Медвежьегорский районный суд РК
г. Медвежьегорск, ул. Заводская, д. 7а
5-108/2024 (10RS0008-01-2024-000884-05)
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
20 августа 2024 года г. Медвежьегорск
Судья Медвежьегорского районного суда Республики Карелия Савицкая А.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.3.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении:
Исподиной Галины Петровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <данные изъяты> области, гражданки РФ, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, паспортные данные: <данные изъяты>
у с т а н о в и л:
Исподина Г.П. 21.05.2024 в период времени с 07.54 час. до 15.16 час., проживая по адресу: <адрес>, используя личную страницу «Галина Исподина» <данные изъяты> в социальной сети «ВКонтакте» в группе «Подслушано в Медвежьегорске», находящейся в открытом доступе для неограниченного круга лиц, поскольку просматривать группу и посты на странице группы, комментарии к постам, может любой пользователь сети «ВКонтакте», разместила под опубликованной 21.05.2024 видеозаписью «Иван ФИО8 Герой России старший лейтенант командир батареи 810-й бригады морской пехоты Черноморского флота»: комментарий «конечно, он же не скажет, сколько домов, больниц, садиков уничтожил…»; ответ к комментарию пользователя «Наталья ФИО9»: «Галина он там чтобы тут х***ю писала» следующего содержания - «Наталья, А вы счастливы от того что происходит там»; ответ к комментарию пользователя «Наталья ФИО10»: «Галина, тогда это будет здесь» следующего содержания - «Наталья, конечно будет, придут славные ветераны и начнется, они же не будут работать за 20-30 тысяч. Прекратите смотреть телевизор, там ведь одни победы…»; ответ к комментарию пользователя «Александр ФИО11»: «Галина, он не уничтожает дома, больницы и садики, он освобождает русские земли от фашистов и их прихвостней!» следующего содержания – «Александр, А мне погибший сосед, Игорь ФИО12, рассказывал другое, говорит то что показывают по телевизору, с точностью до наоборот»; комментарий «Вечный, давайте без оскорблений, я же вас не называю м…..м. Почему я должна думать как вы, у меня не может быть своего мнения? Вы 2014 год вспомнили, я его тоже помню как Гиркин с Моторолой и со своей командой напали на Славянск. Не случилось бы этого, не было бы сейчас того что происходит. Я имею право на свое мнение и так думает много людей, просто боятся выразиться. Потому что такие как вы, затыкаете рот и заставляете думать как вы. А я честна перед своей страной и горжусь этим», тем самым умышленно с целью подрыва авторитета, имиджа и доверия к Вооруженным Силам РФ, совершила публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ при проведении специальной военной операции в целях защиты интересов РФ и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности. При этом, указанные действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Исподина Г.П. на рассмотрение дела не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом, ходатайство об отложении рассмотрении дела оставлено без удовлетворения.
В материалы дела представлены письменные возражения Исподиной Г.П.. В письменных возражениях указано, что в рассматриваемом случае Исподина Г.П. высказывала свое мнение, никого не оскорбляла, каких-либо недопустимых в речи выражений не применяла. Понятие оскорбления должно быть мотивировано и доказано заключением специалиста в этой области (лингвиста). Из приведенных в протоколе об административном правонарушении фразах никаких выражений, попадающих под юрисдикцию ст. 20.3.3 КоАП РФ, не указано. Из фабулы протокола не ясно, в чем именно выражаются виновные действия. Критика не равна дискредитации, а вооруженные силы, как один из институтов государства и Минобороны России, как орган власти могут подвергаться критике, в том числе, жесткой, и должны быть терпимы к ней. Лозунги, а тем более использование антивоенной символики и атрибутики, не призывают к насилию или дискриминации, не представляют никакой общественной опасности, привлечение к ответственности за их использование при каких-либо обстоятельствах не может считаться адекватным. Закон содержит понятия «дискредитация» и «призыв», оценка которых требует специальных познаний в области лингвистики. Передача материала в суд и оценка его судом невозможна без лингвистического исследования. В данном деле такое исследование отсутствует. Настоящее привлечение к административной ответственности представляет собой необоснованное вмешательство в реализацию прав, гарантированных ст. 29 Конституции РФ, в соответствии с которой каждому гарантируется свободы мысли и слова. Свобода выражения является одной из важнейших основ демократического общества, одним из базовых условий для его прогресса и развития каждого человека. Объективных доказательств, подтверждающих факт размещения именно Исподиной Г.П. тех или иных комментариев, фраз не представлено. Также не установлено, каким образом было осуществлено наблюдение для того, чтобы проверить подлинность размещения записей, о которых идет речь в протоколе об административном правонарушении. Достаточных доказательств вины Исподиной Г.П. не установлено. Исподина Г.П. является пенсионеркой, пенсия является ее единственным источником средств для существования, <данные изъяты>. Приведенные в материалах дела сведения о привлечении Исподиной Г.П. в 2022 году к административной ответственности, правового значения не имеют за давностью. Производство по делу подлежит прекращению за недоказанностью. В случае признания вины Исподиной Г.П., при назначении наказания необходимо учесть ее материальное положение, то, что она является пенсионеркой, иных доходов, кроме пенсии, не имеет и назначить наказание ниже низшего предела.
Административный орган о рассмотрении дела извещен.
Изучив материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ предусмотрено наступление административной ответственности за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, либо на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях, а равно на дискредитацию оказания добровольческими формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Под дискредитацией для целей указанной статьи следует понимать умышленные действия, направленные на умаление авторитета и подрыв доверия к объекту дискредитации.
Вопрос о публичности действий должен разрешаться с учетом места, способа, обстановки и других обстоятельств дела (обращения к группе людей в общественных местах, на собраниях, митингах, демонстрациях, распространение листовок, вывешивание плакатов, распространение обращений путем массовой рассылки сообщений абонентам мобильной связи и т.п.).
Под публичными призывами для целей указанной статьи следует понимать выраженные в любой форме (например, в устной, письменной, с использованием технических средств) обращения к другим лицам с целью побудить их к осуществлению действий либо бездействию, направленным на воспрепятствование использования Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 2.1 ст. 10 Федерального закона от 31.05.1996 №N 61-ФЗ «Об обороне» в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами территории Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом для отражения или предотвращения вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой.
Согласно ч. 1 ст. 10.1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ решение об оперативном использовании за пределами территории Российской Федерации в соответствии с пунктом 2.1 статьи 10 настоящего Федерального закона формирований Вооруженных Сил Российской Федерации принимается Президентом Российской Федерации на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
21.02.2022 Российской Федерацией Донецкая Народная Республика и Луганская Народная Республика признаны в качестве суверенных и независимых государств на основании Указа Президента РФ от 21.02.2022 № 71 и Указа Президента РФ от 21.02.2022 № 72 соответственно.
22.02.2022 ратифицирован Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой, подписанный в городе Москве 21 февраля 2022 года (Федеральный закон от 22.02.2022 № 15-ФЗ).
22.02.2022 ратифицирован Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Луганской Народной Республикой, подписанный в городе Москве 21 февраля 2022 года (Федеральный закон от 22.02.2022 № 16-ФЗ).
В соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 22.02.2022 года № 35 «Об использовании вооруженных сил Российской Федерации за пределами территорий Российской Федерации» Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации дал согласие Президенту Российской Федерации на использование Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами страны. Общая численность формирований Вооруженных Сил Российской Федерации, районы их действий, стоящие перед ними задачи, срок их пребывания за пределами территории Российской Федерации определяются Президентом Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
24.02.2022 Президент Российской Федерации в телевизионном обращении объявил, что на основании обращения глав ДНР и ЛНР об оказании помощи в отражении агрессии вооруженных сил Украины в целях предотвращения гуманитарной катастрофы и жертв среди мирного населения республик, им принято решение о проведении специальной военной операции.
Как следует из письменных материалов, в частности, протокола об административном правонарушении от 23.07.2024 №, заявления ФИО5 от 23.05.2024, скриншотов записей, размещенными в социальной сети «ВКонтакте», скриншота страницы пользователя «Галина Исподина» <данные изъяты>, письменных объяснений Исподиной Г.П. от 28.06.2024, письменных объяснений ФИО5 от 23.07.2024, Исподина Г.П. 21.05.2024 в период времени с 07.54 час. до 15.16 час., проживая по адресу: <адрес>, используя личную страницу «Галина Исподина» <данные изъяты>, в социальной сети «ВКонтакте» в группе «Подслушано в Медвежьегорске», находящейся в открытом доступе для неограниченного круга лиц (просматривать группу и посты на странице группы, комментарии к постам, может любой пользователь сети «ВКонтакте»), под опубликованной 21.05.2024 видеозаписью «Иван ФИО13 Герой России старший лейтенант командир батареи 810-й бригады морской пехоты Черноморского флота» разместила: комментарий «конечно, он же не скажет, сколько домов, больниц, садиков уничтожил…»; ответ к комментарию пользователя «Наталья ФИО14»: «Галина он там чтобы тут х***ю писала» следующего содержания - «Наталья, А вы счастливы от того что происходит там»; ответ к комментарию пользователя «Наталья ФИО15»: «Галина, тогда это будет здесь» следующего содержания - «Наталья, конечно будет, придут славные ветераны и начнется, они же не будут работать за 20-30 тысяч. Прекратите смотреть телевизор, там ведь одни победы…»; ответ к комментарию пользователя «Александр ФИО16»: «Галина, он не уничтожает дома, больницы и садики, он освобождает русские земли от фашистов и их прихвостней!» следующего содержания – «Александр, А мне погибший сосед, Игорь ФИО17, рассказывал другое, говорит то что показывают по телевизору, с точностью до наоборот»; комментарий «Вечный, давайте без оскорблений, я же вас не называю м…..м. Почему я должна думать как вы, у меня не может быть своего мнения? Вы 2014 год вспомнили, я его тоже помню как Гиркин с Моторолой и со своей командой напали на Славянск. Не случилось бы этого, не было бы сейчас того что происходит. Я имею право на свое мнение и так думает много людей, просто боятся выразиться. Потому что такие как вы, затыкаете рот и заставляете думать как вы. А я честна перед своей страной и горжусь этим», тем самым умышленно с целью подрыва авторитета, имиджа и доверия к Вооруженным Силам РФ, дискредитировала использование Вооруженных Сил РФ в проведении специальной военной операции в целях защиты интересов РФ и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности. При этом, указанные действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Исходя из диспозиции части 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности представляют собой один из возможных видов публичных действий, направленных на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях.
Таким образом, объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ, образуют как публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, так и иные публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, но не содержащие призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации.
Публично озвученные Исподиной Г.П. посредством размещения в общедоступной социальной сети «ВКонтакте» выражения, вызывающие у читающих их лиц, негативные эмоции в отношении проводимой Вооруженными Силами Российской Федерации специальной военной операции, влекут за собой в глазах этих лиц умаление авторитета Вооруженных Сил Российской Федерации и подрыв доверия к использованию Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.
Доводы Исподиной Г.П. и ее защитника о недоказанности размещения комментариев именно Исподиной Г.П. опровергаются письменными пояснениями последней от 28.06.2024, представленными в материалы дела.
Не проведение по делу лингвистического исследования не свидетельствует об отсутствии в действиях Исподиной Г.П. состава административного правонарушения, поскольку уяснение сути размещенных Исподиной Г.П. комментариев, исходя из буквального значения слов, каких-либо специальных познаний не требует.
Принадлежность Исподиной Г.П. страницы в социальной сети, с которой были оставлены комментарии, подтверждается как письменными пояснениями Исподиной Г.П. от 28.06.2024, так и вступившим в законную силу постановлением судьи Медвежьегорского районного суда РК от 25.07.2022 № 5-350/2022.
Доводы Исподиной Г.П. о нарушении ее конституционных прав не являются основанием для освобождения последней от ответственности, поскольку Исподина Г.П. не была лишена права на выражение своего мнения с соблюдением норм действующего законодательства.
Представленные письменные материалы дела соответствуют требованиям ст. 26.2, 26.7 КоАП РФ, и в своей совокупности подтверждают обстоятельства допущенного административного правонарушения и вину Исподиной Г.П. в его совершении.
Судья признает содержащиеся в материалах дела письменные доказательства допустимыми, относимыми и в своей совокупности достаточными для установления обстоятельств административного правонарушения.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении не допущено.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены, событие административного правонарушения должным образом описано, а потому он является допустимым доказательством по делу.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления вины Исподиной Г.П. в совершении вменяемого противоправного деяния.
В соответствии с положениями КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
При этом, судья вправе в порядке ст. 26.10 КоАП РФ истребовать сведения, необходимые для разрешения дела об административном правонарушении, вызвать для допроса в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению по собственной инициативе либо по ходатайству участника производства по делу, в том числе лица, в отношении которого ведется производство по делу, его защитника.
Письменные объяснения, находящиеся в материалах дела об административном правонарушении, соответствуют требованиям КоАП РФ.
Учитывая изложенное, действия Исподиной Г.П. подлежат квалификации как публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, не содержащие признаков уголовно наказуемого деяния.
Санкцией ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ предусмотрено наказание для граждан в виде административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств в ходе производства по делу не установлено.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
В Постановлении от 14.02.2013 № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.
Согласно ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ).
С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, правового положения лица, привлекаемого к административной ответственности лица, суд полагает возможным применить при назначении наказания положения ч. 2.2. ст. 4.1 КоАП РФ, назначив Исподиной Г.П. наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей. Данное наказание соразмерно целям административного наказания, а также учитывает обстоятельства совершенного правонарушения, причины его совершения и имущественное положение привлекаемого к административной ответственности лица.
Оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным и применения положений ст. 2.9 КоАП РФ с учетом разъяснений, содержащихся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», не имеется.
Срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
п о с т а н о в и л:
признать Исподину Галину Петровну виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей 00 копеек.
Штраф надлежит перечислить по следующим реквизитам: УИН 18880410240800006477, Получатель штрафа: УФК по РК (ОМВД России по Медвежьегорскому району Респ.Карелия), ИНН 1001041280, КПП 100101001, БИК 018602104, ОКТМО 86624000, р/сч 03100643000000010600 Отделение НБ Республика Карелия Банка России//УФК по РК г. Петрозаводск, КБК 18811601201019000140.
Административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.В. Савицкая