Решение по делу № 2-1395/2024 от 20.02.2024

Дело № 2-1395/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                        город Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего Струковой П.С.,

при помощнике судьи Дышлевской Т.Ю.,

с участием представителя истца Уманской Л.Н. – Калашниковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уманской ФИО6 к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ГБУ "Госжилфонд", Департамент городского хозяйства города Севастополя, о признании права пользования жилым помещением и проживания на условиях социального найма, понуждении к заключению договора социального найма,

установил:

истец обратился в суд с иском, с учетом уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Департаменту капитального строительства города Севастополя, о признании права пользования жилым помещением и проживания на условиях социального найма, понуждении к заключению договора социального найма, ссылаясь на то, что истец проживает с спорном помещении с 2002 года, является нанимателем помещения по адресу: <адрес>, несет бремя его содержания, что подтверждается договором пользования жилой площадью от ДД.ММ.ГГГГ с КП «Жилсервис-15». Истец обратился в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о заключении договора социального найма, однако ДД.ММ.ГГГГ в заключении договора отказано на основании подпункта 4 пунктов 2.9.1 Административного регламента предоставления государственной услуги «Заключения договора социального найма государственного жилищного фонда города Севастополя». Ссылаясь на невозможность оформления прав в административном порядке, фактическое проживание в спорном жилом помещении, отсутствие иного жилья, Уманская Л.Н. просила суд признать за ней право пользования жилым помещением, а так же право проживания в помещении, расположенным по адресу: <адрес> на условиях договора социального найма, обязать ответчика заключить договор социального найма,

Определением Ленинского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГБУ "Госжилфонд", Департамент городского хозяйства города Севастополя.

Истец Уманская Л.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена судом. Доверила представлять интересы Калашниковой О.В.

Представитель истца Калашникова О.В. в судебном заедании исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в иске, просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Ответчик Департамент капитального строительства города Севастополя в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ГБУ "Госжилфонд", Департамент городского хозяйства города Севастополя в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств об отложении не заявляли.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно части 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных этим кодексом.

В силу части 1 статьи 63 указанного кодекса договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований этого же кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением (часть 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Часть 1 статьи 60 и пункт 1 части 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации возлагают на наймодателя обязанность передать жилое помещение по договору социального найма.

Следовательно, правоотношения по социальному найму жилого помещения подлежат юридическому оформлению путем заключения между сторонами таких правоотношений - наймодателем и нанимателем - договора социального найма в письменной форме.

В судебном заседании установлено, что Уманская Л.Н. занимает комнату, расположенную по адресу: <адрес> <адрес>, площадью 17,8 кв.м. на основании договора пользования жилой площадью в общежитии от ДД.ММ.ГГГГ.

       Представлен договор от ДД.ММ.ГГГГ бессрочного пользования спорной жилой площадью, заключенный между истцом и КП «Жилсервис-15».

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в Реестре собственности города Севастополя содержится информация об объекте недвижимого имущества, расположенном по адресу: <адрес> Объект включен в Реестр на основании распоряжения Департамента РДИ от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно уведомлению Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, в ЕГРН отсутствуют сведения об объекте недвижимости – помещение по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ Уманской Л.Н. отказано в предоставлении государственной услуги «Заключение (изменение) договора социального найма государственного жилищного фонда города Севастополя» на жилое помещение (квартиру), расположенное по адресу: <адрес>

В судебном заседании допрошена свидетель ФИО3, которая пояснила, что проживает в общежитии ДД.ММ.ГГГГ и подтвердила факт проживания истца в ком. 320 по адресу: <адрес> с 2002 года, постоянно.

В соответствии со статьей 2 Федерального конституционного закона от                    ДД.ММ.ГГГГ -ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Федеральный конституционный закон -ФКЗ) со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты – Республика Крым и город федерального значения Севастополь.

Статьей 12 Федерального конституционного закона -ФКЗ предусмотрено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами <адрес>, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 данного федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Согласно статье 23 Федерального конституционного закона -ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено Федеральным конституционным законом.

Из материалов дела усматривается, что право пользования спорным жилым помещением у истца возникло на основании пользования жилой площадью в общежитии от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ней и КП «Жилсервис-15». Решение о выдаче ордера не оспорено, недействительным не признано.

Следовательно, право пользования спорным жилым помещением возникло у истца в соответствии с ранее действовавшим на территории города Севастополя жилищным законодательством Украины.

Жилищный кодекс Российской Федерации классифицирует жилищный фонд в зависимости от целей его использования на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд и жилищный фонд коммерческого использования.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд социального использования – совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов.

К специализированному жилищному фонду положения пункта 2 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации относят совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

В силу части 1 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений, которые существенно отличаются от договоров социального найма правовой природой, субъектным составом, основаниями и условиями предоставления жилых помещений, правами и обязанностями сторон.

Согласно части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения, общежития.

На основании части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Материалы дела не содержат доказательств отнесения спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиям части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Сведения о том, что жилое помещение – комната 320 по адресу: <адрес>, является помещением общежития и относится к помещениям специализированного жилищного фонда, материалы дела не содержат.

Из содержания статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" от ДД.ММ.ГГГГ следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Тогда, сам факт принятия решения о передаче в муниципальную собственность здания общежития, которое находилось в государственной или иной собственности, предполагает изменение статуса жилого помещения с применением к нему правового режима, установленного для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Тот факт, что у истца отсутствует ордер на занятие жилой площади при фактическом вселении в жилое помещение, проживании в нем и исполнении обязанности нанимателя само по себе не может служить препятствием к возникновению у такого лица права пользования жилым помещением.

Указанная правовая позиция содержится в Определении ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ -КГ13-41, Определении ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ -В08-77.

Принимая во внимание, что Уманская Л.Н. постоянно проживала в спорном жилом помещении с 2002 года, что подтверждается показаниями свидетеля, ее право на пользование данным помещением оспорено не было, несет бремя содержания помещения, что подтверждается представленными сведениями суд приходит к выводу, что истец приобрела право пользования и проживания данной комнатой по договору социального найма, в связи с чем, ее требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Уманской ФИО7 к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ГБУ "Госжилфонд", Департамент городского хозяйства города Севастополя, о признании права пользования жилым помещением и проживания на условиях социального найма, понуждении к заключению договора социального найма, удовлетворить.

Признать за Уманской ФИО8 право пользования и проживания жилым помещением на условиях социального найма, расположенным по адресу: <адрес>

Обязать Департамент капитального строительства города Севастополя заключить с Уманской ФИО9 (паспорт гражданина РФ серии ) договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента изготовления в окончательной форме в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя.

В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                                                                                      П.С. Струкова

2-1395/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Уманская Любовь Николаевна
Ответчики
Департамент капитального строительства города Севастополя
Другие
Департамент городского хозяйства города Севастополя
Калашникова Оксана Владимировна
ГБУ "Госжилфонд"
Суд
Ленинский районный суд Севастополя
Судья
Струкова Полина Сейталиевна
Дело на странице суда
leninskiy.sev.sudrf.ru
20.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.02.2024Передача материалов судье
20.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.03.2024Судебное заседание
22.04.2024Судебное заседание
22.05.2024Судебное заседание
24.05.2024Судебное заседание
31.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.09.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
24.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее