.09.2008 г. основным нормативно-правовым актом, устанавливающим порядок проведения аттестации, являлось постановление Минтруда России от 14.03.1997 г. № 12.
С 01.09.2008 г. до 01.09.2011 г. действовал Порядок о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.08.2007 г. № 569.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2011 г. № 342н, вступившем в силу 01.09.2011 г., утвержден новый порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее по тексту - Порядок от 26.04.2011 г. № 342н), который действовал до 01.04.2014 г.
С 01.01.2014 г. введен в действие Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее по тексту - Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ).
Спорные правоотношения в связи с проведением СОУТ, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются вступившим в силу с 01.01.2014 г. Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
В силу ч.1 и ч.2 ст.3 указанного Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной коллективной защиты работников; по результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для: - разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; - информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; - обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; - осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; - организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; - установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; - установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (п.п.1-7 ст.7 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ).
Классы (подклассы), установленные по результатам проведения специальной оценки условий труда влияют, в том числе, на уровень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым во вредном и (или) опасном производстве (например, дополнительный ежегодный отпуск (ч.1 ст.117 ТК РФ), сокращенная продолжительность рабочего времени (абз.5 ч.1 ст.92 ТК РФ), повышенный размер оплаты труда (ч.1 ст.147 ТК РФ).
В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ, обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям ст.19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (ч.2 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ).
Согласно п.3 ч.1 ст.19 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ, организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям: - указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда; - наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования; - наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных п.п.1-11 и 15-23 ч.3 ст.13 настоящего Федерального закона, с учетом требований, установленных ч.4 ст.12 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.4 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ (в редакции, действующей на период спорных отношений), СОУТ проводится в плановом порядке не реже одного раза в 5 лет. Этот срок исчисляется от даты утверждения предыдущего отчета СОУТ. Для недавно созданных организаций срок следует исчислять от даты государственной регистрации организации, а при наличии результатов аттестации рабочих мест СОУТ может не проводиться в течение 5 лет от даты завершения аттестации.
Согласно ст.12 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ, все вредные и (или) опасные производственные факторы, которые идентифицированы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям (ч.1). Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям, формируется комиссией исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых материалов и сырья, результатов ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, а также исходя из предложений работников (ч. 2). По результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, осуществляется отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда (ч.8). Комиссия вправе принять решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов в случае, если проведение указанных исследований (испытаний) и измерений на рабочих местах может создать угрозу для жизни работников, экспертов и (или) иных работников организации, проводящей специальную оценку условий труда, а также иных лиц. Условия труда на таких рабочих местах относятся к опасному классу условий труда без проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений (ч.9). Решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по основанию, указанному в ч.9 настоящей статьи, оформляется протоколом комиссии, содержащим обоснование принятия этого решения и являющимся неотъемлемой частью отчета о проведении специальной оценки условий труда (ч.10). Работодатель в течение десяти рабочих дней со дня принятия решения, указанного в ч.9 настоящей статьи, направляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения копию протокола комиссии, содержащего это решение (ч.11).
Перечень вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, подлежащих исследованию (испытанию) и измерению при проведении специальной оценки условий труда, приведен в ст.13 указанного Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ.
По степени вредности и (или) опасности условия труда подразделяются на четыре класса (ч.1 ст.14 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ): оптимальные - 1 класс; допустимые - 2 класс; вредные - 3 класс; опасные - 4 класс.
Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены) (ч.3 ст.14 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ).
Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда (ч.4 ст.14 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ).
При этом, в соответствии с вышеуказанной правовой нормой, вредные условия труда делятся на подклассы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4.
Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности (ч.5 ст.14 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ).
Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с Методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч.3 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.01.2014 г. № 33н утверждены Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкция по ее заполнению.
Пунктом 1 Методики установлены обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам: идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (раздел II Методики); исследования (испытания, измерения) вредных и (или) опасных производственных факторов (раздел III Методики); отнесению условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов; оформлению результатов проведения специальной оценки условий труда (раздел IV Методики); оформление результатов проведения спецоценки (раздел V Методики).
Из приведенных нормативных положений следует, что специальная оценка условий труда, обязанность по организации и финансированию проведения которой возложена законом на работодателя, проводится в целях создания безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности. Она представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. При этом, непосредственное проведение специальной оценки условий труда на основании гражданско-правового договора, заключаемого работодателем, осуществляется специальной организацией, основным видом или одним из видов деятельности которой является проведение специальной оценки условий труда, а также отвечающей иным требованиям, указанным в ст.19 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ).
Согласно ст.5 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ работник вправе: - присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте (п.1 ч.1 ст.5); - обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, эксперту организации, проводящей специальную оценку условий труда (далее также - эксперт), с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте (п.2 ч.1 ст.5); - обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте в соответствии со ст.26 настоящего Федерального закона (п.3 ч.1 ст.5).
Частью 5 ст.15 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 426-ФЗ установлено, что работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела в период с 28.01.2019 г. по 17.08.2021 г. Павленко Л.М. состояла в трудовых отношениях с ЧУЗ «Российские железные дороги - Медицина» в г.Белгороде, работала в должности врача-профпатолога отделения медицинской профилактики поликлиники № 1, уволена с занимаемой должности на основании п.2 ч.1 ст.77 ТК РФ - в связи с истечением срока действия трудового договора, что подтверждается приказом о приеме на работу № 15-5 от 28.01.2019 г., трудовым договором № 1594 от 28.01.2019 г. и дополнительными соглашениями к нему, приказом о расторжении трудового договора № 146-лс от 17.08.2021 г. (л.д.142-157).
В 2015 г. работодателем проводилась оценка условий труда работника по должности врача-профпатолога с привлечением специализированной организации - ОАУ «Центр охраны труда Белгородской области». По результатам оценки условий труда по вредным (опасным) факторам установлен итоговый класс (подкласс условий труда) - 2, то есть допустимые условия труда, что отражено в карте специальной оценки условий труда № 101 от 28.09.2015 г. (л.д.52-62, 130-141).
На момент проведения СОУТ работника по должности врача-профпатолога, данную должность занимала Г.М.В., которая была ознакомлена с картой СОУТ под роспись. (л.д.130-132).
При поступлении на работу на указанную должность Павленко Л.М. достоверно знала о том, что по ее должности вредный производственный фактор отсутствует, что следует, в том числе из заключения предварительного (периодического) медицинского осмотра (обследования) от 23.01.2019 г. (л.д.63).
Факт ознакомления истицы с результатами СОУТ подтверждается также ее заявлением работодателю о проведении переаттестации ее рабочего места в связи с несогласием с картой СОУТ № 101 от 15.09.2015 г. (л.д.39).
В качестве основания переаттестации рабочего места истица указала на то обстоятельство, что в заключении ОАУ «Центр охраны труда Белгородской области» от 21.08.2015 г. № 101-ЗЭ/504/900, на основании которого составлена карта СОУТ врача-профпатолога № 101 от 28.09.2015 г. имеется ссылка на то, что класс условий труда предыдущей аттестации рабочего места по указанной должности составлял 3.1. Основания снижения класса вредности в заключении эксперта не отражены. При этом, по мнению истицы, таких оснований не имеется, так как условия ее труда по сравнениюс работниками, занимающими должность врача-профпатолога, не изменились.
Согласно ст.26 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ, разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласие работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда, рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в судебном порядке (ч.1). Работодатель, работник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке (ч.2).
В целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, фактических условий труда работников, осуществляется государственная экспертиза условий труда.
Согласно ч.1 ст.24 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ экспертиза качества специальной оценки условий труда осуществляется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда в рамках государственной экспертизы условий труда, предусмотренной Трудовым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.216.1 ТК РФ, государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки: качества проведения специальной оценки условий труда; правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; фактических условий труда работников.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации (ч.ч.3, 4 ст.216.1 ТК РФ).
Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны: составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы Фонда социального страхования Российской Федерации; обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях; обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений (ч.6 ст.216.1 ТК РФ).
В соответствии со ст.216.1 ТК РФ, ч.1 ст.24 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.08.2014 г. № 549н утвержден Порядок проведения государственной экспертизы условий труда, который устанавливает правила проведения государственной экспертизы условий труда, осуществляемой Федеральной службой по труду и занятости и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда (далее - органы государственной экспертизы условий труда) (п.1 Правил № 549н).
Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании: а) обращений органов исполнительной власти. Работодателей, их объединений, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также иных страховщиков (в случае проведения государственной экспертизы в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда) (далее - заявитель); б) определения судебных органов; в) представлений территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости (далее - государственные инспекции труда) в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ, в том числе на основании заявлений работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков (в случае проведения государственной экспертизы, условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда) (п.3 Порядка № 549н).
В случае, если заявителем является работник, то государственная экспертиза условий труда проводится только в отношении условий труда на его рабочем месте (рабочих местах) (п.4 Порядка № 549н).
Государственная экспертиза условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда: в соответствии с п.п. «б», «в» п.3 настоящего Порядка, а также в случаях, когда заявителем является орган исполнительной власти - бесплатно; в соответствии с п.п.«а» п.3 настоящего Порядка, за исключением случаев, когда заявителем является орган исполнительной власти, - за счет средств заявителя (п.5 Порядка № 549н).
При проведении государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда государственный эксперт (экспертная комиссия) анализирует отчет, последовательно проверяя на соответствие требованиям Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ (п.23 Порядка № 549н).
По результатам государственной экспертизы условий труда государственным экспертом (экспертной комиссией) составляется проект заключения государственной экспертизы условий труда (п.32 Порядка № 549н).
В зависимости от объекта государственной экспертизы условий труда в проекте заключения государственной экспертизы условий труда содержится один из следующих выводов: а) о качестве проведения специальной оценки условий труда; б) об обоснованности предоставления (непредоставления) и объемов предоставляемых гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; в) о соответствии фактических условий труда работников государственным нормативным требованиям охраны труда (п.34 Порядка № 549н).
Выводы, содержащиеся в проекте заключения государственной экспертизы условий труда, должны быть подробными и обоснованными (п.35 Порядка № 549н).
Во всех случаях выявления несоответствия государственным нормативным требованиям охраны труда документов, предоставленных в составе оснований для государственной экспертизы условий труда или полученных по запросу в соответствии с п.13 настоящего Порядка, в проекте заключения государственной экспертизы условий труда проводится подробное описание выявленного несоответствия с обязательным указанием наименования и реквизитов нарушаемого нормативного правового акта, содержащего государственные нормативные требования охраны труда (п.36 порядка № 549н).
Решение экспертной комиссии принимается большинством голосов ее членов, фиксируется в протоколе заседании экспертной комиссии, который утверждается руководителем государственной экспертизы (п.38 Порядка № 549н).
Разногласия по вопросам проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда рассматриваются министерством труда и социальной защиты Российской Федерации бесплатно (п.44 Порядка № 549н).
Разногласия по вопросам проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и фактических условий труда работников рассматриваются в судебном порядке, а также в досудебном порядке в соответствии с законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг (п.45 Порядка № 549н).
С учетом нормативно-правового регулирования проведения СОУТ, закрепленного в Федеральном законе от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ, оценка производственных факторов, идентификация вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, оценка уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда по занимаемой истицей должности, относится к области специальных познаний.
При таком положении с учетом предмета спора в порядке ч.1 ст.79 ГПК РФ в ходе рассмотрения дела судебной коллегией по собственной инициативе с учетом мнения сторон по делу была назначена государственная экспертиза труда, производство которой поручено Министерству социальной защиты населения и труда Белгородской области (л.д.203-204).
Согласно выводам заключения комиссии экспертов Министерства социальной защиты населения и труда Белгородской области № 01-22 от 14.04.2022 г., данные об организации, проводившей СОУТ - ОАУ «Центр охраны труда Белгородской области», содержащиеся в отчете (материалах) о внесении организации в реестр организаций, проводивших СОУТ соответствуют данным названного Реестра; данные об аккредитации ОАУ «Центр охраны труда Белгородской области» соответствуют данным, содержащимся в Реестре органов по сертификации и аккредитации испытательных лабораторий (центров); измеренные (испытанные) величины вредных факторов, идентифицированные и (или) определенные в соответствии с требованиями ч.6 ст.10 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ на рабочих местах – в частности рабочее место врача-профпатолога поликлиники № 1 - отделение медицинской профилактики ЧУЗ «Российский железные дороги - Медицина» г.Белгород ОАО «РЖД» соответствуют вредным факторам производственной среды и трудового процесса, указанным в карте СОУТ № 101 от 15.09.2015 г.; примененные в ходе проведения СОУТ методы исследований (испытаний) и (или) методики (методы) измерений соответствуют идентифицированным и (или) определенным в соответствии с требованиями ч.6 ст.10 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ вредным и (или) опасным факторам производственной среды и трудового процесса; нормативные правовые акты, регламентирующие предельно допустимые уровни или предельно допустимые концентрации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, в ходе проведения СОУТ применены в соответствии с законодательством РФ; качество проведения СОУТ на рабочих местах № 1101 – рабочее место врача-профпатолога поликлиники № 1 - отделение медицинской профилактики ЧУЗ «Российский железные дороги - Медицина» г.Белгород ОАО «РЖД» соответствует требованиям Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Таким образом, из указанного заключения следует, что карта специальной оценки условий труда № 101 от 28.09.2015 г. в полном объеме, в том числе в части определения класса опасности - 2 класс (допустимый), соответствует требованиям Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ. В ходе проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения СОУТ не было добыто новых доказательств, свидетельствующих о неправильности выводов специализированной организации и работодателя относительно отнесения к итоговому классу вредности; также не содержится выводов о том, что итоговый класс вредности специальной оценки условий труда на рабочем месте Павленко Л.М. по каким либо критериям или факторам определен неверно и должен быть иным.
В соответствии с ч.ч.4, 5 ст.24 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ, разногласия по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда и результатам ее проведения рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом требований Федерального закона от 27.05.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (ч.4).; порядок проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда и порядок рассмотрения разногласий по вопросам проведения такой экспертизы устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч.5).
В целях реализации ч.4 ст.24 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ, приказом Минсоцтруда Российской Федерации от 08.09.2016 г. № 501н, утвержден Порядок рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, организаций, проводивших специальную оценку условий труда, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда.
Настоящий Порядок устанавливает правила рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, организаций, проводивших специальную оценку условий труда, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда (п.1 Порядка от 08.09.2016 г. № 501н).
Для рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия заявителей с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда заявителем подается в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации заявление (п.2 Порядка от 08.09.2016 г. № 501н).
По результатам рассмотрения заявления подготавливается заключение о рассмотрении разногласия по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, организаций, проводивших специальную оценку условий труда, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда (п.10 Порядка от 08.09.2016 г. № 501н).
В случае удовлетворения заявления в заключении о рассмотрении разногласия (несогласия) указывается на необходимость проведения на бесплатной основе повторной экспертизы качества специальной оценки условий труда. В случае отсутствия по результатам рассмотрения заявления правовых оснований для проведения повторной экспертизы качества специальной оценки условий труда данное обстоятельство отражается в выводах заключения о рассмотрении разногласия (несогласия). Заключение о рассмотрении разногласия (несогласия) является обязательным к исполнению всеми сторонами (п.11 Порядка от 08.09.2016 г. № 501н).
Частью 2 ст.56 ГПК РФ установлено, что суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Статьей 60 ГПК РФ предусмотрено, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В силу взаимосвязанных положений ст.ст.35, 56 ГПК РФ представление доказательств в обоснование своих требований и возражений является не только правом, но и обязанностью стороны, неисполнение которой влечет наступление последствий, предусмотренных законодательством о гражданском судопроизводстве.
Согласуясь с закрепленными в ст.ст.6, 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод праве каждого на справедливое судебное разбирательство и праве на эффективное средство правовой защиты, предусмотренном в п.1 ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, ч.1 ст.19, ч.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГПК РФ принципе состязательности и равноправия сторон, установленном в ст.9 ГПК РФ принципе диспозитивности, приведенные положения ст.ст.35, 56 ГПК РФ предполагают, что свобода определения объема своих прав и обязанностей в гражданском процессе и распоряжения процессуальными средствами защиты предусматривает усмотрение сторон в определении объема предоставляемых ими доказательств в подтверждение своих требований и возражений.
При этом стороны сами должны нести ответственность за невыполнение обязанности по доказыванию, которая может выражаться в неблагоприятном для них результате разрешения дела, поскольку эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности. Суд, содействуя сторонам в реализации этих прав, осуществляет в свою очередь лишь контроль за законностью совершаемых ими распорядительных действий, основывая решение только на тех доказательствах, которые были им исследованы в судебном заседании, и оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого из них в отдельности, а также достаточность и взаимную связь их в совокупности (ч.2 ст.57, ст.ст.62, 64, ч.2 ст.68, ч.3 ст.79, ч.2 ст.195, ч.1 ст.196 ГПК РФ).
В силу положений ст.ст.56, 57 ГПК РФ суд не наделен полномочиями по собиранию доказательств по собственной инициативе, а правомочен лишь определить, какие обстоятельства имеют значение для дела и какой стороне надлежит их доказывать, и вынести обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Истица в силу требований ст.ст.56, 67 ГПК РФ обязана была представить доказательств в подтверждение заявленных ею исковых требований, в том числе в случае несогласия с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда обратиться либо ходатайствовать о направлении соответствующих документов в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и представить соответствующее заключение. Однако данным правом Павленко Л.М. не воспользовалась, от участия в судебном заседании отказалась.
Таким образом, обоснованность карты специальной оценки условий труда, подтверждена выводами, проведенной в рамках настоящего дела Министерством социальной защиты населения и труда Белгородской области, государственной экспертизы условий труда, которая в установленном законом порядке заключением Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации не опровергнута. В связи с чем, вопреки доводам апелляционной жалобы истицы, возлагать на ответчика обязанность отнести условия ее труда на рабочем месте к вредным условиям труда - подкласс 3.1, не имеется.
Ссылка истицы на то, что в заключении экспертизы СОУТ № 101-ЗЭ/504/900 указано на то, что класс условий труда предыдущей аттестации рабочих мест по условиям труда име░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ 3.1, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 28.09.2015 ░., ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░. ░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.9-11 ░░.12 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28.12.2013 ░. № 426-░░.
░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 2 ░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░), ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 2015 ░., ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░.237 ░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ 5 000 ░░░░░░.
░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░.67 ░░░ ░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░; ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.4 ░░.330 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░.327.1, 328, 329 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░░ 21 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░» ░ ░.░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░