УИД 11RS0001-01-2023-008332-10 Дело №5-1948/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Прилепова Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании 17 октября 2023 года в городе Сыктывкаре дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «Газпром газораспределение Сыктывкар», ИНН 1101300468, ОГРН 1021100517822, КПП 110101001, адрес: ...
установил:
** ** ** заместителем начальника отдела общепромышленного и государственного строительного надзора Печорского управления Ростехнадзора ФИО3 в отношении АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» составлен протокол №... об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании защитник АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» ФИО2 возражала против привлечения АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» к административной ответственности в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, поскольку привлекаемое лицо не является субъектом данного административного правонарушения, вина Общества в совершении административного правонарушения не доказана. Доказательств того, что Общество является собственником наружного газопровода от внешней стены МКД ..., либо является лицом, обязанным нести соответствующую ответственность за отсутствие регистрации газопровода в перечне опасных производственных объектов, административным органом не представлено.
В судебном заседании представитель Печорского управления Ростехнадзора ФИО3 подтвердила обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, указав, что АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» в отношении данного объекта является эксплуатирующей организацией, в связи с чем в его действиях усматривается состав вменяемого административного правонарушения.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.
Часть 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Отношения, связанные с обеспечением безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направленные на предупреждение аварий на опасных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации последствий указанных аварий, регулируются Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к Закону № 116-ФЗ (статья 2 Закона № 116-ФЗ), в частности, это объекты, на которых транспортируются опасные вещества, в том числе горючие вещества - жидкости, газы пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Пункт 1 статьи 3 Закона №116-ФЗ определяет требования промышленной безопасности как условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Пунктом 2 статьи 2 Закона №116-ФЗ установлено, что опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 №870 «Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления» установлено, что «эксплуатационная организация» - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию сети газораспределения и сети газопотребления и (или) оказывающее услуги по их техническому обслуживанию и ремонту на законных основаниях.
Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта предусмотрены статьей 3 Закона №116-ФЗ, которая возлагает обязанность по их исполнению на организацию, эксплуатирующую опасный производственный объект.
Приказом Ростехнадзора от 15 ноября 2013 года №542 утверждены федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления» (далее - Правила), которые устанавливают, в том числе требования к организациям, осуществляющим деятельность по эксплуатации, техническому перевооружению, ремонту, консервации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления.
Пунктом 9 данных Правил установлено, что в случае отсутствия газовой службы в составе организации, эксплуатирующей сети газораспределения и газопотребления, предприятием должен быть заключен договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления с организацией, имеющей опыт проведения указанных работ.
Как следует из материалов дела, ** ** ** заместителем начальника отдела общепромышленного и государственного строительного надзора Печорского управления Ростехнадзора ФИО3 в отношении АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» составлен протокол №... об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту того, что наружный газопровод от внешней стены МКД ... относится к газопроводам высокого давления 2 категории (свыше 0,3 до 0,6 МПа включительно), так как газоснабжение МКД ... осуществляется от газопровода высокого давления (0,6 МПа), расположенного по ..., с понижением давления через ГРПШ-05-2У1 до 0,004 МПа, что подтверждается сведениями, представленными АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» письмом от ** ** ** №.... Данный факт свидетельствует о наличии признака опасного производственного объекта ввиду использования опасного вещества (природного газа) с давлением свыше 0,3 до 06,6 МПа включительно (III класс опасности).
Сеть газораспределения, газопротребления – наружный газопровод от внешней стены МКД ... эксплуатируется АО «Газпром газораспределние Сыктывкар» с грубыми нарушениями требований промышленной безопасности.
Согласно материалам дела имущество – наружный газопровод от внешней стены МКД ... является бесхозяйной вещью, что подтверждается следующими документами:
- письмом №... от ** ** ** Минстроя Республики Коми и перечнем к нему бесхозяйных объектов газораспределения и газопотребления выявленных и (или) принятых в муниципальную собственность на территории муниципальных образований Республики Коми по состоянию на ** ** **;
- постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» №... от ** ** **, согласно которому объект газораспределения, газопотребления включен в раздел «Бесхозяйное имущество»;
- выпиской из государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости от ** ** ** №№...
Согласно акту приемки законченного строительства объекта газораспределительной системы от ** ** ** заказчиком объекта является ООО «Стройком».
Из материалов дела следует, что между управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар» (заказчик) и АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» (исполнитель) заключены договора на техническое обслуживание, ремонт и аварийное обслуживание сетей газоснабжения от ** ** **, от ** ** **, от ** ** **, от ** ** **.
В соответствии с пунктом 4.2.1 раздела 4 «Обязанности сторон» договора АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» обязано оказывать услуги (выполнят работы) в соответствии с нормативными документами в области промышленной безопасности сетей газораспределения и газопотребления.
Согласно абзацу второму статьи 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон №116-ФЗ) промышленная безопасность опасных производственных объектов это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения данного Закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
Сеть газораспределения, газопотребления - наружный газопровод от внешней стены МКД ... эксплуатируется АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» с нарушениями требований промышленной безопасности, а именно: в нарушении части 2 статьи 2 Федерального закона №116-ФЗ объект сети газораспределения - наружный газопровод от внешней стены МКД №... по ... до точки врезки по ..., тем самым нарушается положение, установленное пунктом 14 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ** ** ** №..., а именно: для регистрации объекта в государственном реестре эксплуатирующая организация не позднее 10 рабочих дней со дня начала эксплуатации опасного производственного объекта представляет в регистрирующий орган на бумажном носителе или в форме электронного документа подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, документы, необходимые для формирования и ведения государственного реестра. На основании акта приемки законченного строительства объекта - наружный газопровод от внешней стены МКД ... эксплуатируется АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» с 2013 года.
В нарушение части 2 статьи 11 Федерального закона № 116-ФЗ организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, не организован и не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
В нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона №116-ФЗ АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» не предотвращает проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц, не осуществляет мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, не ведёт учёт аварий и инцидентов на опасном производственном объекте.
С учётом изложенного, АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» является эксплуатирующей организацией, которая эксплуатирует объект сети газораспределения, газопотребления - газопровод от внешней стены МКД ... до точки врезки по ... с нарушением требований промышленной безопасности, которые могут привести газовое оборудование в негодное техническое состояние, к возможной разгерметизации газопровода, утечке газа, тем самым создавшаяся ситуация при эксплуатации объекта сети газораспределения, газопотребления создает непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан либо возникновения аварии.
Действия АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» квалифицируются по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом не принимаются во внимание доводы АО «Газпром газораспределение Сыктывкар», изложенные в письменных возражениях по делу об административном правонарушении, о том, что Общество не является собственником наружного газопровода от внешней стены МКД ..., а также лицом, обязанным нести ответственность за отсутствие регистрации газопровода (сети газопотребления) в перечне опасных производственных объектов, неорганизацию и неосуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, непредотвращение проникновения на опасный производственный объект посторонних лиц.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Диспозиция части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является бланкетной и отсылает к нормам Закона о промышленной безопасности.
Газопроводы образуют газотранспортную систему, под которой понимается система газопроводов, соединяющая производителя газа и потребителя газа, включающая магистральные газопроводы, газопроводы- отводы, газораспределительные сети, находящиеся у газотранспортной, газораспределительной организации или покупателя в собственности или на иных законных основаниях (абзац 6 пункт 3 Правил поставки газа в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162).
Согласно СНиП 42-01-2002 «Газораспределительные системы» по рабочему давлению транспортируемого газа газопроводы подразделяются на газопроводы высокого давления I и II категорий, среднего давления и низкого давления в соответствии с таблицей 1.
Из системного толкования приведенных выше положений в соответствии с абзацем шестым пункта 4 Приложения 1 «Опасные производственные объекты» и Закону о промышленной безопасности следует, что указанный газопровод относится к опасным производственным объектам, а потому для его эксплуатации требуется соблюдение специальных требований.
Так, в силу части 2 статьи 2 Закона о промышленной безопасности опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 №471 (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 №61590), требования обязательны для выполнения всеми юридическими лицами, образованными в соответствии с законодательством Российской Федерации, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими (планирующими осуществлять) эксплуатацию опасных производственных объектов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании (далее эксплуатирующая организация).
Пунктом 14 Требований для регистрации объекта в государственном реестре эксплуатирующая организация не позднее 10 рабочих дней со дня начала эксплуатации опасного производственного объекта представляет в регистрирующий орган на бумажном" носителе или форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, документы, необходимые для формирования и ведения государственного реестра.
В силу части 1 статьи 9 Закона о промышленной безопасности организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном * производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона о промышленной безопасности организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Таким образом, из смысла приведенных правовых предписаний закона и нормативных правовых актов следует, что опасный производственный объект в случае его эксплуатации должен быть зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов и эксплуатирующая организация обязана соблюдать требования федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Иное противоречит целям и задачам нормативного регулирования деятельности, связанной с эксплуатацией опасных производственных объектов, и приводит к неограниченному игнорированию требований специального закона, что недопустимо.
С учетом изложенного, принимая во внимание то, что объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является порядок деятельности в области промышленной безопасности, субъектом правонарушения выступает лицо, которое осуществляет деятельность в области промышленной безопасности, прихожу к выводу о том, что АО «Газпром газораспределение Сыктывкар», как организация эксплуатирующая опасный производственный объект, свою обязанность по соблюдению положений законодательства в области промышленной безопасности не исполнила.
Доводы привлекаемого лица о том, что материалы дела не содержат достаточных доказательств о необходимости регистрации участка сети газораспределения в государственном реестре опасных производственных объектов Ростехнадзора в силу требований части 2 статьи 2 приложения №1 Федерального закона №116-ФЗ безосновательны, поскольку, согласно пункту 5 Правил охраны газораспределительных сетей, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878, в соответствии с законодательством Российской Федерации газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа.
Таким образом, с учётом того, что газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, наружный газопровод от внешней стены МКД ... до точки врезки по ... является газораспределительной сетью, следовательно опасным производственным объектом и подлежит обязательной регистрации в реестре опасных производственных объектов.
Наличие в материалах дела об административном правонарушении протокола о временном запрете деятельности от ** ** ** №..., содержащего требования об отключении названного газопровода, также не свидетельствует об отсутствии в действиях привлекаемого лица состава административного правонарушения.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности привлекаемого лица, исключающих наличие состава административного правонарушения в действиях АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» судом не установлено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Учитывая характер совершённого административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, считаю необходимым назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей. Такое наказание в полной мере отвечает цели административного наказания по предупреждению совершения новых правонарушений.
Руководствуясь статьями 29.7, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
признать Акционерное общество «Газпром газораспределение Сыктывкар» (ИНН 1101300468) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа:
Получатель ...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
Разъяснить, что согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа (часть 1 статья 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Жалоба может быть подана в тот же срок непосредственно в Верховный Суд Республики Коми.
Судья Н.Н. Прилепова