Решение по делу № 33-8945/2023 от 03.10.2023

УИД: 11RS0002-01-2023-001643-42

Республика Коми, г. Сыктывкар Дело № 2-2160/2023 (33-8945/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Нагорновой О.Н.,

судей Перминовой Н.А., Никитенковой Е.В.,

при секретаре Калинкович И.С.,

рассмотрела в судебном заседании 9 октября 2023 года апелляционную жалобу администрации МО ГО «Воркута» на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 26 июня 2023 года, которым постановлено:

Исковые требования прокурора города Воркуты удовлетворить.

Обязать муниципальное образование городского округа «Воркута», в лице администрации муниципального образования городского округа «Воркута», в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание МВ(с)ОУ «Центр образования <Номер обезличен>» г. Воркуты, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>, с кадастровым номером <Номер обезличен>, путем закрытия окон и дверных проемов здания.

Заслушав доклад судьи Никитенковой Е.В., объяснения прокурора ФИО10., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г. Воркуты, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации МО ГО «Воркута» о возложении обязанности в течении трех месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение мероприятий по исключению доступа неопределенного круга лиц в здание МВ(с)ОУ «Центр образования <Номер обезличен>» г. Воркуты, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>, г. Воркута, <Адрес обезличен>, с кадастровым номером <Номер обезличен> путем закрытия оконных и дверных проемов здания.

В обоснование иска указано, что в ходе проверки исполнения администрацией МО ГО «Воркута» законодательства Российской Федерации о содержании бесхозных и заброшенных объектов, законодательства о соблюдении прав детей на охрану жизни и здоровья, установлено, что по адресу: <Адрес обезличен>, г. Воркута, <Адрес обезличен>, расположен заброшенный объект - здание МВ(с)ОУ «Центр образования <Номер обезличен>» г. Воркуты. Собственником объекта является МО ГО «Воркута». Заброшенное аварийное здание является объектом потенциально опасным с точки зрения антитеррористической защищенности и общественной безопасности. Возможность свободного проникновения в указанное здание создает условия для совершения противоправных действий, в том числе и в отношении несовершеннолетних, делает его опасным и создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц в случае его разрушения или использования не по назначению лицами, не имеющими на него права собственности, а также может привести к иным чрезвычайным ситуациям.

Администрация МО ГО «Воркута» в ходе производства по делу иск не признала, ссылаясь на то, что не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку бремя содержания и обязанность по обеспечению сохранности муниципального имущества несет КУМИ администрации МО ГО «Воркута», на котором лежит обязанность по техническому обслуживанию спорного объекта, а также по обеспечению мер, препятствующих несанкционированному доступу людей внутрь данного объекта.

Третье лицо КУМИ администрации МО ГО «Воркута» свою позицию по делу не представило.

Судом постановлено приведенное выше решение.

Не согласившись с решением, администрация МО ГО «Воркута» обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении исковых требований прокурора.

Прокурором г. Воркуты представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых он просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании прокурор ФИО8 поддержала доводы возражений на апелляционную жалобу.

Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, прокуратурой г. Воркуты во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов», а также на основании информации заместителя начальника ОМВД России по г. Воркуте, проведена проверка исполнения администрацией МО ГО «Воркута» законодательства Российской Федерации правил содержания бесхозных и заброшенных объектов, законодательства о соблюдении прав детей на охрану жизни и здоровья.

В ходе проверки установлено, что по адресу: <Адрес обезличен>, г. Воркута, <Адрес обезличен> расположен заброшенный объект с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью 5528,6 кв.м. – здание МВ(с)ОУ «Центр образования <Номер обезличен>» г. Воркуты.

Здание находится в аварийном состоянии, имеет разрушения фундамента, стен и кровли, длительное время не используется. В здании имеются дверные и оконные проемы, через которые возможен доступ неограниченного круга лиц. Ограждение земельного участка с размещенным на его территории зданием отсутствует, доступ на территорию, в том числе в здание, свободный.

Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости, здание МВ(с)ОУ «Центр образования <Номер обезличен>» г. Воркуты, с кадастровым номером <Номер обезличен> по адресу: <Адрес обезличен>, г. Воркута, <Адрес обезличен> принадлежит МО ГО «Воркута».

В письме от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, адресованном и.о. прокурора г. Воркуты, администрация МО ГО «Воркута» указывает, что здание МВ(с)ОУ «Центр образования <Номер обезличен>» г. Воркуты входит в состав казны МО ГО «Воркута», на сегодняшний день не востребовано со стороны третьих лиц, отключено от коммуникаций и инженерных сетей, требует проведения работ по ограничению доступа (консервации) либо сносу и ежегодно включается в план проверок сохранности и проведения работ по ограничению доступа. Работы по консервации не проведены в связи с отсутствием бюджетных средств.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу ч. 1 ст. 37 Федерального закона от <Дата обезличена> № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

Согласно п. 2 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от <Дата обезличена> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесено к вопросам местного значения городского округа.

На основании ч. 1 ст. 51 Устава МО ГО «Воркута» администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Республики Коми.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 52 Устава МО ГО «Воркута» администрация МО ГО «Воркута» в порядке, установленном Советом городского округа, управляет муниципальной собственностью города, решает вопросы создания, приобретения, использования, аренды объектов муниципальной собственности, вносит предложения в Совет городского округа об отчуждении недвижимых объектов муниципальной собственности.

Суд первой инстанции, оценив установленные по делу обстоятельства, пришел к выводу о том, что МО ГО «Воркута» как собственник здания МВ(с)ОУ «Центр образования <Номер обезличен>» г. Воркуты, с кадастровым номером <Номер обезличен> по адресу: <Адрес обезличен>, г. Воркута, <Адрес обезличен> не соблюдает требования, установленные законодательством Российской Федерации по содержанию бесхозных и заброшенных объектов.

Принимая во внимание, что непринятие своевременных мер по ограничению доступа третьих лиц в здание создает угрозу жизни, здоровью неопределенного круга лиц, суд возложил на администрацию МО ГО «Воркута» как на орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции и полномочия собственника муниципального имущества, принадлежащего МО ГО «Воркута», обязанность принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание МВ(с)ОУ «Центр образования <Номер обезличен>» г. Воркуты, с кадастровым номером <Номер обезличен> по адресу: <Адрес обезличен>, г. Воркута, <Адрес обезличен>, путем закрытия окон и дверных проемов здания.

Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, нормы материального права применены правильно.

Установленный судом трехмесячный срок для исполнения решения суда, вопреки доводам апелляционной жалобы, соответствует требованиям разумности и позволяет исполнить решение суда надлежащим образом. Ссылки администрации МО ГО «Воркута» на то, что для исполнения решения суда с учетом процедуры конкурса необходимо большее время, по существу ничем не подтверждены.

Кроме того, судебная коллегия отмечает, что ответчик в случае объективной невозможности исполнить решение суда в установленный срок не лишен возможности обратиться за предоставлением ему отсрочки исполнения решения.

Доводы апелляционной жалобы о том, что надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является КУМИ администрации МО ГО «Воркута», ранее приводились ответчиком в суде первой инстанции, которым обоснованно отклонены, поскольку КУМИ администрации МО ГО «Воркута» входит в структуру администрации МО ГО «Воркута», осуществляет свою деятельность в пределах и порядке установленном, в том числе, распоряжениями администрации, подотчетен руководителю администрации, финансируется за счет средств бюджета муниципального образования, в связи с чем именно администрация МО ГО «Воркута» как орган местного самоуправления является лицом, реализующим полномочия собственника муниципального имущества, и надлежащим ответчиком по рассматриваемому делу.

Ссылки на отсутствие в деле заключения специалиста о том, что на спорный объект недвижимости возможен несанкционированный доступ людей, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанное обстоятельство подтверждается представленными в деле материалами проверки, в том числе фотоматериалами, и не опровергнуто ответчиком. Вопрос о возможности доступа посторонних лиц к объекту не требует каких-либо специальных познаний, в связи с чем его разрешение без участия специалиста являлось возможным.

С учетом изложенного оснований отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена> оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО «Воркута» – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение составлено <Дата обезличена>.

33-8945/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор г. Воркуты
Ответчики
Администрация МОГО Воркута
Другие
КУМИ администрации МОГО Воркута
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Никитенкова Е.В.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
09.10.2023Судебное заседание
11.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.10.2023Передано в экспедицию
09.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее