Резолютивная часть оглашена 05.02.2024 года
Дело № 5-1/2024 (№ 5-1039/2023)
УИД: 60RS0001-01-2023-008625-40
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
08 февраля 2024 года г. Псков, ул. Петровская, д. 24
Судья Псковского городского суда Псковской области Бондаренко И.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Краминой Ю.И., с участием Шлосберга Л.В., в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Шлосберга Л.М. – Исакова В.М., выступающего на основании доверенности № от 07.09.2023 года, должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении – главного специалиста-эксперта территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу Евдакова С.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), в отношении Шлосберга Л.М. (<данные изъяты>), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, ранее не привлекаемого к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
УСТАНОВИЛ:
26.09.2023 года главным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу (далее по тексту – территориальный отдел Управления Роскомнадзора по СЗФО) Евдаковым С.П. в отношении Шлосберга Л.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>, составлен протокол № № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 19.34 КоАП РФ.
Согласно указанного протокола, 13.07.2023 года в 15 часов 58 минут должностным лицом территориального отдела Управления Роскомнадзора по СЗФО на основании информации, изложенной в письме Центрального аппарата Роскомнадзора от 12.07.2023 года № 04-58602, установлено, что 06.07.2023 года в 02 часа 37 минут Шлосбергом Л.М., зарегистрированным по адресу: <адрес>, включенным в реестр иностранных агентов на основании распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 16.06.2023 года № 811-р, сведения о чем размещены на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации, совершено производство и распространение сообщений и материалов на территории Российской Федерации иностранным агентом без указания на то, что эти сообщения и материалы произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом, либо касаются деятельности иностранного агента, а именно на странице пользователя социальной сети «В», зарегистрированной под именем «ЛШ» (<адрес>), среди неограниченного круга лиц с использованием телекоммуникационной сети «Интернет» Шлосбергом Л.М. был опубликован материал, имеющий сетевой адрес: <адрес>, без указания на то, что данный материал произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом, либо касается деятельности иностранного агента, что нарушает права и свободы человека и гражданина на получение полной и достоверной информации об ее распространителе. Приведенными действиями Шлосберг Л.М., по мнению должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, нарушил ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 14.07.2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» (далее по тексту - Федеральный закон от 14.07.2022 года № 255-ФЗ).
Должностным лицом территориального отдела Управления Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу действия Шлосберга Л.М. квалифицированы по ч. 4 ст. 19.34 КоАП РФ.
Шлосберг Л.М. вину в совершении инкриминируемого правонарушения не признал. Выражая позицию по делу, Шлосберг Л.М. и его защитник Исаков В.М. полагали, что производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с отсутствием в действиях Шлосберга Л.М. состава инкриминируемого правонарушения. Просили суд учесть следующее. Протокол об административном правонарушении составлен в отношении страницы в социальной сети «В» с адресом <адрес>, которая, согласно сведений, представленных ООО «В», зарегистрирована 15.07.2023 года, то есть после даты инкриминированного Шлосбергу Л.М. правонарушения. Согласно сведениям, представленным ООО «В», а также сведениям, представленным административному органу Центром «Э» УМВД России по Псковской области, единственной страницей, где указан мобильный телефон Шлосберга Л.М., и единственной, которая им администрируется, является страница (<адрес>). Иные страницы «В» Шлосберг Л.М. не администрирует. Часть 4 статьи 19.34 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за производство или распространение материала лицом, внесенным в реестр иностранных агентов. Страница с адресом <адрес> является страницей сообщества, а не персонального пользователя. У страницы сообщества есть несколько администраторов. Администрируемая Шлосбергом Л.М. страница в социальной сети с адресом <адрес> не входила в это сообщество в качестве администратора и не совершала там публикации. Спорная публикация была сделана иным пользователем, имеющим иной адрес. Шлосберг Л.М. не совершал действий, связанных с публикацией, имеющей сетевой адрес: <адрес>, и иное материалами дела не доказано. Свидетель П.Д.С.., допрошенная в суде, показала, что публикацию делала она, потому что это является её функцией по договору возмездного оказания услуг по ведению социальных сетей Псковского отделения политической партии «Яблоко», к коим относилась и персональная страница с адресом <адрес>. Предположительно, в отношении публикации с адресом <адрес> возникла ошибка, и П.Д.С.., которая не несет соответствующих обязанностей по маркировке распространяемой информации, не были соблюдены первоначальные указания Шлосберга Л.М. о том, чтобы во всех материалах, связанных со Шлосбергом Л.М., размещаемых ею в социальных сетях, было упоминание на то, что они распространены и произведены иностранным агентом. Материалами дела и исследованными доказательствами не подтверждены дата, место и время инкриминируемого Шлосбергу Л.М. правонарушения, время его выявления. Кроме того, просили учесть нарушения установленного законом срока составления протокола об административном правонарушении в отсутствие административного расследования. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что главный специалист-эксперт Евдаков С. П. был предупреждён об административной ответственности за дачу заведомо ложных заключений перед документированием. Полагали, что должностным лицом административного органа допущены процессуальные нарушения в части непроведения административного расследования и составления протокола об административном правонарушении значительно позже выявления правонарушения. Кроме того, указали на сомнения в объективности актов документирования от 13.07.2023 года и от 26.09.2023 года, согласно которых сохранение материала web-страниц должностным лицом произведено при помощи стандартных средств операционной системы «Windows 10 Pro», пакета прикладных программ «MSOffice профессиональный плюс 2016 - ш - 16.0.13029.20344». Вместе с тем, скриншоты сделаны с помощью браузера Yandex. который не входит в состав стандартных средств операционной системы «Windows 10 Pro». Следовательно, по мнению стороны защиты, скриншоты к актам документирования не имеют отношения к скриншотам, которые документировал Евдаков С. П. Полагали, что дело об административном правонарушении должно быть прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения, отсутствием в действиях Шлосберга Л. М признаков состава административного правонарушения, недопустимыми нарушениями процедуры, установленной КоАП РФ, неправовым характером закона, обязывающего маркировать публикации определённым образом.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении – главный специалист-эксперт территориального отдела Управления Роскомнадзора по СЗФО Евдаков С.П., в судебном заседании доводы и обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении поддержал. Полагал, что действия Шлосберга Л.М., приведенные в протоколе об административном правонарушении, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 19.34 КоАП РФ. Указал, что неверное указание адреса страницы социальной сети «В», не является обстоятельством, препятствующим привлечению Шлосберга Л.М. к административной ответственности.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, допросив свидетелей О.А.В.., Д.А.В.., П.Д.С.., специалиста К.М.Д.., судья приходит к следующему.
Инкриминируемая Шлосбергу Л.М. административным органом ч. 4 ст. 19.34 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за производство материалов и (или) их распространение иностранным агентом в связи с осуществлением им вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14.07.2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», материалов, направляемых иностранным агентом в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы или организации в связи с осуществлением им вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14.07.2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», либо информации, касающейся вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14.07.2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», распространяемой в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», без указания на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности иностранного агента.
Объективная сторона вменяемого Шлосбербу Л.М. нарушения заключается в бездействии лица, признанного в установленном законом порядке иностранным агентом, по неуказанию при производстве и распространении с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», материалов (информации), на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности иностранного агента.
Субъектом правонарушения является физическое лицо, признанное в установленном законом порядке иностранным агентом.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 1 Федерального закона от 14.07.2022 года № 255-ФЗ под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены ст. 4 настоящего Федерального закона.
В силу ч.1 ст.4, п. 2 ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 года № 255-ФЗ под видами деятельности, указанными в ч.1 ст.1 Федерального закона от 14.07.2022 года № 255-ФЗ понимаются политическая деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и (или) участие в создании таких сообщений и материалов, иные виды деятельности, установленные настоящей статьей.
Статья 9 Федерального закона от 14.07.2022 года № 255-ФЗ устанавливает обязанности иностранных агентов, в том числе в соответствии с ч. 3 приведенной статьи материалы, производимые и (или) распространяемые иностранным агентом в связи с осуществлением вида деятельности, установленного ст.4 настоящего Федерального закона, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», материалы, направляемые иностранным агентом в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы и организации в связи с осуществлением вида деятельности, установленного ст.4 настоящего Федерального закона, информация, касающаяся вида деятельности, установленного ст.4 настоящего Федерального закона, распространяемая в том числе, через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности такого агента.
Формы указаний, предусмотренных частями 3 и 4 ст. 9 Федерального закона от 14.07.2022 года № 255-ФЗ, требования к размещению таких указаний и порядок их размещения устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 5 ст.9 Федерального закона от 14.07.2022 года № 255-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2022 года № 2108 «Об утверждении Правил размещения указаний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», утверждены Правила размещения приведенных указаний, в том числе, требований к их размещению, а также форм указаний, предусмотренных ч.ч. 3 и 4 ст.9 Федерального закона от 14.07.2022 года № 255-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 Правил материалы, предусмотренные частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона от 14.07.2022 года № 255-ФЗ, производимые и (или) распространяемые иностранным агентом, учредителем, членом, участником, руководителем общественного объединения, действующего без образования юридического лица, руководителем юридического лица, включенного в реестр иностранных агентов, или лицом, входящим в состав органа такого лица, имеющие текстовую или аудиовизуальную форму, должны сопровождаться указанием в виде текстового сообщения, предусмотренным частями 3 или 4 статьи 9 Федерального закона от 14.07.2022 года № 255-ФЗ, по формам, утвержденным Правилами.
Сообщения и материалы иностранного агента, распространяемые на территории Российской Федерации, должны сопровождаться следующим указанием: «Настоящий материал (информация) (произведен, распространен и (или) направлен) иностранным агентом (наименование, фамилия, имя, отчество (при наличии), содержащиеся в реестре иностранных агентов) либо касается деятельности иностранного агента (наименование, фамилия, имя, отчество (при наличии), содержащиеся в реестре иностранных агентов)».
Таким образом, лицо, внесенное в реестр иностранных агентов, при производстве и распространении материалов обязано размещать указание на факт их производства (распространения, направления) иностранным агентом.
Как усматривается из материалов дела Шлосберг Л.М. включен в реестр иностранных агентов на основании распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 16.06.2023 года № 811-р, в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 14.07.2022 года № 255-ФЗ, сведения о чем были размещены на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации. Стороной защиты не отрицается, что Шлосберг Л.М. по состоянию на дату инкриминируемого правонарушения достоверно знал о решении Министерства юстиции Российской Федерации № 811-р от 16.06.2023 года, и должен был исполнять обязанности, установленные ст. 9 Федерального закона от 14.07.2022 года № 255-ФЗ для иностранных агентов.
Размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» материала, имеющего сетевой адрес: <адрес>, без указания на то, что данный материал произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом, либо касается деятельности иностранного агента, подтверждается представленными суду материалами: сообщением врио заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Т.В.Д. (исх. № № от 12.07.2023 года), информация, изложенная в котором подтверждена актом документирования от 13.07.2023 года с приложенными скриншотами, подтверждающими, что материал не содержит ссылки на то, что он произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом либо касается деятельности иностранного агента.
В информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» указанный выше материал, имеющий сетевой адрес: <адрес>, был размещен 06.07.2023 года с личной страницы пользователя в социальной сети «В», имеющей сетевой адрес <адрес> (<адрес>), что подтверждается сведениями, представленными из ООО «В». Указанная страница была создана непосредственно Шлосбергом Л.М., что не отрицается последним.
С 20.04.2022 года доступ к указанной странице ограничен на территории Российской Федерации, что не препятствует при использовании программы «VPN», размещать на ней и пересылать материалы и информацию, что подтвердили в судебном заседании специалист К.М.Д.., свидетели П.Д.С.. и Д.А.В.. При этом последним в судебном заседании продемонстрировано действие указанной программы.
Согласно пояснений в судебном заседании Шлосберга Л.М., страница в социальной сети «В», имеющая сетевой адрес <адрес> (<адрес>), была создана им как одна из платформ Псковского отделения политической партии «Яблоко», логин и пароль от нее был передан им свидетелю П.Д.С.., которая по договору возмездного оказания услуг оказывает услуги по ведению социальных сетей Псковского отделения политической партии «Яблоко». Свидетель П.Д.С.. подтвердила, что размещала указанный выше материал, имеющий сетевой адрес: <адрес>, в сети «Интернет». Данный материал, как и ряд иных материалов размещаемых ею, направлялся ей Шлосбергом Л.М. С момента включения Шлосберга Л.М. в реестр иностранных агентов, Шлосберг Л.М. пересылает ей материалы уже имеющие ссылку на включение Шлосберга Л.М. в реестр иностранных агентов. По какой причине указанный выше материал такой ссылки не имел, пояснить не могла.
Принимая во внимание изложенное, суд находит, что Шлосберг Л.М. совершил производство и распространение материалов иностранным агентом с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», без указания на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены иностранным агентом либо касаются деятельности иностранного агента, а именно: Шлосберг Л.М., являясь лицом, включенным в реестр иностранных агентов на основании распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 16.06.2023 года № 811-р, в период времени с 02 часов 37 минут по 17 часов 37 минут 06.07.2023 года, будучи зарегистрированным и проживая по адресу: <адрес>, используя информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», в социальной сети «В» осуществил производство и публикацию информационного материала, то есть распространил свой материал, имеющий сетевой адрес: <адрес>, без указания на то, что этот материал произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом либо касается деятельности такого агента, в связи с чем нарушил требования ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 14.07.2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». При этом указанные действия Шлосберга Л.М. не содержат признаков уголовно наказуемого деяния. То есть, Шлосберг Л.М. совершил правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 19.34 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.34 КоАП РФ и виновность Шлосберга Л.М. в его совершении, подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно:
- протоколом об административном правонарушении № № от 26.09.2023 года, в котором отражены обстоятельства инкриминируемого Шлосбергу Л.М. правонарушения, а именно то, что 06.07.2023 года в 02 часа 37 минут Шлосбергом Л.М., зарегистрированным по адресу: <адрес>, включенным в реестр иностранных агентов на основании распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 16.06.2023 года № 811-р, сведения о чем размещены на официальном сайте Министерства Юстиции Российской Федерации, совершено производство и распространение сообщений и материалов на территории Российской Федерации иностранным агентом без указания на то, что эти сообщения и материалы произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом, либо касаются деятельности иностранного агента, а именно на странице пользователя социальной сети «В», зарегистрированной под именем «ЛШ» (<адрес>), среди неограниченного круга лиц с использованием телекоммуникационной сети «Интернет» Шлосбергом Л.М. был опубликован материал, имеющий сетевой адрес: <адрес>, без указания на то, что данный материал произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом, либо касается деятельности иностранного агента, что нарушает права и свободы человека и гражданина на получение полной и достоверной информации об ее распространителе. Приведенными действиями Шлосберг Л.М. нарушил ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 14.07.2022 года № 255-ФЗ. Главным специалистом-экспертом территориальный отдел Управления Роскомнадзора по СЗФО Евдаковым С.П. действия Шлосберга Л.М. квалифицированы по ч. 4 ст. 19.34 КоАП РФ;
- сообщением врио заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Т.В.Д. (исх. № от 12.07.2023 года), направленным руководителю Управления Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу о размещении публикации в социальной сети «В» <адрес> с нарушением требований действующего законодательства Российской Федерации в части маркировки сообщений и материалов иностранного агента, содержащим просьбу о составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 19.34 КоАП РФ в отношении Шлосберга Л.М.;
- актом документирования от 13.07.2023 года, составленным главным специалистом-экспертом территориального отдела по Псковской области Управления Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу Евдаковым С.П. и скриншотами к нему, которыми установлено размещение 06.07.2023 года в 02 часа 37 минут информации, имеющей сетевой адрес <адрес>, без указание на то, что данное сообщение (информация) распространено иностранным агентом;
- сведениями, представленными из ООО «В» (исх. № от 25.12.2023 года), согласно которых публикация в социальной сети «В», имеющая сетевой адрес <адрес>, была размещена 06.07.2023 года в 17 часов 37 минут пользователем персональной страницы <адрес>, зарегистрированным на сайте под именем «ЛШ»;
- справкой врио начальника Центра по противодействию экстремизму УМВД России по Псковской области № от 17.01.2024 года, о том, что страница в социальной сети «В» с сетевым адресом <адрес> имеет сетевое имя «ЛШ» (<адрес>);
- актом документирования от 26.09.2023 года, составленным главным специалистом-экспертом территориального отдела по Псковской области Управления Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу Евдаковым С.П. и скриншотами к нему, которыми установлено, что на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации в открытом доступе по адресу https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-15092023.pdf, по состоянию на 15.09.2023 года в реестр внесено 685 записей; под номером 615 внесена запись о Шлосберге Л.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включенном в реестр 16.06.2023 года на основании ст. 7 Федерального закона от 14.07.2022 года № 255-ФЗ;
- сведениями, содержащимися в реестре иностранных агентов, расположенном на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации, согласно которым Шлосберг Л.М. в реестре указан под номером 615, включен в реестр иностранных агентов на основании распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 16.06.2023 года № 811-р;
- копией распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации № 811-р от 16.06.2023 года, согласно которого в соответствии с ч. 7 ст. 7 Федерального закона от 14.07.2022 года № 255-ФЗ, Шлосберг Лев Маркович, 30.07.1963 года рождения включен в реестр иностранных агентов;
- справкой врио начальника Центра по противодействию экстремизму УМВД России по Псковской области № от 08.08.2023 года, о том, что Шлосберг Л.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>, зарегистрирован по адресу: <адрес>, паспортные данные: <данные изъяты>;
- справкой врио начальника Центра по противодействию экстремизму УМВД России по Псковской области № от 08.08.2023 года, о том, что Шлосберг Л.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>, зарегистрирован по адресу: <адрес>, по состоянию на дату предоставления справки в ИТКС администрирует следующие ресурсы: (<адрес>) социальная сеть «В», (<адрес>) кроссплатформенная система мгновенного обмена сообщениями (мессенджер) «Т»;
- справкой заместителя начальника УВМ УМВД России по Псковской области № № от 19.09.2023 года, о том, что Шлосберг Л.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>, зарегистрирован по месту жительства с 28.05.1996 года по настоящее время по адресу: <адрес>; с заявлением о выходе из гражданства Российской Федерации в компетентные органы в установленном законом порядке не обращался;
- показаниями свидетеля О.А.В.. в судебном заседании, подтвердившего сведения, приведенные им в ответе на запрос суда за № от 17.01.2024 года, о том, что страница в социальной сети «В» с сетевым адресом <адрес> имеет сетевое имя «ЛШ» (<адрес>), и указавшего, что дата в ответе 16.11.2024 года является технической ошибкой (опечаткой);
- показаниями специалиста К.М.Д.., имеющего высшее образование и опыт работы с 2019 года по специальности «информационные системы и технологии» о том, что с личной страницы в социальной сети «В», доступ к которой ограничен на территории Российской Федерации, возможно направить информацию на иную страницу либо находясь вне пределов Российской Федерации, либо путем подмены ip-адреса, либо с использованием программы «VPN». У физического лица в социальных сетях может быть много профилей; физическое лицо может регистрироваться не под своим ФИО, может скрыть свою личность, и социальная есть «В» проверкой этого не занимается. У физического лица может не быть профиля в социальной сети, но под его ФИО могут быть зарегистрированы несколько страниц. Для того, чтобы с личной страницы что-либо опубликовать, нужен доступ к странице, то есть логин и пароль, известный лицу, создавшему страницу;
- показаниями свидетеля Д.А.В.., подтвердившего, что личной страницей пользователя в социальной сети «В», доступ к которой ограничен на территории Российской Федерации, возможно пользоваться с применением программы «VPN», и продемонстрировавшего в судебном заседании возможность такового использования;
- показаниями свидетеля П.Д.С.. в судебном заседании, согласно которым она на возмездной основе оказывает услуги по договору возмездного оказания услуг по ведению социальных сетей Псковского отделения политической партии «Яблоко», к коим относилась и персональная страница с адресом <адрес>. Относительно публикаций осуществляемых ею, указания она получает от Шлосберга Л.М., часть публикаций, которые она в дальнейшем распространяет, в том числе и с использованием страниц, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации, получает также непосредственно от Шлосберга Л.М. Публикация с адресом <адрес>, была получена также от него, и не имела соответствующей маркировки. Полагает возникла ошибка, и ею маркировка по невнимательности добавлена не была;
- пояснениями Шлосберга Л.М. в судебном заседании, согласно которым он является создателем персональной страницы пользователя, имеющей сетевой адрес <адрес>, сетевое имя «ЛШ» (<адрес>), в социальной сети «В».
Относимость, достоверность и допустимость представленных, и исследованных в судебном заседании доказательств, оцениваемых в совокупности с другими материалами дела в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, сомнений не вызывают, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
Нарушений действующего законодательства Российской Федерации в ходе производства по делу об административном правонарушении не установлено, сроки давности привлечения к административной ответственности не истекли. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным на это должностным лицом, содержит все сведения, необходимые для установления обстоятельств, значимых для рассмотрения дела по существу.
Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований, предусмотренных ст.28.2 КоАП РФ, в отсутствие Шлосберга Л.М., при надлежащем уведомлении последнего о времени и месте составления протокола. Сведения, подлежащие указанию в протоколе об административном правонарушении в соответствии с ч.2 приведенной статьи, отражены, событие административного правонарушения описано в соответствии с диспозицией ч.4 ст.19.34 КоАП РФ. Доказательства, содержащиеся в материалах дела, получены надлежащим образом.
Оценив исследованные доказательства, суд приходит к выводу, что обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, свидетельствуют о совершении Шлосбергом Л.М., признанным в установленном законом порядке иностранным агентом, производства и распространения материалов иностранным агентом с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», без указания на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены иностранным агентом либо касаются деятельности иностранного агента, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 19.34 КоАП РФ.
При этом, доводы стороны защиты об отсутствии события административного правонарушения, отсутствии в действиях Шлосберга Л. М признаков состава административного правонарушения, о недопустимых нарушениях процедуры привлечения к административной ответственности, установленной КоАП РФ, неправовом характере закона, обязывающего маркировать публикации определённым образом, суд находит несостоятельными в связи со следующим.
Вопреки доводам стороны защиты, согласно правовой позиции, изложенной в абз.3 п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», несущественными недостатками протокола об административном правонарушении являются нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными, в связи с чем, оснований для признания в качестве недопустимого доказательства протокола судья не усматривает. Проведение административного расследования по делам данной категории положениями ст.28.7 КоАП РФ не предусмотрено.
Принадлежность Шлосбергу Л.М. страницы пользователя в социальной сети «В» с сетевым адресом <адрес>, имеющей сетевое имя «ЛШ» (<адрес>), с которого были распространены материалы, имеющие сетевой адрес <адрес>, сомнений не вызывает, данное обстоятельство подтверждается самим Шлосбергом Л.М., распространением материалов от его лица на территории Российской Федерации, сведениями, представленными ООО «В», начальником центра по борьбе с экстремизмом УМВД России по Псковской области, показаниями свидетеля П.Д.С.. в судебном заседании.
Довод защиты о недоказанности места совершения правонарушения подлежит отклонению, поскольку в данном конкретном случае, с учетом характера совершенного деяния, место совершения административного правонарушения определяется местом неисполнения установленной правовым актом обязанности указания на то, что материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности такого агента, в связи с чем, необходимо исходить из места жительства физического лица, что согласуется с правовым подходом, выраженным в пп. з) п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». С учетом данного обстоятельства, указание защиты о распространении материалов с использованием информационно-коммуникационной сети «Интернет» из иного адреса правового значения для квалификации деяния не имеет.
Дата совершения правонарушения определена верно и подтверждается скриншотами материала, имеющего сетевой адрес <адрес>, содержащего указание на опубликование материала 06.07.2023 года в 02 часа 37 минут, сведениями из ООО «В», о том, что указанный материал опубликован 06.07.2023 года в 17 часов 37 минут. Разница в указании времени в рассматриваемой ситуации не имеет юридического значения, поскольку имеет правовое значение дата размещения материала – 06.07.2023 года, то есть дата, на которую Шлосберг Л.М. был включен в установленном законом порядке в реестр иностранных агентов. Кроме того, вплоть до 20.07.2023 года – даты ограничения Генеральной прокуратурой Российской Федерации доступа к указанному материалу, материал, имеющий сетевой адрес <адрес>, находился в свободном доступе для неопределенного круга лиц, тем самым его распространение было завершено только 20.07.2023 года.
Размещенный с нарушением требований ч.3 ст.9 ФЗ № 255-ФЗ материал, имеющий сетевой адрес <адрес>, был опубликован в социальной сети «В», имеющей обширную российскую аудиторию, создан на русском языке и распространен на территории Российской Федерации, размещен с персональной страницы пользователя, имеющей сетевое имя «ЛШ» (<адрес>), созданной Шлосбергом Л.М., то есть обращен к неопределенному кругу граждан Российской Федерации, в связи с чем, доводы защитника о недоказанности умысла Шлосберга Л.М. на распространение этого материала, суд находит несостоятельным.
Вопреки доводу защиты, наличие у Шлосберга Л.М., являющегося создателем персональной страницы пользователя с сетевым именем «ЛШ» (<адрес>), специального субъектного статуса как лица, признанного иностранным агентом, вне зависимости от размещения публикаций иными администраторами, осведомленными Шлосбергом Л.М. об обязательности указания на то, что размещаемые в данном интернет-ресурсе материалы произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности иностранного агента, требовало от Шлосберга Л.М. проявить достаточную степень заботливости и осмотрительности для выполнения требований ч.3 ст.9 ФЗ № 255-ФЗ, чего в рассматриваемом случае им сделано не было, в связи с чем он подлежит административной ответственности по ч. 4 ст. 19.34 КоАП РФ.
Указание в протоколе об административном правонарушении неверного адреса страницы социальной сети «В», с которой был размещен материал, имеющий сетевой адрес <адрес>, не является обстоятельством, препятствующим привлечению Шлосберга Л.М. к административной ответственности, не является основанием для признания протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством, поскольку все подлежащие указанию в протоколе об административном правонарушении в соответствии с ч. 2 ст.28.2 КоАП РФ обстоятельства, отражены, событие административного правонарушения описано в соответствии с диспозицией ч.4 ст.19.34 КоАП РФ, и при рассмотрении дела подтверждено доказательствами, что материал, имеющий сетевой адрес <адрес>, был размещен в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Доводы стороны защиты о неправовом характере закона, обязывающего маркировать публикации определённым образом, фактически являются оспариванием конституционности положений Федерального закона от 14.07.2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», и не являются основанием для прекращения производства по делу.
В случае несогласия с положениями приведенного Федерального закона, равно как и требованиями части 4 статьи 19.34 КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за инкриминируемое Шлосбергу Л.М. нарушение, сторона защиты не лишена возможности направить в Конституционный Суд Российской Федерации жалобу в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Одновременно с этим у суда не возникают сомнения о соответствии положений вышеперечисленных законов требованиям Конституции Российской Федерации, нарушений прав Шлосберга Л.М., гарантированных статьей 29 Конституции Российской Федерации, суд также не усматривает по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова.
В силу части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Конституция Российской Федерации предусматривает разные уровни гарантий и разную степень возможных ограничений права на информацию, исходя из потребностей защиты частных и публичных интересов. Однако согласно статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации данное право может быть ограничено исключительно федеральным законом. Причем законодатель обязан гарантировать соразмерность такого ограничения конституционно признаваемым целям его введения.
Само по себе право Шлосберга Л.М. на распространение им информационных сообщений не ограничено, и осуществляется Шлосбергом Л.М. в полном объеме по собственному усмотрению. Вместе с тем, установление федеральным законодателем дополнительной обязанности по маркировке сообщений в связи с наличием статуса иностранного агента, является мерой соразмерной и допустимой, связанной с соблюдением баланса между частными и публичными интересами.
При этом установление статуса иностранного агента в соответствии с требованиями Федерального закона от 14.07.2022 года № 255-ФЗ нельзя признать в качестве дискриминирующей меры, поскольку такой статус указывает на предоставление лицу иностранным источником поддержки и (или) оказание воздействия на лицо, однако не ограничивает иностранного агента в способе и объеме, производимой и распространяемой информации.
При этом процедура присвоения статуса иностранного агента регламентирована федеральным законом, а фактором, исключающим необоснованное наделение таким статусом, право на судебную защиту в соответствии со статьей 45 Конституции Российской Федерации. В случае если Шлосберг Л.М. не согласен с присвоенным статусом иностранного агента, он не лишен возможности оспорить действия государственных органов и должностных лиц в установленном законом порядке.
Решая вопрос о виде и размере наказания, судья учитывает следующее.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч.2 ст.4.1 КоАП РФ).
Санкция ч.4 ст.19.34 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.
При назначении наказания в соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ судья учитывает характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, а так же данные о личности Шлосберга Л.М., в том числе социальное и материальное положение, наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств, к которым суд относит совершение правонарушения, предусмотренного ст. 19.34 КоАП РФ впервые, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, и руководствуясь основной целью наказания – предупреждение совершения новых правонарушений, исходя из установленного ст. 55 Конституции РФ принципа справедливости и соразмерности наказания, полагаю необходимым назначить Шлосбергу Л.М. административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 4 ст. 19.34 КоАП РФ.
Дополнительное наказание, предусмотренное санкцией ч.4 ст.19.34 КоАП РФ, в виде конфискации предмета административного правонарушения, судья Шлосбергу Л.М. не назначает, поскольку в данном случае предметом правонарушения является публикация в сети «Интернет».
Оснований для применения при назначении Шлосбергу Л.М. наказания положений ст.ст. 2.9, ч.2.2 ст.4.1, ст.4.1.1 КоАП РФ не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 19.34 ч. 4, ст. ст. 29.7, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. (<░░░░░░ ░░░░░░>), ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 4 ░░. 19.34 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 30 000 (░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░>.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 32.2 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░. №).
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 1 ░░. 20.25 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░