УИД 16RS0...-29
дело ...
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11 января 2024 года ...
Нижнекамский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Э.З. Мардановой,
при секретаре судебного заседания ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казанского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к муниципальному бюджетному учреждению «Оздоровительно-досуговый лагерь «Заря» о присуждении к исполнению обязанности по обеспечению исполнения природоохранного законодательства при использовании источников водоснабжения,
установил:
Казанский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному учреждению «Оздоровительно-досуговый лагерь «Заря» о присуждении к исполнению обязанности по обеспечению исполнения природоохранного законодательства при использовании источников водоснабжения.
В обоснование заявления указано, что Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки на предмет исполнения законодательства, регулирующего порядок эксплуатации источников водоснабжения, выявлены нарушения в деятельности муниципального бюджетного учреждения «Оздоровительно-досуговый лагерь «Заря» (далее по тексту – МБУ «ОДЛ «Заря»). Установлено, что МБУ «ОДЛ «Заря» обладает лицензией на право пользования недрами серии ..., на основании которой используется участок недр в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенный в селе Ташлык Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан. По данным Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан по состоянию на ... МБУ «ОДЛ «Заря» меры по подготовке и направлению в уполномоченный орган перечня документов, предусмотренных Административным регламентом, не приняты. В связи с этим прокуратурой ... в адрес МБУ «ОДЛ «Заря» внесено представление, которое в установленном Федеральным законом от ... ... «О прокуратуре Российской Федерации» порядке не рассмотрено. Ответ в установленный срок в прокуратуру не поступил. В ходе контроля за устранением нарушений закона установлено, что согласно данным Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан по состоянию на ... МБУ «ОДЛ «Заря» вышеуказанные требования законодательства не исполнены. Решение об установлении ЗСО в отношении источника водоснабжения, расположенного в селе Ташлык Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, не принято. Таким образом, длительное бездействие ответчика по устранению допущенных нарушений закона явились основанием для обращения прокурора в суд с названными требованиями в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации. Просит суд обязать МБУ «ОДЛ «Заря» в срок до ... в порядке, предусмотренном Административным регламентом предоставления государственной услуги по принятию решений об установлении, изменении, прекращении существования зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории Республики Татарстан, утвержденным приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан ... ...-п, подготовить и направить в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан исчерпывающий перечень документов с целью принятия уполномоченным органом решения об установлении зоны санитарной охраны в отношении источника водоснабжения, расположенного в селе Ташлык Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
В судебном заседании представитель истца по доверенности помощник Нижнекамского городского прокурора ФИО2 заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика МБУ «ОДЛ «Заря» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, каких-либо заявлений, ходатайств, возражений не направили.
Представитель третьего лица Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить.
Суд в силу положений статей 167, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса в порядке заочного судопроизводства.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) в соответствии с законодательством о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Исходя из положений п. 1.4 Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года № 10, ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Согласно пункту 5 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 17 ноября 2021 года № 1251-п утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по принятию решений об установлении, изменении, прекращении существования зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории Республики Татарстан (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 2.6.1 Административного регламента для принятия решения об установлении ЗСО источников питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения и решения об изменении ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения заявитель (уполномоченный представитель) подает (направляет) следующие документы:
заявление об установлении или изменении ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения по установленной форме;
проект ЗСО водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, разработанный в соответствии с требованиями законодательства, а также Санитарными правилами и нормами, на бумажном носителе и в электронном виде;
картографический материал (в составе проекта ЗСО) с нанесением границ зон санитарной охраны водного объекта в соответствии с требованиями Санитарных правил и норм.
сведения в электронной форме о границах ЗСО источника водоснабжения, установленных в проекте ЗСО источника водоснабжения (текстовое и графическое описание местоположения границ, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости) в соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ... № ....
перечень координат характерных точек в электронном виде в формате XML-файла, оформленный в соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ... № ..., а также подписанный кадастровым инженером.
Согласно подпункту 1 пункта 2.3.1 Административного регламента одним из результатов предоставления государственной услуги является решение об установлении ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, оформленное в виде приказа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан
В ходе проверки на предмет исполнения законодательства, регулирующего порядок эксплуатации источников водоснабжения, прокуратурой выявлены нарушения в деятельности муниципального бюджетного учреждения «Оздоровительно-досуговый лагерь «Заря» (далее по тексту – МБУ «ОДЛ «Заря»). Установлено, что МБУ «ОДЛ «Заря» обладает лицензией на право пользования недрами серии ..., на основании которой используется участок недр в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенный в селе Ташлык Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан. По данным Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан по состоянию на ... МБУ «ОДЛ «Заря» меры по подготовке и направлению в уполномоченный орган перечня документов, предусмотренных Административным регламентом, не приняты.
В связи с этим прокуратурой ... в адрес МБУ «ОДЛ «Заря» внесено представление, которое в установленном Федеральным законом от ... ... «О прокуратуре Российской Федерации» порядке не рассмотрено. Ответ в установленный срок в прокуратуру не поступил. В ходе контроля за устранением нарушений закона установлено, что согласно данным Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан по состоянию на ... МБУ «ОДЛ «Заря» вышеуказанные требования законодательства не исполнены. Решение об установлении ЗСО в отношении источника водоснабжения, расположенного в селе Ташлык Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, не принято.
Статьей 3 Федерального закона от ... ... «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная деятельность должна осуществляться на основе принципа презумпции потенциальной экологической опасности осуществляемой хозяйственной деятельности, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, а также на основе принципа запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы и могут привести к негативным изменениям.
Несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований согласно статье 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Отсутствие решения уполномоченного органа об установлении ЗСО источника хозяйственно-питьевого водоснабжения, установленных в предусмотренном законодательстве порядке границ и режима зон охраны такого источника нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, гарантированные статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, согласно которым каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, поскольку эксплуатация подземных водозаборов, источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, без учета санитарно- эпидемиологических требований создает угрозу безопасности здоровья людей, увеличивает риск возникновения массовых инфекционных заболеваний населения.
Согласно части 6 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации формы собственности на подземные водные объекты определяются законодательством о недрах. На основании абзаца 1 статьи 1.2 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Отсутствие решения уполномоченного органа об установлении ЗСО в отношении источника хозяйственно-питьевого водоснабжения может привести к его загрязнению, что является основанием для обращения прокуратуры в суд в защиту интересов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Таким образом, в силу вышеуказанных положений нормативно-правовых актов МБУ «ОДЛ «Заря» обязано в порядке, предусмотренном Административным регламентом предоставления государственной услуги по принятию решений об установлении, изменении, прекращении существования зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории Республики Татарстан, утвержденным приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан ... ...-п, подготовить и направить в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан исчерпывающий перечень документов с целью принятия уполномоченным органом решения об установлении зоны санитарной охраны в отношении источника водоснабжения, расположенного в селе Ташлык Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
Анализируя представленные сторонами доказательства, исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение «Оздоровительно-досуговый лагерь «Заря» в срок до ... в порядке, предусмотренном Административным регламентом предоставления государственной услуги по принятию решений об установлении, изменении, прекращении существования зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории Республики Татарстан, утвержденным приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан ... ...-п, подготовить и направить в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан исчерпывающий перечень документов с целью принятия уполномоченным органом решения об установлении зоны санитарной охраны в отношении источника водоснабжения, расположенного в селе Ташлык Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Нижнекамский городской суд РТ в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья - подпись
Копия верна:
Судья Э.З. Марданова
Мотивированное решение изготовлено ...
Подлинник данного документа подшит в гражданском деле ... (2-...;) (УИД16RS0...-29), хранящемся в Нижнекамском городском суде РТ