Уникальный идентификатор дела №
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
28 мая 2024 года р.п. Инжавино
Инжавинский районный суд Тамбовской области в составе:
судьи Толмачевой Е.С.,
при секретаре Федюкиной С.В.,
с участием представителя истца помощника прокурора Инжавинского района Тамбовской области Бровкиной Ж.А.,
представителя ответчика МБОУ «Красивская СОШ» Конева О.А.,
представителя ответчика администрации Инжавинского муниципального округа Тамбовской области по доверенности Мурызевой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Инжавинского района Тамбовской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к МБОУ «Красивская СОШ», администрации Инжавинского муниципального округа Тамбовской области, Министерству образования и науки Тамбовской области, Министерству Финансов Тамбовской области о возложении обязанности по проведению капитального ремонта здания,
УСТАНОВИЛ:
04.03.2024 прокурор Инжавинского района Тамбовской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МБОУ «Красивская СОШ», администрации Инжавинского муниципального округа Тамбовской области о возложении обязанности по проведению капитального ремонта здания, расположенного по адресу: <адрес>, в срок до 01.01.2025. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Инжавинского района Тамбовской области проведена проверка по техническому состоянию и эксплуатации здания МБОУ «Красивская СОШ» в <адрес>. Проверкой установлено, что МБОУ «Красивская СОШ» является действующим юридическим лицом, осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии. В пользовании школы в порядке передачи имущества на праве оперативного управления имеется здание, расположенное по адресу: <адрес>. Указанное здание находится в собственности администрации Инжавинского района Тамбовской области – учредителя школы. В ходе осмотра указанного здания, проведенного прокуратурой района 16.02.2024 установлено, что на втором и первом этажах здания в местах стыка потолочных перекрытий со стенами и между собой имеются повреждения в результате воздействия влаги. В помещениях, расположенных на втором и первом этажах здания, протекают потолочные перекрытия, при этом вода капает со стен и потолков, нарушена целостность кладки наружных стен здания, отделки потолка, имеются соприкосновения подтеков воды с электропроводкой. В результате потерь тепла из-за плохого утеплителя, происходит таяние снега на крыше, часть талой воды стекает на землю по наружным стенам с образованием наледи и сосулек во внутренних углах здания, часть воды просачивается сквозь кровлю и плиты перекрытия в помещения 2-ого с 1-го этажа. В результате этого происходит разрушение кладки наружных стен здания, отделки потолка и грозит замыкание электропроводки в плитах перекрытия, с потолка капает вода. Имеются следы плесени на внутренних стенах здания. Капитальный ремонт здания школы не проводился ни разу, в 2020 году проводился частичный ремонт кровли. Требуется капитальный ремонт фундаментов, цоколей, стен, отмостков, конструкций кровельного покрытия с утеплителем, вентиляционных шахт, отделка внутренних помещений, проведение сантехнических работ. До настоящего времени денежные средства для проведения капитального ремонта вышеуказанного здания не выделены, капитальный ремонт не произведен, что создает угрозу безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Протокольным определением Инжавинского районного суда Тамбовской области от 11.04.2024 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов Тамбовской области и Министерство образования и науки Тамбовской области.
В судебном заседании представитель истца прокурора Инжавинского района Тамбовской области помощник прокурора Инжавинского района Бровкина Ж.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, указав, что срок исполнения заявленных требований может быть установлен до 01 января 2026 года.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Инжавинского муниципального округа по доверенности Мурызева Т.С. исковые требования признала в полном объеме, при этом пояснив, что администрацией была выявлена потребность проведения капитального ремонта объекта. В рамках реализации постановления Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», распоряжения администрации Тамбовской области от 09.03.2022 № 162-р «Об утверждении регионального проекта модернизации школьных систем образования» Министерством просвещения РФ был объявлен отбор заявок на капитальный ремонт школ с однолетним циклом проведения работ в 2024-2026 годах. Из районного бюджета было оплачено два миллиона рублей на изготовление проектно-сметной документации и вместе с заявкой письмо было направлено министру образования и науки Тамбовской области ФИО4 с просьбой включить в заявку на проведение капитального ремонта школ в 2024-2026 годах объекты, на 2024 год Балыклейский филиал МБОУ «Красивская СОШ». Была подготовлена проектная документация по капитальному ремонту объекта и проведена экспертиза. Общая сметная стоимость проведения капитального ремонта составила 102078,95 тысяч рублей, что подтверждает положительное заключение государственной экспертизы. По результатам проведенного отбора объектов, МБОУ «Красивская СОШ» не вошла в перечень отобранных объектов капитального ремонта. Для включения в последующем в вышеуказанные программы, администрация намерена повторно обращаться в Министерство образования Тамбовской области для включения мероприятий по ремонту здания Балыклейского филиала МБОУ «Красивская СОШ». Поскольку рассмотрение бюджета Тамбовской области и бюджета Инжавинского муниципального округа на 2025-2026 года будет проводиться только в декабре 2024 года, просила установить срок для исполнения исковых требований не ранее 01.01.2026 года.
В судебном заседании представитель ответчика МБОУ «Красивская СОШ» Конев О.А. исковые требования признал в полном объеме, пояснив, что в настоящее время здание функционирует, в школе обучается 75 учащихся и группа дошкольного образования в пределах 20 человек. Капитального ремонта здания ни разу не проводилось. В 2020 году был выполнен только ремонт части кровли, но крыша все равно протекает. Проводить капитальный ремонт школы необходимо, но ни у школы, ни у администрации денежных средств на капитальный ремонт нет. Необходимо финансирование с областного или федерального бюджета. Просил установить срок для исполнения исковых требований не ранее 01.01.2026.
В судебное заседание представитель ответчика Министерство образования и науки Тамбовской области не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, предоставил в суд правовую позицию по делу, в которой просит рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства, исключить министерство образования и науки Тамбовской области из числа ответчиков по делу, указав, что в соответствии с уставом общеобразовательного учреждения учредителем и собственником имущества МБОУ «Красивская СОШ» является муниципальное образование – Инжавинский район Тамбовской области. Функции и полномочия учредителя выполняет администрация Инжавинского района Тамбовской области. Пункт 3 части 1 статьи 17 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансовому обеспечению выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд. В соответствии с пунктом 1.6 Положения о министерстве образования и науки Тамбовской области, утвержденного постановлением Главы Тамбовской области от 24 ноября 2022 г. № 42, в ведении министерства находятся областные государственные учреждения (бюджетные, автономные, казенные). МБОУ «Красивская СОШ» является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением. Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В судебное заседание представитель ответчика Министерство финансов Тамбовской области не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, предоставил в суд заявление о проведении судебного разбирательства в отсутствие представителя, так же предоставил отзыв на исковое заявление, в котором пояснил, что в соответствии с частями 1 и 2 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ. Пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. Согласно п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся, в числе прочего, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, а также для содержания детей в муниципальных образовательных организациях. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 вышеуказанного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд. Согласно п. 1.3 Устава МБОУ «Красивская СОШ», учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование – Инжавинский район Тамбовской области. Функции и полномочия учредителя выполняет администрация Инжавинского района Тамбовской области. В п. 5.6 Устава финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется за счет средств местного бюджета. Нормативные затраты учреждения, связанные с оказанием им в соответствии с муниципальным заданием услуг (работ), возмещаются учреждению из бюджета муниципального округа посредством предоставления субсидий. Субсидии из бюджета муниципального округа могут предоставляться Учреждению на иные цели. Таким образом, муниципальные бюджетные учреждения создаются для решения вопросов местного значения и финансируются из местных бюджетов. Министерство финансов Тамбовской области в соответствии с п. 1.1 Положения о Министерстве является исполнительным органом Тамбовской области, осуществляющим функции финансового органа Тамбовской области, органа внутреннего государственного финансового контроля, уполномоченного органа на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Тамбовской области. Министерство входит в систему исполнительных органов Тамбовской области и в ходе данного судебного разбирательства интересы Министерства не затрагиваются, и, следовательно, Министерство является ненадлежащим ответчиком по делу.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании п. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Пунктом 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Согласно ст. 38 Конституции РФ материнство и детство находится под особой защитой государства. Обязанность приоритетного обеспечения интересов детей, в том числе в сфере обеспечения их безопасности, составляющая содержание деятельности всех без исключения государственных и муниципальных органов, касающейся детей, в полной мере реализуется вышеизложенным применением положений законодательства, регулирующего деятельность по противодействию терроризму. Образовательные учреждения являются объектами с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних (детей), то есть являются одними из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.
Статьей 28 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержание в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации, создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации.
На основании п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению органов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность зданий и сооружений обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее также - строительство) и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
Частью 1 ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
В соответствии с п. 6 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущийремонт зданий, сооружений.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства.
В соответствии с ч. 4 ст. 41 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Согласно ч.ч. 1,2 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципальных округов относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности округа.
Частью 4 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что МБОУ «Красивская СОШ» является действующим юридическим лицом, осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии.
В соответствии с п. 1.3. Устава МБОУ «Красивская СОШ», утвержденного постановлением администрации Инжавинского района от 17.12.2015 г. № 985, учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование – Инжавинский район Тамбовской области. Функции и полномочия учредителя выполняет администрация Инжавинского района Тамбовской области.
Согласно п. 5.1. Устава в целях обеспечения деятельности учреждения, за ним закрепляется муниципальное имущество на праве оперативного управления. Учреждение владеет и пользуется закрепленным за ним на праве оперативного управления муниципальным имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначением этого имущества. Учреждение распоряжается закрепленным за ним имуществом, если иное не установлено законом, с согласия собственника этого имущества.
В пользовании МБОУ «Красивская СОШ» в порядке передачи имущества на праве оперативного управления имеется здание, расположенное по адресу: <адрес>.
Указанное здание находится в собственности администрации Инжавинского муниципального округа Тамбовской области – учредителя МБОУ «Красивская СОШ».
В ходе проведенной 16.02.2024 прокуратурой Инжавинского района проверки по техническому состоянию и эксплуатации здания МБОУ «Красивская СОШ» в <адрес>, установлено, что на втором и первом этажах здания в местах стыка потолочных перекрытий со стенами и между собой имеются повреждения в результате воздействия влаги. В помещениях, расположенных на втором и первом этажах здания, протекают потолочные перекрытия, при этом вода капает со стен и потолков, нарушена целостность кладки наружных стен здания, отделки потолка, имеются соприкосновения подтеков воды с электропроводкой. В результате потерь тепла из-за плохого утеплителя, происходит таяние снега на крыше, часть талой воды стекает на землю по наружным стенам с образованием наледи и сосулек во внутренних углах здания, часть воды просачивается сквозь кровлю и плиты перекрытия в помещения 2-ого с 1-го этажа. В результате этого происходит разрушение кладки наружных стен здания, отделки потолка и грозит замыкание электропроводки в плитах перекрытия, с потолка капает вода. Имеются следы плесени на внутренних стенах здания. Капитальный ремонт здания школы не проводился ни разу, в 2020 году проводился частичный ремонт кровли. Требуется капитальный ремонт фундаментов, цоколей, стен, отмостков, конструкций кровельного покрытия с утеплителем, вентиляционных шахт, отделка внутренних помещений, проведение сантехнических работ.
Согласно Уставу, финансирование ремонта здания МБОУ «Красивская СОШ» находится в ведении не только руководителя учреждения, но и собственника зданий и сооружений данного учреждения – администрации Инжавинского муниципального округа.
Администрацией Инжавинского муниципального округа Тамбовской области предпринимались меры, направленные на включение здания МБОУ «Красивская СОШ» в <адрес>, в программу по проведению капитального ремонта в 2024-2026 гг., направлялась соответствующая заявка в Министерство образования и науки Тамбовской области, однако, по результата рассмотрения представленных документов Министерством просвещения Российской Федерации здание школы, расположенное по адресу: <адрес>, не вошла в программу.
Доказательства, опровергающие указанные обстоятельства, в материалах дела отсутствуют, а лицами, участвующими в деле, не предоставлены.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
В данном случае суд считает возможным принять признание иска ответчиками, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, и вынести решение об удовлетворении исковых требований.
Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, учитывая принадлежность здания школы администрации Инжавинского муниципального округа, фактическое его использование МБОУ «Красивская СОШ», учитывая письменную позицию Министерства образования и науки Тамбовской области, Министерства Финансов Тамбовской области, исковые требования прокурора Инжавинского района Тамбовской области подлежат удовлетворению путем возложения на МБОУ «Красивская СОШ» и администрацию Инжавинского муниципального округа Тамбовской области обязанности по проведению капитального ремонта здания школы в срок до 01 января 2026 года. Указанный срок, по мнению суда и участников гражданского судопроизводства, позволит в полной мере выполнить работы по проведению капитального ремонта.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Инжавинского района Тамбовской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к МБОУ Красивская СОШ», администрации Инжавинского муниципального округа Тамбовской области о возложении обязанности по проведению капитального ремонта здания удовлетворить.
Возложить на МБОУ Красивская СОШ» (ИНН №, ОГРН №) и администрацию Инжавинского муниципального округа Тамбовской области (ИНН №, ОГРН №) обязанность по проведению капитального ремонта здания школы, расположенного по адресу: <адрес>, в срок до 01 января 2026 года.
В удовлетворении исковых требований к Министерству образования и науки Тамбовской области, Министерству Финансов Тамбовской области о возложении обязанности по проведению капитального ремонта здания отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тамбовского областного суда через Инжавинский районный суд Тамбовской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Е.С. Толмачева
Решение суда в окончательной форме изготовлено 03 июня 2024 года.
Судья Е.С. Толмачева