Дело №2а-1391/2019
24RS0031-01-2019- 001614-46
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 декабря 2019года пгт. Курагино
Курагинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Рукосуевой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Войтюк О.В.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Красноярскому краю к Ельницкой В.А. взыскании задолженности по налогам и пени за 2015-2016 год,
установил:
Административный истец - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №10 по Красноярскому краю (далее - МИФНС России № 10 по Красноярскому краю) обратился в суд с иском к Ельницкой В.А. о взыскании задолженности по налогу на имущество за 2016 года в сумме <...>, земельному налогу в сумме <...>, пени по налогу на имущество и земельному налогу.
Требования мотивированы тем, что административный ответчик Ельницкая В.А. является налогоплательщиком земельного налога, налога на имущество. Ельницкой В.А. был исчислен налог на имущество и земельный налог за 2015- 2016 года, который налогоплательщику необходимо было уплатить не позднее ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно, а также начислен земельный налог за 2016 год. В адрес Ельницкой В.А. направлено налоговое уведомление, в котором был исчислен налог на имущество и земельный налог за 2015- 2016 г.г. В установленный законодательством срок недоимка по указанному налогу Ельницкой В.А. не уплачена в полном объеме. В связи с тем, что в установленные сроки обязанность по уплате налога Ельницкой В.А. не исполнена, в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику начислены пени по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество. Таким образом, общая сумма задолженности составила <...>., которые просит взыскать. Одновременно в административном исковом заявлении административный истец ходатайствовал перед судом о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения в суд с указанными административными исковыми требованиями, обосновывая свое ходатайство тем, что заявление о взыскании задолженности по налогам с Ельницкой А.В. не было подано в установленный законом срок, в связи с большой загруженностью налогового органа по обработке задолженности физических лиц по налогам и пеням.
В судебное заседание представитель административного истца МИФНС России № 10 по Красноярскому краю не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела административный истец извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца(л.д.8).
Административный ответчик по делу – Ельницкая В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
При таких обстоятельствах, суд, руководствуясь ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему:
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации регламентирован порядок производства по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций.
Согласно статье 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (п. 1).
Порядок и сроки для принудительного взыскания с налогоплательщика - физического лица неуплаченного налога, пени, штрафов предусмотрены положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в редакции закона на момент возникновения спорных правоотношений.
По общему правилу пункта 2 названной статьи заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Таким образом, налоговым законодательством предусмотрены специальные сроки по требованиям об уплате налога, пени.
В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
В Курагинский районный суд административное исковое заявление МИФНС России № 10 по Красноярскому краю к Ельницкой А.В. о взыскании задолженности по налогам и пени за 2015- 2016 года, в котором истец просит о восстановлении пропущенного процессуально срока на обращение с административным исковым заявлением, поступило 12 ноября 2019 года.
Административное исковое заявление направлено административным истцом в суд спустя более года, со дня истечения указанного срока.
В соответствии с ч.1 ст. 95 КАС РФ, лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Как следует из ходатайства административного истца о восстановлении пропущенного процессуального срока, в качестве причины пропуска процессуального срока административный истец указывает на большое количество должников перед бюджетом, большой объем передаваемых документов, а также необходимость проверки сведений о задолженности по имущественным налогам и подготовку пакета документов. Иных доказательств уважительности пропуска срока исковой давности, истцом не представлено.
Однако, данное обстоятельство, суд не может расценивать как уважительную причину пропуска, установленного законом срока на подачу административного иска о взыскании недоимки по налогу, поскольку оно относится к организации работы в соответствующем налоговом органе, а не к объективным обстоятельствам, препятствующим предъявлению административного иска.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При таких обстоятельствах, судом установлен факт пропуска административным истцом срока обращения в суд с административным исковым заявлением к Ельницкой В.А. о взыскании задолженности по налогам, пени, и отсутствие допустимых доказательств уважительности причин пропуска этого срока, следовательно, налоговая инспекция утратила свое право требования к административному ответчику Ельницкой В.А. уплаты указанного налога, в связи с чем, суд полагает, что Межрайонной ИФНС России № 10 по Красноярскому краю к Ельницкой В.А. необходимо отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований, без исследования иных фактических обстоятельств по делу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Красноярскому краю к Ельницкой В.А. о взыскании задолженности по налогам и пени за 2015-2017 год в сумме <...>, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда, через Курагинский районный суд Красноярского края, в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий: Рукосуева Е.В.