Решение по делу № 8Г-7319/2021 [88-11886/2021] от 17.03.2021

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Судья Корпачева Л.В.                                  Дело № 88-11886/2021

ГСК Самойлова Е.В. (докл.)                          № дела суда 1-й инстанции 2-368/2020

       Белинчук Т.Г.

    Богославская С.А.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Краснодар                                                                       24 июня 2021 года

    Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

    председательствующего Брянского В.Ю.

    судей Песоцкого В.В., Ивановой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Государственному Совету Республики Крым, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе, Федеральному бюджетному лечебно-профилактическому учреждению «Санаторий «Днепр» Федеральной налоговой службы, генеральному директору Федерального бюджетного лечебно-профилактического учреждения «Санаторий «Днепр» Федеральной налоговой службы ФИО4, Совету министров Республики     Крым о признании незаконным распоряжений, действий, признании права собственности на недвижимое имущество, признании недействительными записей о государственной регистрации права собственности,

по кассационной жалобе представителей ФИО1, ФИО2, ФИО3ФИО18, ФИО19 на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 10 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 12 ноября 2020 года.

Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю., выслушав объяснения участника процесса, судебная коллегия

установила:

ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в суд с иском к Государственному Совету Республики Крым, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе, уточнив который в порядке положений статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просили признать за ними право собственности на недвижимое имущество: земельный участок площадью 0,073 га, кадастровый (в действительности адрес: <адрес>, ул. <адрес>, 13-А), земельный участок площадью 0,0314 га, кадастровый (в действительности адрес: <адрес>, ул. <адрес>, 13-Д), земельный участок площадью 0,155 га, кадастровый (в действительности адрес: <адрес>, ул. <адрес>, 13-Б), земельный участок площадью 0,23 га, кадастровый (в действительности адрес: <адрес>, ул. <адрес>, участок ), земельный участок площадью 0,1 га, кадастровый (в действительности адрес: <адрес>, ул. <адрес>, земельный участок ), земельный участок площадью 0,017 га, кадастровый (в действительности адрес: <адрес>, ул. <адрес>, земельный участок ), земельный участок площадью 0,0619 га, кадастровый (в действительности адрес: <адрес>, ул. <адрес>, 13-Н), земельный участок площадью 0,1427 га, кадастровый (в действительности адрес: <адрес>, ул. <адрес>, земельный участок ), корпус общей площадью 39 кв.м (в действительности площадью 84 кв.м, адрес: <адрес>, ул. <адрес>, 13-А), корпус общей площадью 818 кв.м (в действительности площадью 815 кв.м, адрес: <адрес>, ул. <адрес>, 13-Д), корпус общей площадью 306,6 кв.м (в действительности площадью 313,2 кв.м, адрес: <адрес>, ул. <адрес>, 13-Б), корпус общей площадью 498 кв.м (в действительности площадью 581,1 кв.м, адрес: <адрес>, ул. <адрес>, 13-Ж), корпус общей площадью 400,2 кв.м (в действительности площадью 2 698,4 кв.м, адрес: <адрес>, ул. <адрес>, 13-Н), расположенные по адресу: <адрес>, пгт. Гаспра, ул. <адрес>, 13 и корпус - дворец общей площадью 913,4 кв. м (в действительности площадь 857,6 кв.м, адрес: <адрес>, ул. <адрес>, 13-П), расположенный по адресу: <адрес>, пгт. Гаспра, ул. <адрес>, 13-П; о признании недействительными записей о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанное недвижимое имущество.

Кроме того, ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в суд с административным иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе, генеральному директору Федерального бюджетного лечебно-профилактического учреждения «Санаторий Днепр» Федеральной налоговой службы (далее - ФБЛПУ «Санаторий Днепр» ФНС) ФИО4 о признании незаконными распоряжения Совета министров Республики Крым от 21 августа 2019 года № 1047-р «О предложении о безвозмездной передаче в федеральную собственность недвижимого имущества, находящегося в собственности Республики Крым», частично распоряжения Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и городе Севастополе от 17 октября 2019 г. № 296-р «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в собственности Республики Крым, в федеральную собственность»; о признании незаконными действий генерального директора ФБЛПУ «Санаторий Днепр» ФНС, выразившихся в требовании от ДД.ММ.ГГГГ об освобождении объектов недвижимости в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Определением судьи от 10 января 2020 года административное исковое заявление принято к производству, возбуждено административное дело, а определением суда от 27 января 2020 года осуществлен переход к рассмотрению вышеуказанного административного иска по правилам гражданского судопроизводства, гражданские дела по вышеуказанным искам объединены одно производство.

Исковые требования мотивированы тем, что спорные объекты недвижимости были приобретены истцами в 2008-2009 годах по договорам купли-продажи, право собственности на них зарегистрировано в установленном законом порядке, в соответствии с действующим законодательством сохраняется при принятии Республики Крым в состав Российской Федерации. Вместе с тем постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года спорное имущество, являющееся частной собственностью истцов, признано собственностью Республики Крым, в последующем, на основании постановления Совета министров Республики Крым, передано в безвозмездное пользование ФБЛПУ «Санаторий Днепр» ФНС. В дальнейшем 21 ноября 2019 года, 22 ноября 2019 года и 25 ноября 2019 года за Российской Федерацией произведена регистрация права собственности на спорное имущество, которое по состоянию на 18 марта 2014 года не являлось государственной собственностью Украины. 17 декабря 2019 года генеральным директором ФБЛПУ «Санаторий Днепр» ФНС истцам предъявлено требование об освобождении спорных объектов недвижимости.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФБЛПУ «Санаторий Днепр» ФНС.

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 10 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от 12 ноября 2020 года, в удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО3 отказано.

В кассационной жалобе представители истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3ФИО18, ФИО7 М.А., ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований.

В возражениях на кассационную жалобу представитель Совета министров Республики Крым - Володькин С. просил оспариваемые судебные постановления оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании кассационной инстанции представитель Совета министров Республики Крым – Вакуленко Я.А.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда не явились.

Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.

На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, выслушав участника процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.

Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Указанных оснований по результатам изучения доводов кассационной жалобы по материалам дела не установлено.

Как установлено судом и следует из материалов дела, земельные участки, приобретенные истцами на основании договоров купли-продажи, на которых расположены здания, право собственности на которые просят признать истцы, входят в состав земель, переданных решением Гаспринского поселкового совета от 29 марта 1995 года в постоянное пользование санаторию «Днепр» для лечебно-оздоровительных целей, в связи с чем, санаторию 12 ноября 1997 года выдан Государственный акт на право постоянного пользования земельным участком.

Решением 14-ой сессии Гаспринского поссовета 24-го созыва № 17 от 04 июля 2003 года право постоянного пользования земельными участками санатория «Днепр» общей площадью 5,6050 га прекращено. Земельный участок передан этим же решением совета в постоянное пользование Государственного предприятия «Укринвестсрой» и 31 июля 2003 года выдан Государственный акт.

В дальнейшем, 12 октября 2004 года, между Гаспринским поселковым советом и ООО «Зорич» заключен договор аренды земельного участка площадью 6,2040 га, по адресу: <адрес>, пгт. Гаспра, <адрес>, 13 на котором расположены корпуса А,Б,Г,Д,Е,Ж,3,М,Н,0,П. Договором предусмотрено, что земельный участок передается для эксплуатации и обслуживания корпусов, которые на нём расположены. Также договором предусмотрено, что с момента его регистрации земельный участок зачисляется в земли коммерческого назначения. При этом из земельнокадастровой информации к данному участку, запроектированному к отводу ООО «Зорич» усматривается, что целевое использование земель - рекреационное назначение.

С учетом действующих в указанный период времени норм материального права Украины, а именно статей 12, 47, 48, 83, 84 Земельного кодекса Украины, прекращение права постоянного пользования земельным участком санатория «Днепр» и дальнейшая его передача из государственной собственности в собственность иных ниц, осуществлены без соблюдения требований закона.

Изложенные обстоятельства установлены судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым при рассмотрении гражданского дела () по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Государственному Совету Республики Крым, ФБЛПУ «»Санаторий «Днепр» ФНС, Совету министров Республики Крым об истребовании имущества из чужого незаконного владения, исключения из перечня имущества, учитываемого как собственность Республики Крым (том 3 д.д. 111-116), в связи с чем в силу положений части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса РФ не подлежат доказыванию.

Также указанным судебным актом установлено, что спорные нежилые помещения (корпуса 1, 4, 17, 18, 21, 22 по адресу: <адрес>, пгт. Гаспра, ул. <адрес>, 13) находились в общегосударственной собственности, право собственности на них зарегистрировано за государственным предприятием «Укринвестсрой» Государственного управления делами президента Украины.

ДД.ММ.ГГГГ ГП «Укринвестстрой» выдано свидетельство о праве общегосударственной собственности на нежилое здание площадью 313,2 кв.м по ул. <адрес>, 13-А (до переадресации корпус ) пгт. Гаспра, <адрес> АР Крым. ДД.ММ.ГГГГ выдан дубликат свидетельства о праве собственности. Право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ КП Ялтинское БТИ.

ДД.ММ.ГГГГ ГП «Укринвестстрой» выдано свидетельство о праве общегосударственной собственности на нежилое здание площадью 84 кв.м, по ул. <адрес>, 13-А ( до переадресации корпус ) пгт. Гаспра, <адрес> АР Крым. Право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ КП Ялтинское БТИ.

ДД.ММ.ГГГГ ГП «Укринвестстрой» выдано свидетельство о праве общегосударственной собственности на нежилое здание площадью 815 кв.м, по ул. <адрес>, 13-Д (до переадресации корпус ) и на нежилое здание площадью 585,1 кв.м, по ул. <адрес>, 13-Ж (до переадресации корпус ), на нежилое здание площадью 186 кв.м, по ул. <адрес>, 13-Н ( до переадресации корпус ) в пгт. Гаспра, <адрес> АР Крым. ДД.ММ.ГГГГ выдан дубликат свидетельства о праве собственности. Право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ КП Ялтинское БТИ.

Решением исполнительного комитета Гаспринского поселкового совета АР Крым от 31 июля 2003 года № 160 бывшим корпусам санатория «Днепр» присвоены адреса - корпусу - <адрес>, пгт. Гаспра, <адрес>, 13Б, корпусу - <адрес>, пгт. Гаспра, <адрес>, 13А, корпусу - <адрес>, пгт. Гаспра, <адрес>, 13Д, корпусу - <адрес>, пгт. Гаспра, <адрес>, 13Ж, корпусу - <адрес>, пгт. Гаспра, <адрес>, 13Н.

В дальнейшем на основании договоров купли-продажи спорное имущество выбыло из общегосударственной собственности.

Так, 02 июня 2004 года удостоверены в нотариальном порядке договора купли-продажи нежилых зданий № 13-Б, 13-А, 13-Д, 13-ЖДЗ-Н, заключенные между ГП «Укринвестстрой» и ООО «Зорич». Во всех договорах указано, что покупатель самостоятельно решает вопросы пользования земельным участком, на котором расположен отчуждаемый объект площадью 6,204 га, который передан продавцу для реконструкции и обслуживания объектов недвижимого имущества, согласно Государственному акту на права постоянного пользования землей 1-КМ .

08 октября 2004 года ООО «Зорич» спорное имущество продано ООО «Стройпрофи», о чем в нотариальном порядке удостоверены заключенные между указанными лицами договора купли-продажи. Договорами предусмотрено, что покупатель самостоятельно решает вопросы пользования земельным участком, на котором размещен объект продажи, в соответствии с действующим законодательством.

ДД.ММ.ГГГГ спорное имущество продано ООО «Харакс инвест», что также подтверждается нотариально удостоверенными договорами, заключенными между ООО «Стройпрофи» и ООО «Харакс Инвест». При этом в договорах указано, что правоустанавливающие документы на земельный участок продавцу не выдавались.

В дальнейшем перечисленное имущество перешло в собственность ФИО1, ФИО2 и ФИО3

Так, нежилое здание корпус - дворец площадью 913,4 кв.м по адресу: <адрес>, пгт. Гаспра, <адрес>, 13П продано ФИО1 и ФИО3 в равных долях, о чем сторонами в нотариальном порядке заключен договор купли-продажи ДД.ММ.ГГГГ.

Нежилые здания по адресу: <адрес>, пгт. Гаспра, <адрес>, 13Б (корпус ), 13Д (корпус ) ДД.ММ.ГГГГ на основании нотариально удостоверенных договоров купли-продажи переданы ФИО1 и ФИО3 в равных долях.

Нежилое здание по адресу: <адрес>, пгт. Гаспра, <адрес>, 13А (корпус ) ДД.ММ.ГГГГ продано ФИО1, о чем сторонами в нотариальном порядке заключен договор купли-продажи.

ДД.ММ.ГГГГ на основании нотариально удостоверенного договора нежилое здание по адресу: <адрес>, пгт. Гаспра, <адрес>, 13Ж (корпус ) продано ФИО1 и ФИО3 в равных долях.

На нежилое здание по адресу: <адрес>, пгт. Гаспра, <адрес>, 13Н (корпус ) ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о праве собственности ФИО2

ДД.ММ.ГГГГ удостоверен в нотариальном порядке договор купли-продажи земельного участка площадью 0,0730 га, расположенный по адресу: <адрес>, пгт. Гаспра, ул. <адрес>, 13, участок , заключенный между ООО «Харакс инвест» и ФИО1 Право собственности ООО «Харакс инвест» подтверждено Государственным актом, выданным ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Государственный акт на имя покупателя выдан ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ удостоверен в нотариальном порядке договор купли-продажи земельного участка площадью 0,3140 га, расположенный по адресу: <адрес>, пгт. Гаспра, ул. <адрес>, 13, участок , заключенный между ООО «Харакс инвест» и ФИО1, ФИО3 Право собственности ООО «Харакс инвест» подтверждено Государственным актом, выданным ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Государственный акт на имя покупателей выдан ДД.ММ.ГГГГ.

На земельный участок площадью 0,1550 га, расположенный по адресу: <адрес>, пгт. Гаспра, ул. <адрес>, 13, участок , ФИО1 и ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ выданы государственные акты о праве собственности на земельный участок, каждому по 1/2 доли. Основание выдачи - договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Государственный акт на имя покупателей выдан ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ удостоверен в нотариальном порядке договор купли-продажи земельного участка площадью 0,1427 га, расположенный по адресу: <адрес>, пгт. Гаспра, ул. <адрес>, 13, участок , заключенный между ООО «Харакс инвест» и ФИО1, ФИО3 Право собственности ООО «Харакс инвест» подтверждено Государственным актом, выданным ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Государственный акт на имя покупателя выдан ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ удостоверен в нотариальном порядке договор купли- продажи земельного участка площадью 0,1000 га, расположенный по адресу: <адрес>, пгт. Гаспра, ул. <адрес>, 13, участок , заключенный между ООО «Харакс инвест» и ФИО1, ФИО3 Право собственности ООО «Харакс инвест» подтверждено Государственным актом, выданным ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Государственный акт на имя покупателей выдан ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ удостоверен в нотариальном порядке договор купли-продажи земельного участка площадью 0,1170 га, расположенный по адресу: <адрес>, пгт. Гаспра, ул. <адрес>, 13, участок , заключенный между ООО «Харакс инвест» и ФИО1 Право собственности ООО «Харакс инвест» подтверждено Государственным актом, выданным ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

На земельный участок площадью 0,0619 га, расположенный по адресу: <адрес>, пгт. Гаспра, ул. <адрес>, 13 Н, (ранее учтенный как участок ) ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ выдан государственный акт о праве собственности на земельный участок на основании договора купли - продажи земельного участка, удостоверенного ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ удостоверен в нотариальном порядке договор купли-продажи земельного участка площадью 0, 2300га, расположенный по адресу: <адрес>, пгт. Гаспра, ул. <адрес>, 13, участок , заключенный между ООО «Харакс инвест» и ФИО1, ФИО13 Право собственности ООО «Харакс инвест» подтверждено Государственным актом, выданным ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Государственный акт на имя покупателей выдан ДД.ММ.ГГГГ.

Целевое назначение всех земельных участков указано - эксплуатация и обслуживание корпуса.

ДД.ММ.ГГГГ <адрес> принята в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и ст. 4 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ -ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» на основании Федерального конституционного закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ - ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон -ФКЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 12.1 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Пунктом 1 статьи 2-1 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» установлено, что право собственности на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, прекращается у прежнего правообладателя и возникает у Республики Крым со дня включения такого имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года № 2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым».

В пункте 1 указанного постановления Государственного Совета Республики Крым предусмотрено, что на период интеграции Республики Крым в состав Российской Федерации и до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью, но не позднее, чем до 1 января 2015 года, все государственное имущество (государства Украина) и бесхозяйное имущество, находящееся на территории Республики Крым, учитывается как собственность Республики Крым.

3 сентября 2014 года Государственный Совет Республики Крым принял постановление № 2474-6/14 о внесении изменений в вышеуказанное постановление, согласно которому, пункт 1 данного постановления после слов «на территории Республики Крым» дополнен словами: «а также имущество, указанное в Приложении к настоящему постановлению».

Постановлением Государственного Совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в постановление Государственного Совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О вопросах управления собственностью Республики Крым», согласно которому Приложение к данному постановлению дополнено пунктом 241 следующего содержания: «241. Имущество, находящееся на территории парка-памятника садово-паркового искусства общегосударственного значения «Харакс»: земельный участок площадью 0,0730 га, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, 13; земельный участок площадью 0,3140 га, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, пгт. Гаспра, ул. <адрес>, 13; земельный участок площадью    0,1550 га, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, пгт. Гаспра, ул. <адрес>, 13; земельный участок площадью 0,2300 га, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, пгт. Гаспра, ул. <адрес>, 13; земельный участок площадью 0,1000 га, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, пгт. Гаспра, ул. <адрес>, 13; земельный участок площадью    0,0170 га, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, пгт. Гаспра, ул. <адрес>, 13; земельный    участок площадью 0,0619 га, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, пгт. Гаспра, ул. <адрес>, 13; земельный участок площадью 0,1427 га, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, пгт. Гаспра, ул. <адрес>, 13; земельный участок площадью 1,004 га, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, пгт. Гаспра, ул. <адрес>, 13; земельный участок площадью 3,7267 га, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, пгт. Гаспра, ул. <адрес>, 13; земельный участок (пляжная зона) площадью 0,3797 га, расположенный по адресу: <адрес>, пгт. Гаспра, ул. <адрес>, 13;

имущество (корпус - дворец) общей площадью 913,4 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, пгт. Гаспра, ул. <адрес>, 13; имущество (корпус ) общей площадью 329,8 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, пгт. Гаспра, ул. <адрес>, 13; имущество (корпус ) общей площадью 400,2 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, пгт. Гаспра, ул. <адрес>, 13; имущество (корпус ) общей площадью 87,3 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, пгт. Гаспра, ул. <адрес>, 13; имущество (корпус ) общей площадью 306,6 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, пгт. Гаспра, ул. <адрес>, 13; имущество (корпус ) общей площадью 562,9 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, пгт. Гаспра, ул. <адрес>, 13; имущество (корпус ) общей площадью 356 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, пгт. Гаспра, ул. <адрес>, 13; имущество (корпус ) общей площадью 39 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, пгт. Гаспра, ул. <адрес>, 13; имущество (корпус ) общей площадью 169 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, пгт. Гаспра, ул. <адрес>, 13; имущество (корпус ) общей площадью 818 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, пгт. Гаспра, ул. <адрес>, 13; имущество (корпус ) общей площадью 498 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, пгт. Гаспра, ул. <адрес>, 13».

Таким образом, данные объекты недвижимого имущества отнесены к объектам, учитываемым как собственность Республики Крым.

Истцы ранее обращалась в суд с иском об исключении перечисленного выше имущества из Перечня имущества, учитываемого как собственность Республики Крым. Решением Ялтинского городского суда от 13 февраля 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от 17 мая 2018 года, в удовлетворении исковых требований отказано (том 3 л.д. 103-116).

В соответствии с ч. 1 ст. 2-1 Закона N 38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее - Закон № 38-3PK) право собственности Украины на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, находившееся по состоянию на 17 марта 2014 г. на территории Республики Крым, считать прекращенным на основании постановления Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 г. N 1745-6/14 «О независимости Крыма» в связи с возникновением права собственности Республики Крым на такое имущество.

ДД.ММ.ГГГГ Советом министров Республики Крым принято распоряжение -р о передаче в безвозмездное пользование ФБЛПУ «Санаторий «Днепр» ФНС: имущество (корпус N 1 - дворец) общей площадью 913,4 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, пгт Гаспра, ул. <адрес>, 13-П; имущество (корпус ) общей площадью 400,2 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>, пгт. Гаспра, ул. <адрес>, 13-Н; имущество (корпус ) общей площадью 306,6кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, пгт. Гаспра, ул. <адрес>, 13-Б; имущество (корпус ) общей площадью 562,9 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, пгт. Гаспра, ул. <адрес>, 13-Г; имущество (корпус ) общей площадью 39 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, пгт. Гаспра, ул. <адрес>, 13-А; имущество (корпус ) общей площадью 818 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, пгт. Гаспра, ул. <адрес>, 13-Д; имущество (корпус ) общей площадью 498 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, пгт. Гаспра, ул. <адрес>, 13-Ж.

На основании данного распоряжения ДД.ММ.ГГГГ между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым (ссудодатель) и ФБЛПУ «Санаторий «Днепр» ФНС (ссудополучатель) заключен договор безвозмездного пользования государственным имуществом.

Истцы ФИО1, ФИО2, ГФИО14 также ранее обжаловали в судебном порядке распоряжение Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -р в части передачи в безвозмездное пользование спорного имущества, просили признать недействительным (ничтожным) договор безвозмездного пользования государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ. Решением Ялтинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований им было отказано (том 3 л.д. 100-106).

Распоряжением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -р Федеральному агентству по управлению государственным имуществом предложено принять решение о принятии в федеральную собственность недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым, согласно приложению, в том числе: нежилое здание общей площадью 815 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, пгт. Гаспра, ул. <адрес>, 13-Д, кадастровый ; нежилое здание литера А площадью 84 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, пгт. Гаспра, ул. <адрес>, 13-А, кадастровый ; нежилое здание площадью 856,6 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, пгт. Гаспра, ул. <адрес>, 13П, <адрес>, кадастровый ; корпус санатория «Днепр» площадью 562,9 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, пгт. Гаспра, ул. <адрес>, 13Г, <адрес>, кадастровый ; нежилое здание площадью 585,10 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, пгг. Гаспра, ул. <адрес>, 13-Ж, кадастровый ; нежилое здание площадью 313,2 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, пгт. Гаспра, ул. <адрес>, 13-Б, кадастровый .

Распоряжением Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и городе Севастополе от ДД.ММ.ГГГГ -р утвержден перечень объектов недвижимого имущества, передаваемого в федеральную собственность, находящихся в государственной собственности Республики Крым, согласно приложению к настоящему распоряжению., в котором в том числе указаны нежилые здания с кадастровыми номерами

Как отмечалось выше, решением Ялтинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, ФИО2, ФИО3 отказано в удовлетворении исковых требований к Государственному Совету Республики Крым, ФБЛПУ «Санаторий «Днепр», Федеральной налоговой службе, Совету Министров Республики Крым об истребовании из незаконного владения Государственного Совета Республики Крым, ФБЛПУ «Санаторий «Днепр», Федеральной налоговой службы земельных участков №, расположенных по адресу: <адрес>, пгт. Гаспра, ул. <адрес>, 13, а также корпуса 1,4, 17, 18, 21, 22, находящиеся на указанных земельных участках и об исключении данного имущества из перечня имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденного постановлением Государственного Совета РК от ДД.ММ.ГГГГ «О вопросах управления собственностью Республики Крым» (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор ФБЛПУ «Санаторий «Днепр» ФНС ФИО4 направила ФИО1, ФИО2, ФИО3 сообщение об освобождении объектов недвижимого имущества, находящихся в пользовании указанного учреждения, в том числе нежилых зданий: корпуса , расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Гаспра, <адрес>, 13П, корпуса , расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Гаспра, <адрес>, 13Н, корпуса , расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Гаспра, <адрес>, 13А.

Принимая оспариваемые судебные постановления об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО3, судебные инстанции, руководствуясь положениями части 2 статьи 61 ГПК РФ, исходили из доказанности неправомерного выбытия из государственной собственности Украины и пользования санатория «Днепр» спорных земельных участков с расположенными на них зданиями (корпусами) санатория, в связи с чем, пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания за истцами права собственности на спорное имущество, а также признания незаконными обжалуемых распоряжений и действий органов власти.

Судебная коллегия соглашается с выводами нижестоящих судебных инстанций, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права и его толковании, на основании представленных сторонами доказательств, которым судом дана надлежащая оценка в порядке статей 12, 56, 67 ГПК РФ.

Разрешение вопросов доказывания и оценки доказательств отнесено к компетенции судов, рассматривающих дело по правилам для суда первой инстанции, и не охватывается основаниями для кассационного пересмотра судебных актов.

Доводы жалобы о том, что нижестоящими судами при принятии оспариваемых судебных постановлений не дано оценки правомерности приобретения права собственности истцами на спорное имущество, правомерности отчуждения данного имущества из государственной собственности в частную, а также не дано оценки действиям истцов с точки зрения добросовестности поведения участников гражданско-правовых отношений, судебная коллегия отклоняет, поскольку нижестоящими судами правомерно указано на то, что обстоятельства неправомерного выбытия из государственной собственности Украины и пользования санатория «Днепр» спорных земельных участков и объектов недвижимости установлены решением Ялтинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Государственному Совету Республики Крым, ФБЛПУ «Санаторий «Днепр», Федеральной налоговой службе, Совету Министров Республики Крым, об истребовании из незаконного владения Государственного Совета Республики Крым, Федерального бюджетного лечебно-профилактического учреждения «Санаторий «Днепр» Федеральной налоговой службы земельных участков № по адресу: <адрес>, пгт. Гаспра, ул. <адрес>, 13, а также корпусов 1,4, 17, 18, 21, 22, находящихся на указанных земельных участках; исключении данного имущества из перечня имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденного постановлением Государственного Совета РК от ДД.ММ.ГГГГ «О вопросах управления собственностью Республики Крым». Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ и имеет преюдициальное значение при рассмотрении данного спора.

Доводы жалобы о том, что судами не учтено то, что право собственности ФИО2 на объект недвижимости возникло в результате финансирования его строительства со стороны ответчика, не может быть принято в качестве основания для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку государственная регистрация прав на недвижимое имущество, будучи юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (часть 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»), не может подменять собой основание возникновения, изменения и прекращения права (пункт 4.1 названного постановления Конституционного Суда Российской Федерации). В пункте 4.2 данного постановления Конституционного Суда Российской Федерации указано, что положения абзаца первого части 2 статьи 2 и абзаца третьего части 1 статьи 2-1 Закона Республики Крым «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» по своему конституционно-правовому смыслу не предполагают включение в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, объектов недвижимого имущества, принадлежащих физическим и юридическим лицам на праве частной собственности, правомерно возникшем до вступления в силу Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», и, соответственно, не допускают произвольного прекращения права частной собственности на указанное имущество. Иное (будучи безусловным основанием для признания правового акта недействующим полностью или в части) приводило бы к нарушению конституционных гарантий права собственности, что не согласуется с требованиями статей 35 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Следовательно, нет оснований для интерпретации указанных законоположений как позволяющих на основании включения того или иного объекта недвижимого имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, прекращать правомерно возникшее право собственности физических или юридических лиц.

Судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении гражданского дела № 2-95/2018 установлены нарушения действующих норм земельного и гражданского законодательства при выбытии спорного имущества из государственной собственности и пользования санатория «Днепр».

Кроме того, доводы жалобы о том, что право собственности на гараж лит. Б и котельную лит. В не зарегистрировано за Республикой Крым и не возникло у субъекта Российской Федерации, также подлежат отклонению, поскольку указанные объекты носят вспомогательную функцию и относятся к главной вещи - корпусу санатория, который является собственностью Российской Федерации и представляет собой единый комплекс зданий и сооружений.

Также судебная коллегия не может принять доводы жалобы относительно неправомерного применения судом первой инстанции срока исковой давности к требованиям истцов, поскольку с учетом изложенных выше обстоятельств, отсутствуют правовые основания для признания за ними права собственности на спорное недвижимое имущество, являющееся собственностью государства. К тому же, суд первой инстанции справедливо отметил, что спорное имущество включено в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, 27 февраля 2015 года, постановление Государственного Совета Республики Крым № 503-1/15, которым внесены изменения в постановление «О вопросах управления собственностью Республики Крым», опубликовано в газете «Крымские известия» 12 марта 2015 года. О том, что спорное имущество включено в Перечень истцам было достоверно известно, о чем свидетельствует их обращение в суд 27 марта 2015 года с иском об исключении из постановления Государственного Совета Республики Крым № 503-1/15 пункта 241 Приложения, согласно которому в Перечень включено перечисленное выше спорное имущество.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что разрешая заявленные истцами требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, применил закон, подлежащий применению, проверил все доводы иска и дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, постановив решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданско-процессуального законодательства, с чем обоснованно согласился суд апелляционной инстанции.

Приведенные в кассационной жалобе доводы по существу сводятся к переоценке собранных по делу доказательств, повторяют правовую позицию заявителей при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций, являлись предметом проверки и оценки судебных инстанций, которые правомерно отвергнуты как несостоятельные, с приведением мотивированных выводов, основанных на правильном применении норм материального и процессуального права.

Поскольку судебными инстанциями не допущено существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, обжалуемые судебные постановления отмене либо изменению не подлежат.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 10 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 12 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий:                                                          В.Ю. Брянский

Судьи                                       В.В. Песоцкий

                  Е.В. Иванова

8Г-7319/2021 [88-11886/2021]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Позигун Дмитрий Владимирович
Редер Людмила Леонидовна
Редер Анатолий Семенович
Ответчики
Генеральный директор Федерального бюджетного лечебно-профилактического учреждения"Санаторий "Днепр" Федеральной нологовой службы Николаенко Елена Викторовна
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе
Государственный Совет Республики Крым
Федеральное бюджетное лечебно-профилактическое учреждение "Санаторий Днепр" Федеральной налоговой службы
Совет Министров Республики Крым
Другие
Высоцкая Любовь Владимировна
Александров Максим Александрович
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Брянский В. Ю.
Дело на сайте суда
4kas.sudrf.ru
24.06.2021Судебное заседание
24.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее