дело № 2а-2775/2020
56RS0042-01-2020-004464-23
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Оренбург 20 июля 2020 года
Центральный районный суд города Оренбурга в составе: председательствующего, судьи Чувашаевой Р.Т.,
при помощнике Лысановой И.С.,
с участием представителя административного истца – помощника прокурора Оренбургского района Анакина С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Оренбургского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Оренбургской области о признании информации, размещенной в сети "Интернет", запрещенной
УСТАНОВИЛ:
прокурор Оренбургского района в порядке ст. 39 КАС РФ, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Оренбургской области о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной. В обоснование требований административный истец указал, что прокуратурой Оренбургского района в рамках осуществления мероприятий по надзору за соблюдением миграционного законодательства, законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации на системной основе осуществляется мониторинг размещенной на сайтах сети «Интернет» информации. В ходе проведения надзорных мероприятий с использованием персонального компьютера, имеющего выход в телекоммуникационную сеть «Интернет», установлено, что на Интернет-сайтах с URL-адресом: <данные изъяты> размещена информация о продаже паспортов Российской Федерации, дубликатов паспортов Российской Федерации.
Вход на сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на данных сайтах распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует.
Установлено, что Интернет-сайты с вышеуказанными адресами не включены в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено».
Ссылаясь на то, что нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации о продаже паспортов, дубликатов паспортов Российской Федерации нарушает интересы РФ, неотъемлемые права неопределенного круга лиц на жизнь и здоровье, гарантированную Конституцией РФ жизнь в правовом государстве, просит суд признать информацию, размещенную на вышеуказанных сайтах в сети «Интернет» информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Представитель административного истца – помощник прокурора Оренбургского района Анакин С.Ю. в судебном заседании административные исковые требования уточнил с учетом отзыва Управления Роскомнадзора по Оренбургской области, окончательно просил признать информацию, размещенную в сети Интернет на сайтах <данные изъяты> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Представитель Управления Роскомнадзора по Оренбургской области, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, в представленном отзыве просил о рассмотрении дела в его отсутствии, обратил внимание суда, что при переходе по указанным в административном исковом заявлении URL-адресам <данные изъяты> происходит автоматическая переадресация на адреса <данные изъяты>, на которых содержится информация, описанная в административном исковом заявлении. В связи с вышеизложенным, целесообразно ограничить доступ к Интернет-ресурсам <данные изъяты>з. Скриншоты прилагаются.
Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Поскольку одна из сторон в силу личного волеизъявления не воспользовалась своим правом на участие в судебном заседании, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив доводы административного искового заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с п. 4 Положения о федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 года № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» Роскомнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации (далее Положение) (утверждено Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации») паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Положения бланки паспорта изготавливаются по единому для всей Российской Федерации образку и оформляются на русском языке.
В соответствии с пунктом 10 Положения выдача и замена паспортов производятся территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Таким образом, учитывая, что в настоящий момент право на выдачу паспортов гражданина РФ закреплено за Министерством внутренних дел РФ, законом запрещается выдача паспортов гражданина РФ иными лицами, в ином порядке.
Статьей 327 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков.
Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о возможности приобретения за плату паспорта гражданина РФ, указывающей, что при заказе паспорта гражданина РФ с полной проводкой по базе Федеральной миграционной службы, клиент автоматически может приобрести гражданство РФ, так как паспорт – это основной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации.
Предоставление возможности доступа к Интернет–сайту, на котором содержится вышеуказанная информация, является по существу ее распространением.
Из представленных суду материалов усматривается, что в ходе проведения надзорных мероприятий прокуратурой Оренбургского района с использованием персонального компьютера, имеющего выход в телекоммуникационную сеть «Интернет», выявлено, что на вышеуказанных страницах сайта размещена информация о возможности покупки паспорта гражданина Российской Федерации, его дубликата.
Сведения, размещенные по указанным электронным адресам, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности, допустимости и способах приобретения паспорта гражданина Российской Федерации, которые могут быть использованы в преступных целях и побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.
Статьей 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.
Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства доступ к информации, размещенной на Интернет-сайтах: <данные изъяты> следует ограничить, для чего признать содержащуюся на них информацию запрещенной к распространению и подлежащей внесению в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В силу п. 5.1.7. постановления Правительства РФ от 16.03.2009 года № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Разрешая заявленные требования, суд, руководствуясь вышеуказанными нормами закона, учитывая уточнение иска, исходит из того, что, указанные Интернет-сайты содержат информацию о возможности приобретения паспорта гражданина Российской Федерации, его дубликата, которая может быть использована в преступных целях.
Таким образом требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление прокурора Оренбургского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Оренбургской области о признании информации, размещенной в сети "Интернет", запрещенной - удовлетворить.
Признать информацию, содержащуюся в информационно- коммуникационной сети Интернет на Интернет-сайте:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение суда является основанием для внесения адреса Интернет-сайта:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> в единую систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 22 июля 2020 года.
Судья Р.Т. Чувашаева