Дело № 2-677/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 сентября 2018 года город Алатырь
Алатырский районный суд Чувашской Республики
под председательством судьи Борисова В.В.,
при секретаре судебного заседания Волковой Т.Н.,
с участием помощника Алатырского межрайонного прокурора Филимоновой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Алатырского районного суда гражданское дело по исковому заявлению Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики в интересах лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей Екатерининой В.Н. к администрации города Алатыря Чувашской Республики о предоставлении благоустроенного жилого помещения, соответствующего социальным нормам по договору социального найма специализированного жилого помещения,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ Алатырский межрайонный прокурор Чувашской Республики в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Екатерининой В.Н. с учетом уточнений от ДД.ММ.ГГГГ обратился в суд с иском к администрации г. Алатырь Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, мотивируя тем, в ходе проведенной проверки по обращению Екатерининой В.Н. установлено, что она отнесена к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы администрации города Алатыря Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. До настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. Со ссылкой на п.1 ст.8 ФЗ от 21.12.1996 года №159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.17 Закона ЧР от 17.10.2005 года №42 «О регулировании жилищных отношений», ст.14.7 Закона ЧР от 30.11.2006 года №55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» просит иск удовлетворить.
В судебном заседании помощник Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики Филимонова Е.В. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.
Истец Екатеринина В.Н. исковые требования поддержала и просила удовлетворить по изложенным в иске Алатырского межрайонного прокурора ЧР основаниям.
Представитель ответчика администрации г. Алатырь Чувашской Республики Веряскин Е.Н., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Екатерининой В.Н. не признал, пояснил, что в соответствии с Законом Чувашской Республики от 01.12.2017 года № 71 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на ДД.ММ.ГГГГ и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ» сумма субвенций г. Алатырю Чувашской Республики в ДД.ММ.ГГГГ на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей составляет 1911,4 тыс. руб., за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. В ДД.ММ.ГГГГ администрацией города Алатыря приобретены два жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Таким образом, администрацией города Алатыря Чувашской Республики израсходованы финансовые средства, выделенные на ДД.ММ.ГГГГ для осуществления государственных полномочий Чувашской Республики оп обеспечению специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство финансов Чувашской Республики, в судебное заседание явку представителя не обеспечило, от заместителя министра поступил отзыв на иск, в котором указывается, что реализация права на дополнительную социальную поддержку лиц из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер. Достижение лицом из указанной категории граждан возраста 23 лет не является основанием для отказа в предоставлении жилого помещения лишь в случае, когда указанные лица обратились за данной социальной поддержкой до достижения указанного возраста. Таким образом, срок предоставления жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, после постановки на учет в качестве нуждающихся в получении жилья законом не ограничен. Предоставление жилого помещения является обязанностью муниципального образования и не противоречит положениям статей 5 и 8 Федерального закона № 159-ФЗ об отнесении расходов по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к расходным обязательствам субъекта РФ. Денежные средства на реализацию указанных полномочий ежегодно предусматриваются в республиканском бюджете Чувашской Республики в виде субвенций бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов. Средства на указанные цели распределяются в соответствии с методикой расчета объема субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов для осуществления государственных полномочий Чувашской Республики по обеспечению специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленной в соответствии со статьей 14.7 Закона Чувашской Республики от 30.11.2006 №55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями». Согласно распределению субвенций бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов для осуществления государственных полномочий Чувашской Республики по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным Законом Чувашской республики от 01.12.2017 года № 71 « О республиканском бюджете Чувашской Республики на ДД.ММ.ГГГГ и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ» г. Алатырю в ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено 1911,4 тыс. руб. за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. Просят рассмотреть дело без их участия.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики в судебное заседание явку представителя не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела извещено.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.8 ч.1 ст.92 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В соответствии со ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены в ФЗ от 21.12.1996 года №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - ФЗ от 21.12.1996 года №159), согласно п.1 ст.8 которого установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с п.9 ст.8 ФЗ от 21.12.1996 года №159 право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.Как следует из представленных материалов, Екатеринина В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей, поскольку её родители ФИО1 и ФИО2 решением Алатырского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ были лишены родительских прав, мать ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
На основании постановления главы администрации г. Алатыря Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № Екатеринина В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принята на учет в качестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно уведомлениям Управления Росреестра по Чувашской Республике № от ДД.ММ.ГГГГ, № и от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ право на недвижимое имущество у Екатерининой В.Н. не зарегистрировано.
Согласно справке, выданной ООО «Управление ЖКХ» г. Алатыря ЧР от ДД.ММ.ГГГГ Екатеринина В.Н. в настоящее время зарегистрирована по адресу: <адрес>
Факт нуждаемости Екатерининой В.Н. в улучшении жилищных условий и право на обеспечение ее жилым помещением в соответствии с ФЗ от 21.12.1996 года №159 ответчиком и третьими лицами не оспаривается.
Согласно п.1 ст.7 Закона ЧР от 06.02.2009 года №5 «Об опеке и попечительстве» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере переданных государственных полномочий Чувашской Республики по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних относится формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, а также установление невозможности проживания указанных лиц в ранее занимаемых ими жилых помещениях.
В соответствии с п.10 ч.1 ст.1 Закона ЧР от 30.11.2006 года №55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - специализированные жилые помещения) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с частью 2 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 "О регулировании жилищных отношений".
В соответствии с п. 2 ст. 23.1 Закона ЧР от 17.10.2005 года №42 «О регулировании жилищных отношений» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, которые находятся на территории Чувашской Республики, признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Постановлением Кабинета Министров ЧР от 25.07.2013 года №292 утвержден Порядок предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Порядок)
Пунктом 1.2 Порядка установлено, что предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированных жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, наделенными государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 1 Закона Чувашской Республики "О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями".
С учетом приведенных правовых норм, обязанность по обеспечению истца жилым помещением законодательством возложена на администрацию г. Алатыря Чувашской Республики, которой переданы государственные полномочия Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений таким лицам. К их числу относятся, в частности, невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении ребенка, который достиг возраста 18 лет и который включен в список, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательном учреждении. При этом ни ФЗ от 21.12.1996 года №159, ни Закон ЧР от 17.10.2005 года №42 «О регулировании жилищных отношений» не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Согласно положениям вышеуказанного законодательства формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Положения действующего законодательства не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения. Именно поэтому с момента включения истца в список на получение жилья и наступления указанных в федеральном законе обстоятельств у ответчика возникла обязанность по предоставлению Екатерининой В.Н. жилого помещения. Формирование субъектом РФ сводного списка указанной категории лиц означает констатацию в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объема субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не означает, что установлена очередность указанным списком на предоставление жилого помещения. Обращение в суд с иском к ответчику о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения является реализацией права на меры социальной поддержки. При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием отказа в обеспечении жильем указанной категории граждан в порядке, определенном федеральным законодательством.
При таких обстоятельствах наличие очередности среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями таких лиц, не должно ограничивать гарантированное истцу право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда в установленном законом порядке и, соответственно, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Указанная правоприменительная позиция неоднократно высказывалась Верховным Судом РФ (Определения от 12.08.2014 года №86-КГПР 14-7, от ДД.ММ.ГГГГ №-КГПР15-11).
Таким образом, исковые требования Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики обоснованы и подлежат удовлетворению.
Суд оценивает доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ в совокупности с имеющимися доказательствами, в соответствии с ч. 2 ст. 67 ГПК РФ никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих доводов и возражений.
В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Руководствуясь ст.ст.194–199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики в интересах лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, Екатерининой В.Н. к администрации города Алатырь Чувашской Республики о предоставлении жилого помещения, соответствующее социальным нормам, по договору найма специализированного жилого помещения, удовлетворить.
Обязать администрацию города Алатыря Чувашской Республики предоставить лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Екатерининой В.Н., однократно благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Алатырский районный суд Чувашской Республики.
Мотивированное решение составляется в течение 5 дней.
Председательствующий: судья В.В. Борисов
Мотивированное решение составлено 26.09.2018 года.