Дело № 2-2275/2023
44RS0001-01-2022-006290-57
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
2 июня 2023 года
Свердловский районный суд г. Костромы в составе
председательствующего судьи Комиссаровой Е.А.,
при секретаре Приказчиковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Айрапетовой Т.А. к Министерству обороны Российской Федерации о признании о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
у с т а н о в и л:
Айрапетова Т.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском к Министерству обороны Российской Федерации. Просит признать за ней право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: 1. Свои требования мотивировала тем, что соответствии с постановлением администрации г. Костромы от <дата> № ей – Айрапетовой Т.А. на семью из четырех человек по ордеру № от <дата> была предоставлена трехкомнатная квартира по адресу: 1. В состав семьи Айрапетовой Т.А. входили: дочь Айрапетова И.К. сын А.С., сын Айрапетов Д.К.). Распределение указанной квартиры осуществлялось на основании решения жилищной комиссии в/ч № от <дата> ода в связи с отселением ее семьи из закрытого военного городка, расположенного по адресу станция Натухаевская в/ч 34383.
В октябре 2022 года она обратилась в администрацию города Костромы с заявлением о передаче занимаемой квартиры в собственность в порядке приватизации. Однако в приватизации квартиры ей было отказано, в связи с тем, что она в реестре муниципального имущества города Костромы не значится. Также отсутствует указанное помещение в реестре государственного имущества Костромской области, в реестре федерального имущества.
Согласно выписки из ЕГРН сведения о правах на квартиру по адресу 1 отсутствуют. В связи с тем, что спорная квартира не учтена ни в реестре федерального, ни в реестре государственного, ни в реестре муниципального имущества, она не имеет возможности во внесудебном порядке приобрести право собственности на занимаемую квартиру в порядке приватизации. В настоящее время в квартире зарегистрированы: Айрапетова Т.А., <дата> года рождения, Айрапетова И.К., <дата> года рождения, Айрапетов Д.К., <дата> года рождения.
Ее семьей достигнуто согласие о приобретении квартиры ею в собственность в порядке приватизации. Айрапетова И.К. и Айрапетов Д.К. дают согласие на приобретение ею квартиры в собственность, от участия в приватизации квартиры отказываются.
Заочным решением от <дата> исковые требования удовлетворены.
Определением суда от <дата> заочное решение по заявлению представителя ответчика отменено, производство по делу возобновлено.
При новом рассмотрении дела истица Айрапетова Т.А. и ее представитель исковые требования поддержали.
Ответчик Министерство обороны РФ в судебное заседание своего представителя не направили, извещены судом о времени и месте рассмотрения дела, причины неявки не сообщили.
Привлеченные к участию в деле третьи лица администрация города Костромы, Управление муниципальным жилищным фондом администрации города Костромы, ФГАУ «Росжилкомплекс» Филиал «Западный» территориальный отдел «Костромской», МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях о дате и времени судебного заседания извещены, в суд своего представителя не направили.
Третьи лица Айрапетова И.К. и Айрапетов Д.К. в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены, просили рассматривать в их отсутствие.
Выслушав истца, ее представителя, исследовав материалы дела, обозрев материалы гражданского дела № по иску Светикова И.А. к Министерству обороны РФ о признании права собственности на квартиру, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что в соответствии с постановлением администрации г. Костромы от <дата> № Айрапетовой Т.А. на семью из четырех человек по ордеру №, выданному администрацией города Костромы, от <дата> была предоставлена трехкомнатная квартира по адресу: 1.
В состав семьи Айрапетовой Т.А. входили: дочь Айрапетова И.К., сын А.С.., сын Айрапетов Д.К. Распределение указанной квартиры осуществлялось на основании решения жилищной комиссии в/ч 34383 от <дата> в связи с отселением ее семьи из закрытого военного городка, расположенного по адресу станция Натухаевская в/ч 34383.
Факт вселения вышеуказанных лиц в спорную квартиру никем не оспаривался.
А.С. умер <дата>.
В настоящее время в квартире зарегистрированы и проживают: Айрапетова Т.А., <дата> года рождения, Айрапетова И.К., <дата> года рождения, Айрапетов Д.К., <дата> года рождения.
Согласно материалам дела, ранее указанные лица в приватизации не участвовали.
Айрапетова Т.А. намерена реализовать свое право на приватизацию указанной квартиры. члены ее семьи Айрапетова И.К. и Айрапетов Д.К. не возражали против передачи квартиры в собственность единолично истице, сами принимать квартиру в собственность не желают.
В ответе Управления имущественных и земельных отношений администрации города Костромы от <дата> Айрапетовой Т.А. сообщено, что жилое помещение по адресу 1 в реестре муниципального имущества города Костромы не значится (ранее не значилось), в связи с чем принять решение о передаче его в собственность граждан не представляется возможным.
В соответствии с п.1 ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно п.1 ст.296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В силу ст. 1 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизацией жилых помещений является бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде.
Статья 2 Закона устанавливает, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Как разъяснено в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 г. № 8, в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право на бесплатную приватизацию жилья имеют только граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд, реализуемое на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статья 6 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» предусматривает, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно ст. 7 указанного Закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением, гражданином, получившим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
Статья 11 Закона устанавливает, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В соответствии с п.1 ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном Законом о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно информации, представленной в Выписке из Единого государственного реестра недвижимости от <дата> сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости: 1, отсутствуют.
По сведениям МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях в реестре федерального имущества сведения на объект недвижимости – квартира № дома № по адресу 1 отсутствуют.
В реестре государственного имущества Костромской области спорная квартира также отсутствует, что подтверждается информацией Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области от <дата>.
Согласно п.п.1,3,4 ст.214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов инвентарного дела № I-13141 на многоквартирный жилой дом по адресу 1, гражданского дела № застройщиком дома № по 1 являлась войсковая часть №, что подтверждается Договором о совместном инвестировании и строительстве от <дата>, актом государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от <дата>, Постановлением администрации города Костромы от <дата>.
Из ответа от <дата> Комитета ЖКХ администрации города Костромы в адрес суда в рамках гражданского дела № следует, что жилой дом по адресу 1 выстроен на федеральные средства в/ч № в <дата> году. В реестр федеральной собственности не внесен, так как в тот момент этого не требовалось. Данное требование возникло в связи с внесением в июне 2003 года в Закон РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». С 2005 года предусмотрена уплата государственной пошлины за совершение регистрационных действий, в том числе права оперативного управления.
Из письма начальника квартирно-эксплуатационного управления Московского военного округа от <дата> следует, что основной причиной, задерживающей в настоящее время приватизацию жилых помещений, является отсутствие в МО РФ необходимых денежных средств на регистрацию права оперативного управления.
Таким образом, с учетом установленных судом фактических обстоятельств строительства МКД по адресу 1, получения квартиры истцом, суд приходит к выводу о том, что данный дом относится к федеральной государственной собственности. В отсутствии иных сведений о собственнике объекта недвижимости, в силу закона, Министерство обороны РФ вправе в данном случае от имени собственника жилого помещения принимать решения по распоряжению жилыми помещениями, является надлежащим ответчиком по данному делу.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства дела подтверждено, что истец вселен в спорное жилое помещение на законных основаниях, на момент подачи заявления о приватизации проживает в данной квартире, в ней зарегистрирован, договор социального найма до настоящего времени продолжает действовать, ранее правом на приватизацию жилых помещений истец не пользовался, право истца на приватизацию квартиры никем не оспаривается.
Сведений о том, что жилое помещение относится к категории жилых помещений, указанных в ст. 4 Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и не подлежащих приватизации, суду не представлено.
Согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации от 24.08.1993 г. № 8 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с последующими изменениями) исходя из смысла преамбулы, ст. ст. 1 и 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким заявлением. При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст. ст. 7 и 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан. Пункт 5 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации предусматривает, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную либо долевую.
Поскольку истец вселена в спорное жилое помещение на законных основаниях, ранее в приватизации не участвовала, спорная квартира не является помещением специализированного найма, то есть не имеет особенностей правового режима, не позволяющего произвести его отчуждение в собственность, суд приходит к выводу о том, что каких-либо препятствий для передачи указанной квартиры в собственность истцу не имеется.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии у истца права на приобретение спорной квартиры в собственность в порядке приватизации, в связи с чем, исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению. Право истца, предоставленное ей законом, не может ставиться в зависимость от того, что застройщиком (Министерством обороны РФ) по субъективным причинам не зарегистрировано право оперативного управления.
Согласно ст. 17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившее в законную силу решение суда является основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать за Айрапетовой Т.А., <дата> года рождения, ..., право собственности в порядке приватизации на жилое помещение - квартиру, площадью ... кв.м., расположенную по адресу: 1.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы.
Судья
Решение суда в окончательной форме изготовлено <дата>