Решение по делу № 2-1060/2024 от 29.12.2023

Дело № 2-1060/2024

39RS0004-01-2023-005487-23

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 апреля 2024 года

Московский районный суд г. Калининграда в составе:

Председательствующего судьи                                                               Нагаевой Т.В.

при секретаре                                                                                       Малыхиной О.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Полякова Дениса Александровича к ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области, Министерству финансов РФ, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Калининградской области о взыскании компенсации морального вреда

У С Т А Н О В И Л:

Поляков Д.А. обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что 10.07.2015 Прикубанским районным судом г. Краснодара осужден по ст. 30 ч. 1 - п. «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ сроком на 10 лет. С 25.08.2021 отбывает наказание в помещении камерного типа (ПКТ) Режимного корпуса № 2 ФКУ ИК-13, где выявлены нарушения требований условий содержания, установленные уголовно-исполнительным законодательством РФ, т.е. он в период времени с 25.08.21. по настоящий день (18.12.23.), более 29 месяцев, содержится в помещении с грубыми нарушениями условий содержания, а именно: отсутствие в камерах ПКТ Режимного корпуса № 2 розеток, что затрудняет ему заварить себе чай, кофе, а также приготовить пищу быстрого приготовления, отсутствие смонтированной во всю высоту камеры перегородной кабинки для обеспечения приватности осужденных при отправлении естественных нужд, отсутствие горячего водоснабжения, поступающего в умывальники и раковины помещений. То обстоятельство, что здание ФКУ ИК-13 УФСИН России введены в эксплуатацию в период действовавшего ранее законодательства, которое не предусматривало подводку горячей воды в ИК, не освобождает учреждение уголовно-исполнительной системы от обязанности по созданию осужденным условий содержания соответствующим нормам международного права, положениям международных договоров РФ и Федеральных законов. И.о. прокурора Кондратьевым А.В. было внесено представление об устранении нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства РФ от 12.10.2021 № 17-11/276-2021, где в месячный срок ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области необходимо устранить нарушение условий содержания осужденных в Режимном корпусе № 2 ФКУ ИК-13, также как установить штепсельные розетки в помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа; смонтировать во всю высоту ПКТ, ЕПКТ перегородные кабинки для обеспечения приватности осужденных при отправлении естественных нужд, в Режимном корпусе № 2 ФКУ ИК-13 провести подключение горячей воды. Однако устранение всех нарушений условий содержания администрацией ИК-13 до сих пор выполнены не были. Соответственно, отсутствие штепсельных розеток, кабины приватности, а также отсутствие горячего водоснабжения являются существенным нарушением условий содержания. Таким образом, нарушение условий содержания нарушает его конституционные права и причиняет моральный вред, а также усматриваются пытки.

Истец Поляков Д.А. просил взыскать с ответчика ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области денежную компенсацию в размере 3 000 000 рублей.

Поляков Д.А. в судебном заседании с использованием ВКС исковые требования поддержал, пояснил, что содержится в камере ПКТ 1,3,10 на протяжении 36 месяцев без кабинок до потолка, вынужден оголяться при всех, помимо него в камере еще 4 мужчин, из-за чего развиваются психологические комплексы. Кабинки из ПВХ. В 2021 году было вынесено представление прокурором по устранению недостатков в ИК-13, требования не выполнены. Отсутствует горячее водоснабжение, штепсельные розетки не установлены.

Представитель ответчиков ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области, Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации Гордиенко О.Я. по доверенностям в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что в камере ПКТ наличие розеток, чайников и кипятильников не предусмотрено. После представления прокурора были установлены розетки в помещении ПКТ. Высота кабинок должна быть 1 метр. Здание строилось в 1985 году, трубы не прокладывались, горячей воды изначально не было. В 2020 году был капитальный ремонт без реконструкции, поскольку Федеральной целевой программой не предусмотрено горячее водоснабжение камер. Осужденные имеют возможность мыться 2 раза в неделю, горячей водой обеспечены. Свод правил 2017г. предусматривает наличие ограждений до потолка, однако приказ № 512 от 2006г. разрешает наличие метровых перегородок.

Представила Возражения, согласно которым Поляков Д.А. отбывает наказание в ФКУ ИК-13 с 05.03.2018 в соответствии с кассационным определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции по ч. 1 ст. 30 – п «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ приговоренный к 9 годам 10 месяцам лишения свободы в колонии строгого режима. 25.12.2017 осужденный Поляков Д.А. по решению комиссии ФКУ ИК-8 был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. В камере ПКТ истец содержался с 24.08.2021 года. Законодатель разрешает осужденным пользоваться кипятком для приготовления чая, кофе и т.д. Доводы истца о том, чтобы готовить кипяток, в камере необходимы розетки, основаны на неверном толковании действующего законодательства. Приготовление чая, кофе, пищевых концентратов, не требующих варки, возможно без самостоятельного приготовления осужденными, находящимися в ПКТ, кипятка и использования ими электрических розеток, поскольку кипяток представляется осужденным. Поскольку помещения камерного типа оборудуются санитарным узлом (унитаз, отделенный от остального помещения экраном высотой 1м, и умывальник), окно – форточкой, доводы истца о нарушении мер приватности при отбытии им наказания в камере ПКТ, в которой высота перегородки составляла с установленной перегородкой высотой 1,5м, являются необоснованными. Здание режимного корпуса № 2 ФКУ ИК-13 введено в эксплуатацию в 1985 году, построено в период действия «Указаний по проектированию и строительству ИГУ и военных городков войсковых частей МВД СССР» (ВСН 10-73/МВД СССР), действовавших до 2003 года), которые требования об обязательности подвода горячей воды к умывальникам в помещениях исправительной колонии, не предусматривали. В связи с этим, нормативы, установленные Сводом правил 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20.10.2017 № 1454/пр, не могут применяться к ФКУ ИК-13, а положения УИК РФ не содержат указания на обязательность подвода горячей воды к умывальникам в помещениях исправительной колонии. Согласно техническому паспорту режимного корпуса № 2 от 17.08.2009 система горячего водоснабжения в камерах отсутствует. Для проведения горячего водоснабжения в раковины в камеры режимного корпуса № 2 необходима реконструкция здания. Мероприятия по строительству и реконструкции здания могут быть произведены только за счет средств федерального бюджета путем включения объектов в Федеральную целевую программу «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2030)». Здание режимного корпуса № 2 в вышеуказанную целевую программу не включено. Отсутствие финансирования на подведение горячего водоснабжения является обстоятельством, не зависящим от исправительной колонии, которая не вправе самостоятельно решать вопрос о реконструкции здания для проведения горячего водоснабжения, такое строительство может быть осуществлено в рамках Федеральной целевой программы за счет средств бюджета. Помывка осужденных к лишению свободы в ИК особого режима, отбывающих наказание в строгих условиях или отбывающих пожизненное лишение свободы, а также осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в тюрьме, осуществляется не менее двух раз в неделю покамерно в душевой с продолжительностью каждой помывки не менее 15 минут. Душевые в режимном корпусе № 2 обеспечены подводкой горячей воды. Помывка осужденных осуществляется два раза в неделю в соответствии с распорядком дня, утвержденным начальником учреждения. Таким образом, факт отсутствия горячего водоснабжения в умывальниках в камерах режимного корпуса № 2 не может являться безусловным основанием для вывода о причинении физических и нравственных страданий более высокой степени, чем тот уровень лишений, который неизбежен при принудительном лишении свободы и не может свидетельствовать о бесчеловечном обращении.

Представитель ответчика Министерства финансов РФ, Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Калининградской области в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о месте и времени судебного заседания.

Представили заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указав, что правовые основания для возложения ответственности по данному спору на Министерство финансов РФ отсутствуют. Сумму компенсации определить соразмерную перенесенным нравственным и физическим страданиям, с учетом судебной практики в Калининградской области по подобным делам, с учетом принципов разумности и справедливости.

Определением суда от 07.02.24. к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Калининградская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Калининградской области.

Представитель третьего лица Калининградской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Калининградской области в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о месте и времени судебного заседания.

Помощник прокурора Московского района г. Калининграда Леухина Н.С. в судебном заседании пояснила, что основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют, поскольку истцом не предъявлены обоснования, какие именно нравственные страдания понес истец.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 53 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

По общему правилу, заявление о компенсации морального вреда на основании статей 151, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку по своей юридической природе статья 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, представляет собой правовую форму реализации гражданско-правовой ответственности, предусмотренную статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Именно поэтому требование о возмещении вреда по основанию статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации рассматривается в порядке гражданского судопроизводства с отнесением в силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на истца бремени доказывания наличия вреда и обусловленности его наступления вследствие действий (бездействия) ответчика, что согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в определениях от 04 июня 2009 г. N 1005-О и от 17 января 2012 г. N 149-О, не означает снижения уровня гражданско-правовой защиты прав и законных интересов граждан.

В обоснование исковых требований Поляков Д.А. ссылается на то обстоятельство, что отбывает наказание в помещении с нарушениями условий содержания, в связи с чем, ему причинен моральный вред.

В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 3 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и практика его применения основываются на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации, в том числе на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными.

Согласно ч. 3 ст. 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

На основании статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Калининградской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Калининградской области в ходе проверки, проведенной по обращениям осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК № 13 УФСИН России по Калининградской области, выявлены нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.

В нарушение требований ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 3, ст. 8, ч. 1 ст. 10, ст. 12, ст. 99, ч. 3 ст. 101 УИК РФ, ст. 3 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» администрацией ИК № 13 не обеспечены надлежащие условия содержания осужденных к лишению свободы, не созданы надлежащие материально-бытовые условия для осужденных к лишению свободы.

Установлено, что в ИК № 13 проводились работы по капитальному ремонту режимного корпуса № 2 на основании СП 308.1325800.2017 свод правил «Исправительные учреждения уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования». Однако, в нарушение вышеуказанных требований закона и п.п. 17.2, 19.4.10, 21.4 СП 308.1325800.2017, во всех помещениях ПКТ и ЕПКТ режимного корпуса № 2 ИК № 13, в которых содержаться осужденные, отсутствуют штепсельные розетки. Также не все помещения режимного корпуса № 2 ИК № 13 имеют перегородные кабинки, для обеспечения приватности осужденных при отправлении естественных нужд, смонтированные во всю высоту камеры. Кроме того, в нарушение ранее перечисленных требований закона и п.п. 19.2.1, 19.2.5 СП 308.1325800.2017, в здании режимного корпуса № 2 ИК № 13 сети горячего водоснабжения подведены только к помещениям душевых. Однако помещения, в которых фактически проживают осужденные, а именно помещения ПКТ и ЕПКТ, санитарные приборы (умывальники, раковины) горячим водоснабжением не обеспечены.

Поляков Д.А. отбывает наказание в ФКУ ИК-13 с 05.03.2018 в соответствии с кассационным определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции по ч. 1 ст. 30 – п «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ приговоренный к 9 годам 10 месяцам лишения свободы в колонии строгого режима.

Из технического паспорта нежилого здания - режимный корпус № 2, составленного по состоянию на 17.08.2009 следует, что кирпичное здание 1985 года постройки имеет 2 этажа, 38 различных помещений. При возведении режимного корпуса № 2 в 1985 году регламентирующим документом являлся ВСН 10-73/МВД СССР «Указания по проектированию и строительству ИТУ и военных городков войсковых частей МВД СССР», в котором не отражены требования к оборудованию водоразборных точек горячим водоснабжением.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр утвержден свод правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", в соответствии с пунктами 19.2.1 и 19.2.5 которого здания исправительных учреждений должны быть оборудованы, в том числе, горячим водоснабжением согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330. СП 32.13330, СП 118.13330 а также действующих нормативных документов. Подводку горячей воды следует предусматривать к санитарным приборам, требующим обеспечения горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).

Требования о подводке горячей воды к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях были предусмотрены также Инструкцией по проектированию исправительных учреждений и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Минюста России от 2 июня 2003 года N 130-дсп, которая признана утратившей силу приказом Минюста России от 22 октября 2018 года N 217-дсп.

Наличие горячего водоснабжения в исправительном учреждении, непосредственным образом касается обеспечения гуманных условий для содержания осужденных и охраны здоровья людей с точки зрения соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, создания благоприятных безопасных условий среды обитания, в связи с чем, эксплуатация объекта с нарушением указанных требований ведет к недопустимому риску для здоровья лиц, находящихся в зданиях ответчика.

ФКУ ИК-13 УФСИН России не обеспечено подключение ГВС к санитарным приборам, в связи с чем, допускается нарушение прав содержащихся в указанных помещениях лиц.

Доводы ответчика о том, что здание ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области построено и введено в эксплуатацию в 1985 года, а потому к ним не применяется Свод правил СП 308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования" суд полагает подлежащими отклонению, поскольку в настоящее время вышеназванные требования являются обязательными и предусмотрены как национальным законодательством, так и международным.

Иное поставило бы в неравное положение осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, спроектированных и введенных в эксплуатацию до 2018 года, с теми, кто находится в зданиях пенитенциарной системы, введенных в эксплуатацию после 2018 года, что привело бы к неоправданной дифференциации прав осужденных, нарушению принципа равенства всех перед судом и законом.

Обеспечение осужденным помывки в банно-прачечных помещениях, где имеется централизованная подводка горячего водоснабжения, не свидетельствует об обеспечении надлежащих условий содержания и не освобождает исправительное учреждение от выполнения законом установленной обязанности.

Таким образом, довод истца о нарушении его прав отсутствием горячего водоснабжения, поступающего в умывальники и раковины помещений в здании режимного корпуса № 2, нашел свое подтверждение.

Что касается доводов об отсутствии в камере штепсельной розетки для подключения бытовых приборов, суд приходит к следующему.

Согласно сообщению УФСИН России по Калининградской области от 19.11.2021 в адрес и.о. прокурора Калининградской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Калининградской области, при рассмотрении представления поступила информация, что в настоящее время в помещениях ПКТ и ЕПКТ режимного корпуса № 2 установлены штепсельные розетки.

Представитель ответчика ИК-13 в судебном заседании пояснил, что в камере ПКТ наличие розеток не предусмотрено. Помещение ПКТ и камера ПКТ отличаются. В помещение ПКТ входят комната дежурного, коридор и камеры ПКТ.

Пунктом 19.4.10 "СП 308.1325800.2017. Свод правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования" установлено, что для подключения бытовых приборов в камерах ПКТ для содержания осужденных на строгих условиях отбывания наказания ИК особого режима для осужденных ООР, в камерах режимного корпуса ИК особого режима для содержания осужденных ПЛС (за исключением камер ШИЗО с одиночными камерами), палатах зданий медицинского назначения, одноместных помещениях безопасного места следует предусматривать штепсельные розетки. Управление подачей электроэнергии к штепсельным розеткам в указанных помещениях должно осуществляться из помещения младшего инспектора (с поста оператора СОТ). Оборудование розеток в спальных комнатах и спальных помещениях (секциях) общежитий, складских помещениях, а также в помещениях для хранения личных вещей осужденных не допускается.

Таким образом, действующие нормы предусматривают определенные требования к материально-бытовому обеспечению камер ПКТ. Оборудование розеток в спальных комнатах не допускается.

Что касается наличия оборудования, которое отгорожено от остального помещения таким образом, чтобы обеспечивалась приватность отправления санитарно-гигиенических процедур, безусловно является обязательным элементом для признания условий содержания в исправительном учреждении надлежащими.

Как разъяснено в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" к бесчеловечному обращению относятся, в том числе случаи, когда в результате такого обращения человеку причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания; унижающим достоинство признается обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом, лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.

Приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512 утверждена номенклатура, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, в соответствии с пунктом 5 Приложения N 1 которого камеры штрафного (дисциплинарного) изолятора, помещений камерного типа, следственного изолятора и тюрьмы оборудуются санитарным узлом (унитаз, отделенный от остального помещения экраном высотой 1 м, и умывальник), окно - форточкой.

Истцом не оспаривалось, что камеры, в которых он содержался, были оборудованы санитарным узлом огороженным перегородками не менее 1 метра, что также подтверждается фотографией, в связи с чем, суд не находит существенных отклонений в условиях содержания.

Установленные судом нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении априори подразумевают наличие страданий осужденного, который в результате ненадлежащего выполнения установленных законом требований несет определенные лишения.

Вопреки доводам ответчика компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Учитывая, что доводы истца о ненадлежащих условиях содержания в ФКУ ИК-13 нашли свое подтверждение в указанной выше части - со дня его содержания в учреждении, в пользу истца подлежит взысканию компенсация за нарушение условий содержания в размере <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Полякова Дениса Александровича компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Московский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 12 апреля 2024 года.

Судья        подпись

2-1060/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Калининградская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Калининградской области
Прокуратура Московского района г. Калининграда
Поляков Денис Александрович
Ответчики
Министерство финансов РФ
Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Калининградской области
ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области
Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации
Суд
Московский районный суд г. Калининград
Судья
Нагаева Татьяна Владимировна
Дело на сайте суда
moskovsky.kln.sudrf.ru
29.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.01.2024Передача материалов судье
10.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.01.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.02.2024Предварительное судебное заседание
06.03.2024Предварительное судебное заседание
08.04.2024Судебное заседание
12.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее