Решение по делу № 2-6160/2020 от 20.08.2020

Дело № 2-6160/2020

УИД: 11RS0001-01-2020-010634-40

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Сыктывкар 12 ноября 2020 года

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Коданевой Я.В.

при секретаре Стеблиной Е.П.

с участием представителя ответчика – Новоселовой Маргариты Михайловны, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кокко Сергея Владимировича к ГУ УПФР в г.Сыктывкаре РК (межрайонное) о признании решения незаконным и подлежащим отмене, возложении обязанность назначить выплату районного коэффициента к пенсии и произвести ее выплату за прошедшие периоды,

У С Т А Н О В И Л:

Кокко С.В. обратился в Сыктывкарский городской суд с иском к ГУ УПФР в г.Сыктывкаре РК (межрайонное) о признании решения незаконным и подлежащим отмене, возложении обязанность назначить выплату районного коэффициента к пенсии и произвести ее выплату за прошедшие периоды.

В обоснование требований указал, что является ... с ** ** ** бессрочно. В октябре ** ** ** размер пенсии был незаконно снижен ответчиком: пенсия стала выплачиваться без районного коэффициента. В июле ** ** ** обратился к ответчику с заявлением устранении нарушений и выплате недоплаты пенсии по инвалидности. В ответе от ** ** ** ГУ УПФ РФ по г.Сыктывкару отказано в выплате недоплаты пенсии по инвалидности ввиду отсутствия регистрации по месту жительства. Вместе с тем истец полагает, что само по себе отсутствие регистрации по месту жительства не является основанием для прекращения выплаты пенсии с учетом районного коэффициента, поскольку он продолжал проживать без регистрации на территории Республик Коми, в частности г. Сыктывкара.

Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, отбывает наказание в местах лишения свободы, о рассмотрении дела посредствам видеоконференцсвязи не ходатайствовал. В представленном суду письменном заявлении требования поддержал.

Представитель истца в настоящее судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, причина неявки суду не известна, ходатайств не заявлено. Участвуя непосредственно в судебном заседании от ** ** ** требования доверителя поддержала, указав, что на протяжении указанного времени с ** ** ** по настоящее время истец фактически проживает на территории Республики Коми, в частности г. Сыктывкара, где неоднократно привлекался к уголовной и административной ответственности. Указала также, что ее доверитель иногда проживает у нее в дачном поселке в ...».

Представитель ответчика с требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск.

Выслушав в процессе рассмотрения дела по существу пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы настоящего дела, медицинскую документацию истца, суд приходит к следующему.

Установлено, что Кокко С.В. является инвалидом второй группы с детства бессрочно.

С ** ** ** Кокко С.В. является получателем пенсии по п. «а» ст.114 Закона РФ от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» ....

С ** ** ** Кокко С.В. является получателем пенсии по ст.11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

** ** ** истец обратился в Управление с заявлением о запросе пенсионного дела из Ухты, одновременно истцом подано заявление о доставке пенсии с документами.

** ** ** распоряжением Управления выплатное дело истца поставлено на учет, выплата пенсии возобновлена с ** ** **.

** ** ** ответчиком истцу направлено уведомление выплаты пенсии с районным коэффициентом от ** ** **№... и необходимости предоставлении в срок до ** ** ** подтверждающих документов с отметкой о регистрации по месту жительства. Документов, подтверждающих регистрацию по мету жительства Кокко С.В. представлено не было.

Распоряжением Управления от ** ** ** произведен перерасчет пенсии Кокко С.В. в сторону уменьшения, без учета повышения на районный коэффициент -20% с ** ** **.

По сведениям Управления по вопросам миграции УМВД по РК, представленным в рамках рассмотрения настоящего дела, Кокко С.В. по учету лиц, имеющих регистрацию на территории РК, не значится.

Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации провозглашено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии статьей 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на социальную пенсию имеют постоянно проживающие в Российской Федерации инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства.

В соответствии с ч.2 ст. 18 Федерального закона от 15.12.2001 № 166- ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» размеры пенсий, установленные пунктом 1 настоящей статьи, для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством Российской Федерации, в зависимости от района (местности) проживания на весь период проживания указанных граждан в указанных районах (местностях).

Согласно части 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Постановлением Правительства РФ от 17.04.2006 № 216 утверждено Постановление «О районных коэффициентах, применяемых при установлении страховых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями».

Пунктом 1 Постановления от 17.04.2006 N 216 установлено, что впредь до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, пенсий по государственному обеспечению, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при назначении указанным лицам и лицам, проживающим в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, пенсий по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со статьями 14-18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на 31.12.2004, а также действовавший на указанную дату порядок их применения.

Постановлением Правительства РФ от 18.03.2015 № 249 утверждены Правила установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В п.5 Правил № 249 от 18.03.2015 указано, установление повышения фиксированной выплаты и дополнительного увеличения повышения фиксированной выплаты осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства (пребывания, фактического проживания) на Крайнем Севере гражданина Российской Федерации либо по месту жительства на Крайнем Севере иностранного гражданина или лица без гражданства, обратившихся с заявлением об установлении страховой пенсии (назначении страховой пенсии, перерасчете ее размера, переводе с одного вида пенсии на другой). Регистрация по месту жительства подтверждается в отношении гражданина Российской Федерации соответствующей отметкой в паспорте либо свидетельством о регистрации по месту жительства (для лица, не достигшего 14-летнего возраста), а в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства соответствующей отметкой в виде на жительство. Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания.

Вместе с этим, необходимо учитывать, что в силу положений абзаца 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Отсутствие регистрации гражданина на Крайнем Севере не исключает возможность установления места его фактического проживания на основе других документов, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.

Установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией; при смене пенсионером места жительства выплата страховой пенсии, включая организацию ее доставки, осуществляется на основании его выплатного дела по его новым месту жительства или месту пребывания, подтвержденным документами о регистрации, выданными органами регистрационного учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, либо по месту фактического проживания, подтвержденному личным заявлением пенсионера.

Следовательно, федеральный законодатель допускает возможность реализации гражданином его пенсионных прав не только по месту жительства (пребывания), подтвержденному соответствующими документами о регистрации, но и по месту фактического проживания, подтвержденному его личным заявлением.

Однако вышеприведенные пункты Правил № 249 от 18.03.2015 этого обстоятельства не учитывают, закрепляя возможность определения места жительства (пребывания) пенсионера только на основании данных регистрационного учета, что влечет за собой ограничение права пенсионера, фактически проживающего на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, на получение повышения выплаты пенсии по основаниям, не предусмотренным законом.

Вместе с тем, ч.2 ст.3 Закона о праве граждан на свободу передвижения устанавливает, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Данная правовая позиция отражена в определениях Верховного Суда РФ №АКПИ15-859 от 07.10.2015 «О признании частично недействующими пунктов 5, 7, 10, 11 Правил установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2015 № 249»; № АПЛ15-564 от 22.12.2015 «О признании недействующими пунктов 5, 7, 10, 11 Правил установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2015 № 249».

Из представленных по запросу суда в дело документов следует, что за период с ** ** ** по настоящее время истец многократно привлекался к уголовной (** ** ** –освобожден в ** ** **) и административной (практически ежемесячно) ответственности на территории Республики Коми и г. Сыктывкара в частности, при этом отбывал наказание на территории Республики Коми (Сыктывкар, Ухта, Сосногорск). Последний раз осужден приговором Сысольского районного суда РК от ** ** ** дело № 1-89/2020, отбывает наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по РК.

Согласно справке ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» Кокко С.В. ... За период с ** ** ** по ** ** ** неоднократно посещал как амбулаторные приемы (...

В декабре ** ** ** Кокко С.В. обращался в Сыктывкарский городской суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» с требованиями о признании незаконным отказа о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма, возложении обязанности предоставить пригодное для проживания жилое помещение на состав семьи 1 человек в пределах МО ГО «Сыктывкар», требования обосновывал тем, что является лицом, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений в собственности не имеет, на учете на получение жилья не состоял, письмом администрации от ** ** ** ему отказано в предоставлении жилья и включении в список, в связи с достижением возраста 23 лет.

Решением Сыктывкарского городского суда от ** ** ** по делу № 2-1080/2017 Кокко С.В. в удовлетворении требований отказано.

В данном решении в частности установлено, что ** ** ** истец обращался в администрацию МО ГО «Сыктывкар» по вопросу включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемым по договорам найма специализированных жилых помещений. Письмом администрации от ** ** ** истцу отказано в обеспечении жилым помещением.

Так же в мае ** ** ** Кокко С.В. обращался в Сыктывкарский городской суд с иском к ГУ УПФР в г.Сыктывкаре РК о признании решения незаконным, обязании назначить выплату.

Определением суда от ** ** ** данное исковое заявление оставлено без рассмотрения.

В последующем Коко С.В. обратился в Сыктывкарский городской суд с заявлением об отмене определения от ** ** **. Указанное заявление определением суда от ** ** ** возвращено заявителю.

Указанные обстоятельства в их совокупности, совместно с пояснениями стороны истца подтверждают факт постоянного проживания истца на территории г. Сыктывкара. Доказательств, с достоверностью свидетельствующих об обратном ответчиком суду не представлено.

С учетом приведенных разъяснений законодательства и установленных обстоятельств дела суд полагает, что заявленные истцом требования о признании незаконным и подлежащим отмене решения ГУ УПРФ о выплате пенсии без районного коэффициента – 20%, возложении обязанности назначить выплату районного коэффициента к пенсии по инвалидности с октября 2015 и произвести выплату недополученной пенсии, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Кокко Сергея Владимировича удовлетворить.

Признать незаконным и подлежащим отмене решение ГУ УПФР в г.Сыктывкаре РК о выплате Кокко Сергею Владимировичу пенсии по инвалидности без учета районного коэффициента.

Обязать ГУ УПФР в г.Сыктывкаре РК (межрайонное) назначить Кокко Сергею Владимировичу выплату районного коэффициента (20%) к пенсии по инвалидности с октября 2015, произвести выплату недополученной пенсии.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца через Сыктывкарский городской суд Республики Коми со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 16.11.2020.

Судья- Я.В. Коданева

2-6160/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Кокко Сергей Владимирович
Ответчики
ГУ УПФ по РК г. Сыктывкар
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Коданева Янина Владимировна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
20.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.08.2020Передача материалов судье
24.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.10.2020Судебное заседание
12.11.2020Судебное заседание
16.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее