Судья Сафин А.Р. УИД № 16RS0046-01-2024-006584-44
дело № 2-3194/2024
дело № 33-18973/2024
учет № 035г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
9 декабря 2024 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Габидуллиной А.Г.,
судей Тазиева Н.Д., Марданова Р.Д.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Садыковой Н.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Тазиева Н.Д. гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства образования и науки Республики Татарстан на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 27 июня 2024 года, которым постановлено:
Исковые требования Бавлинского городского прокурора Республики Татарстан, действующего в интересах ФИО2 удовлетворить.
Возложить на Министерство образования и науки Республики Татарстан (ИНН .... ОГРН ....) обязанность по предоставлению ФИО2 (паспорт гражданина .... специализированное жилое помещение в порядке, установленном Законом РТ от 12 января 2013 года № 8-ЗРТ «О реализации права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на жилое помещение» и Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 312 от 04 мая 2013 года «О мерах по реализации Закона РТ от 12 января 2013 года № 8-ЗРТ» «О реализации права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на жилое помещение».
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бавлинский городской прокурор Республики Татарстан, действующий в интересах Агафонова А.Д. обратился в суд с иском к Министерству образования и науки Республики Татарстан о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда.
В обоснование иска указано, что Бавлинским городским прокурором Республики Татарстан по обращению Агафонова А.Д. проведена проверка исполнения жилищного законодательства в сфере обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе ФИО2, <дата> г.р.
Истец относится к числу детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, что подтверждается решением Архангельского районного суда Республики Башкортостан от <дата> о лишении родительских прав матери истца Агафонова А.Д., свидетельством о смерти отца истца ФИО7 от <дата>.
Согласно постановлению Исполнительного комитета Бавлинского муниципального района Республики Татарстан от <дата> .... опекуном над несовершеннолетним ФИО2 назначена ФИО1, <дата> г.р.
Согласно решению жилищной комиссии при Министерстве образования и науки Республики Татарстан ФИО2 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда с <дата>, что подтверждается выпиской из протокола заседания жилищной комиссии при Министерстве образования и науки Республики Татарстан .....1 от <дата>.
До настоящего времени ФИО2 жилым помещением не обеспечен, уполномоченный орган в лице Министерства образования и науки Республики Татарстан обязательства не исполнил.
На основании изложенного, истец Бавлинский городской прокурор Республики Татарстан, действующий в интересах ФИО2 просил суд обязать Министерство образования и науки Республики Татарстан предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение на территории <адрес> на основании договора найма специализированного жилого помещения, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта.
Представитель Бавлинский городской прокуратуры Республики Татарстан, ФИО8 в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Министерства образования и науки Республики Татарстан, Борисова Е.С. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась.
Судом постановлено решение об удовлетворении иска в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель Министерства образования и науки Республики Татарстан – Зиннатуллин Р.Р. просит решение суда отменить. Полагает, что дело разрешено с нарушением норм процессуального права в части его рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства, в связи с чем просит дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в порядке административного судопроизводства в соответствии со статьей 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Помимо этого указывается, что Агафонов А.Д. с заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда к ответчику не обращался.
В письменном возражении на жалобу, исполняющий обязанности прокурора г. Бавлы – Кадиров Ф.Ф. просил в удовлетворении жалобы отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции принимал участие представитель отдела Прокуратуры Республики Татарстан – Янусик А.С., действующий на основании доверенности, который возражал против удовлетворения жалобы.
Иные лица, извещенные, надлежащим образом, не явились, причины неявки не известны.
Поскольку участие в суде апелляционной инстанции является правом участвующих в деле лиц, а также с учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного решения в апелляционном порядке.
В соответствии со статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно статье 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 1 Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда подлежат: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Граждане, указанные в части 1 настоящей статьи, однократно подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан по месту жительства, а в случае невозможности определения их постоянного места жительства - по месту пребывания указанных лиц в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, создаваемых в установленном законодательством порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании статьи 2 вышеуказанного Закона законные представители детей-сирот представляют заявления о включении детей-сирот в список детей-сирот, имеющих право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, в уполномоченный орган непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или на бумажном носителе не позднее 30 дней со дня достижения детьми-сиротами возраста 14 лет или возникновения после достижения детьми-сиротами возраста 14 лет предусмотренных Федеральным законом и настоящим Законом оснований для предоставления указанным детям-сиротам жилых помещений.
Уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения о включении либо об отказе во включении ребенка-сироты в список направляет гражданину, подавшему соответствующие документы, документ, подтверждающий принятие решения о включении либо об отказе во включении ребенка-сироты в список, с приложением заключения о возможности либо невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях.
В силу части 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 04 мая 2013 года № 312 «О мерах по реализации Закона Республики Татарстан» от 12 января 2013 года № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» Министерству образования и науки Республики Татарстан переданы полномочия по формированию списка детей-сирот и ведению реестра детей-сирот получателей жилых помещений из специализированного жилищного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что истец относится к числу детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, что подтверждается решением Архангельского районного суда Республики Башкортостан от 11.01.2012 года о лишении родительских прав матери истца Агафонова А.Д., свидетельством о смерти отца истца <данные изъяты>
Согласно постановлению Исполнительного комитета Бавлинского муниципального района Республики Татарстан от <дата> .... опекуном над несовершеннолетним ФИО2 назначена ФИО1, <дата> г.р.
Согласно решению жилищной комиссии при Министерстве образования и науки Республики Татарстан ФИО2 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда с <дата>, что подтверждается выпиской из протокола заседания жилищной комиссии при Министерстве образования и науки Республики Татарстан .....1 от <дата>.
До настоящего времени Агафонов А.Д. жилым помещением не обеспечен, уполномоченный орган в лице Министерства образования и науки Республики Татарстан обязательства не исполнил.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя иск, суд обоснованно исходил из того, что Агафонов А.Д. поставлен на учет, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и руководствовался положениями Закона Республики Татарстан от <дата> ....-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан», согласно которым на Министерство образования и науки Республики Татарстан возложена обязанность по предоставлению истцу специализированного жилого помещения, однако жилое помещение не предоставлено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права.
На основании пункта 1 статьи 3 Закона Республики Татарстан от <дата> ....-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» (далее - Закон Республики Татарстан № 8), жилые помещения предоставляются гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо по окончании срока пребывания указанных лиц в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги до достижения ими 18 лет.
Действующее законодательство не содержит требований о предоставлении жилых помещений только в порядке очередности постановки на учет детей-сирот в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Федеральным законом № 15-ФЗ от <дата> с <дата> признан утратившим силу пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривавший право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, при этом, Федеральным законом № 15-ФЗ от <дата> Жилищный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 109.1, из которой следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы относительно рассмотрения дела в порядке гражданского судопроизводства судебная коллегия считает ошибочными по следующим основаниям.
Федеральным законодателем в рамках реализации предоставленной ему широкой конституционной дискреции произведено разграничение видов судопроизводства, среди которых обособлено производство по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, и сопряженным исключительно с публично-властной деятельностью государственных органов, должностных лиц, организаций, наделенных публично-властными полномочиями.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от <дата> ....-П, институциональные и процедурные условия осуществления права на доступ к механизмам правосудия должны не только предотвращать неоправданные задержки при рассмотрении дел, но и отвечать требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты и тем самым обеспечивать справедливость судебного решения.
Таким образом, вид применимого судопроизводства (административное или гражданское) определяет суд.
Как следует из материалов дела, исковое заявление Агафонова А.Д. на основании определения судьи Вахитовского районного суда г. Казани от 27 марта 2024 года правомерно принято к рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку исходя из искового заявления Агафонова А.Д. усматривается спор о праве истца на обеспечение его жильем за счет государственных средств. При таком положении заявленные требования не могли быть рассмотрены в порядке административного судопроизводства.
Ссылки в апелляционной жалобе на необходимость направления дела в суд первой инстанции по этим основаниям являются ошибочными, поскольку в соответствии со статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации у суда апелляционной инстанции отсутствуют полномочия по направлению дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в порядке административного судопроизводства.
Довод жалобы о том, что истец не обращался с заявлением о предоставлении ему жилого помещения в Министерство образования и науки Республики Татарстан, не может быть принят во внимание, поскольку с таким заявлением Агафонов А.Д. обратился к ответчику 30 октября 2023 года (л.д. 16).
В связи с чем, разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда г. Казани от 27 июня 2024 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства образования и науки Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трёх месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 13 декабря 2024 года.
Председательствующий
Судьи