Дело № 2-1097/2021
УИД74RS0038-01-2021-000833-24
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 августа 2021 года с. Долгодеревенское
Сосновский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Гладких Е.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лобовой Ю.А., секретарем судебного заседания Салыевой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлениюШестакова В.В. к Челябинскому областному бюджетному учреждению «Шершневское лесничество», Главному управлению лесами Челябинской области, Департаменту лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу о признании права собственности на земельный участок отсутствующим,
У С Т А Н О В И Л:
Шестаков В.В. обратился в суд с иском к Главному управлению лесами Челябинской области, Челябинскому областному бюджетному учреждению «Шершневское лесничество», в котором просит признать отсутствующим право собственности ответчика на наложение в выделе 2 квартала 130 Долгодеревенского участкового лесничества на земельный участок с кадастровым № по АДРЕС, строительный участок №.
В качестве основания иска указал, что является собственником земельного участка с кадастровым № по АДРЕС, строительный участок №. При согласовании строительства жилого дома на указанном земельном участке установлено, что произошло наложение границ земельного участка истца на земли лесного фонда, обнаружены деревья, которые расположены на землях лесного фонда. ДАТА выдано заключение ГУ лесами по Челябинской области Челябинское областное бюджетное учреждение «Шершневское лесничество» о том, что выявлено наложение границ участка на земли лесного фонда в квартале 130, выдела 2 Долгодеревенского участкового лесничества. ДАТА вынесено решение Сосновского районного суда Челябинской области по иску Шестакова В.В. к ГУ лесами по Челябинской области, которым также установлено наложение участка истца на земли лесного фонда. Указанное наложение нарушает права истца, поскольку на указанном участке расположены березы, сруб которых повлечет штрафные санкции на Шестакова В.В.
Истец Шестаков В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель истца Кущ И.А. в судебном заседании до перерыва исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ГУ лесами Челябинской области Артемьева Е.С. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель ответчика Челябинского областного бюджетного учреждения «Шершневское лесничество» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором просил дело рассмотреть без его участия, в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица администрации Сосновского муниципального района Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв.
Представитель третьего лица филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Поволжскийлеспроект» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть без его участия.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела суд установил, что Шестаков В.В. на основании договора купли-продажи от ДАТА является собственником земельного участка с кадастровым № общей площадью 1573 кв.м по АДРЕС, строительный участок №, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, право собственности зарегистрировано ДАТА (л.д. 6-7).
Земельный участок с кадастровым № поставлен на кадастровый учет ДАТА, границы земельного участка установлены на основании межевого плана от ДАТА, подготовленного кадастровым инженером ООО «Землеустроительное бюро «Мост» П.А.И.
Первоначальным собственником земельного участка с кадастровым номером № являлся З.В.В. на основании постановления администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от ДАТА.
Согласно ответу ГУ лесами по Челябинской области от ДАТА земельный участок с кадастровым № налагается на земли лесного фонда в выделе 2 квартала 130 Долгодеревенского участкового лесничества.
Согласно информации о лесном участке земельный участок с кадастровым № имеет пересечения с лесным участком (АДРЕС), категория защитных лесов - леса, расположенные в лесопарковых зонных, ограничение по режиму использования в соответствии со ст. 114 Лесного кодекса Российской Федерации, лесного плана Челябинской области распоряжения Правительства Российской Федерации № 849-р от 27 мая 2013.
Право собственности Российской Федерации на лесной участок, в том числе квартал 130, выдел 2, Шершневское лесничество, Долгодеревенское участковое лесничество, зарегистрировано ДАТА на основании п. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации и распоряжения Главного управления лесами Челябинской области №-р от ДАТА.
Истец просит признать отсутствующим право собственности ответчика на наложение в выделе 2 квартала 130 Долгодеревенского участкового лесничества на земельный участок с кадастровым №
Согласно разъяснениям п. 54 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Иск о признании зарегистрированного права отсутствующим является исключительным способом защиты вещного права, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством, и при установлении факта нарушения прав и законных интересов заинтересованного лица.
В силу пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, земельные участки относятся к объектам недвижимости.
Согласно ч. 8 статье 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
По смыслу приведенных выше норм права, описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права августа 2014 за РФ зарегистрировано право собственности Российской Федерации на лесной участок, категория земель: земли лесного фонда - для ведения лесного хозяйства, площадь 174221335 кв.м, АДРЕС
С учетом того, что спорные земельные участки (лесной участок и земельный участок с кадастровым №) имеют различные адреса, площади, виды разрешенного использования и категорию земель, границы земель лесного фонда не установлены и не внесены в ЕГРН, констатировать, что право истца и ответчика зарегистрировано на один и тот же объект недвижимости, оснований не имеется, что исключает возможность применения такого исключительного способа защиты нарушенного права как признание права отсутствующим.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации судебной защите подлежат только нарушенные либо оспариваемые права, при этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного или оспариваемого права и характеру нарушения, а также гарантировать восстановление нарушенных прав.
Способы защиты прав подлежат применению в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения. Исходя из общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник может требовать не только пресечения действий, нарушающих его право, и восстановления положения, существовавшего до такого нарушения, но и обращать свои притязания к лицам, создающим реальную угрозу нарушения его права в будущем, однако при этом лицо желающее защитить свои права обязано доказать факт их нарушения другими лицами.
Вместе с тем, судом не установлено нарушение каких-либо прав истца как собственника земельного участка кадастровым № наложением части принадлежащего ему земельного участка на земли лесного фонда.
При этом суд учитывает, что право собственности истца на земельный участок с кадастровым № зарегистрировано в установленном порядке, никем не оспаривается, границы указанного земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством, спор о границах отсутствует. Сведения о том, что наложение границ участка на земли лесного фонда препятствует истцу в пользовании земельным участком, строительстве жилого дома, суду не представлено.
Доводы истца о том, что земельный участок с кадастровым № относится к категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, не свидетельствует невозможности нахождения спорного участка частично на землях лесного фонда.
Так, согласно ст. 1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Лесной кодекс Российской Федерации предусматривает, что леса располагаются как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий; границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности; лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством; лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения), а имущественные отношения, связанные, в частности, с оборотом лесных участков, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (статьи 3, 6 и 8).
Идентификация, учет и регистрация лесных участков в соответствии с действующим законодательством осуществляется следующим образом: документированная информация о таких участках относится к общедоступной информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, - информации ограниченного доступа) и содержится в государственном лесном реестре, ведение которого, а также внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет обобщение документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре; порядок представления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, органами государственной власти и органами местного самоуправления устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (части 2, 3, 9 и 10 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации); ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, осуществляется органами государственной власти этих субъектов Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).
При этом кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в Едином государственном реестре недвижимости, который является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных сведений (статья 92 Лесного кодекса Российской Федерации).
Приведенное правовое регулирование предполагает обязанности уполномоченных государственных органов по согласованию данных государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости, с тем чтобы были исключены возможные противоречия в сведениях о границах, площадях одних и тех же участков, зарегистрированных в разных реестрах, о принадлежности земельных участков к землям определенной категории и об их правообладателях.
Для преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков был принят Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».
Изменениями, внесенными вышеуказанным Федеральным законом в статью 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (пункт 5 статьи 7).
Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ в часть 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» также было внесено изменение, согласно которому в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости; данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона № 280-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Как следует из материалов дела, истец обратился в ГУ лесами Челябинской области с целью получения разрешения на вырубку имеющихся на участке берез в 2018 году, то есть на момент приобретения земельного участка по договору купли-продажи 22 сентября 2018 истец должен был знать о нахождении части участка на землях лесного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 года N 1-П).
На основании изложенного, исковые требования предъявлены необоснованно и не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении исковых требований Шестакова В.В. к Челябинскому областному бюджетному учреждению «Шершневское лесничество», Главному управлению лесами Челябинской области, Департаменту лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу о признании права собственности на земельный участок отсутствующим.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Челябинский областной суд через Сосновский районный суд Челябинской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение суда в окончательной форме принято 07 сентября 2021.
Председательствующий: