ФИО3 КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
дело №а-2672/2019
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 9 июня 2020 года
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе
председательствующего Капункина Ю.Б.,
судей Монмаря Д.В. и Мальмановой Э.К.
при секретаре Матвеевой Я.В.
Рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя администрации муниципального образования города Краснодара по доверенности Пешковой ФИО10 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 10 декабря 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Арт ФИО9 к администрации муниципального образования город Краснодар об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б., пояснения представителей по доверенности Пешковой Е.А., Новоселов Д.А., суд
УСТАНОВИЛ:
Арт Ирина Валерьевна (далее-заявитель) обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования города Краснодара (далее-административный ответчик) об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в переводе жилого помещения в нежилое.
Решением Прикубанского районного суда города Краснодара от 19 сентября 2019 года в удовлетворении требований административного истца отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 10 декабря 2019 года решение суда первой инстанции отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В кассационной жалобе представитель администрации муниципального образования город Краснодар Пешкова Е.А. просит отменить апелляционное определение. Выводы суда апелляционной инстанции о нарушении прав административного истца и его представителя, предусмотренных статьей 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ), противоречат материалам дела.
Определением суда от 15 апреля 2019 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Определением суда от 28 мая 2020 года рассмотрение кассационной жалобы отложено на 9 июня 2020 года.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела судом апелляционной инстанций были допущены такого характера нарушения.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Согласно статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что Арт И.В. является собственником квартиры, расположенной по адресу: г. Краснодар, ул. Веницианская, 12, кв. 31 на основании купли-продажи от 02.11.2018 года, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
01.06.2019 года заявитель обратилась в администрацию муниципального образования города Краснодара с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое помещение, на что письмом от 03.07.2019 года № 648-04 за подписью председателя межведомственной комиссии администрации муниципального образования города Краснодара ей было отказано.
Решение об отказе в переводе жилого помещения в нежилое, было мотивированно следующим: для перевода жилого помещения в нежилое, кроме прочего, заявитель должен приложить протокол общего собрания всех собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод помещения в нежилое, а также согласие каждого собственника помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое. Указанные документы административным истцом предоставлены не были.
В соответствии с пунктом 3 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.
Согласно части 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: заявление о переводе помещения; правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения); протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение; согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении требований заявителя было отказано по причине, что на момент принятия решения административного ответчика об отказе (03.07.2019 года), действовала вышеуказанная редакция ЖК РФ и тот факт, что заявление административным истцом было подано до вступления в законную силу этих изменений не является основанием для отмены решения межведомственной комиссии администрации.
Апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции, указал, что при рассмотрении дела судом первой инстанции вопрос возможности перевода жилого помещения в нежилое подлежал разрешению с учетом мнения собственников иных помещений многоквартирного дома, однако такие лица не были привлечены судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене, поскольку вынесено с существенным нарушением норм процессуального права.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции не может согласиться с позицией апелляционного суда, по следующему.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14.06.1994 года № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
Как видно из материалов дела, 01.06.2019 года Арт И.В. обратилась в администрацию муниципального образования города Краснодара с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое помещение. Сотрудник МФЦ 01.06.2019 года принял заявление, что подтверждается графиком прохождения документации от 01.06.2019 года.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации для перевода жилого помещения в нежилое необходимо решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (МКД) о согласии на такой перевод.
В силу пункта 7 части 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации для перевода жилого помещения в нежилое необходимо согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.
Пункты 6, 7 внесены в часть 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании Федерального закона Российской Федерации № 116-ФЗ от 29.05.2019 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации».
Федеральный закон № 116-ФЗ от 29.05.2019 года, опубликован 31.05.2019 года и вступил в законную силу 09.06.2019 года.
Административный заявитель в заявлении по вопросу перевода квартиры в нежилое помещение ссылался на то, что оно должно быть рассмотрено администрацией муниципального образования города Краснодар в рамках действующей на тот момент времени редакции Жилищного кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд в своем определении указал, что административный истец обратился в орган местного самоуправления по вопросу перевода жилого помещения в нежилое до вступления в силу вышеуказанных изменений жилищного законодательства.
Однако постановил, что при рассмотрении дела в суде первой инстанции спорный вопрос подлежал разрешению с учетом мнения собственников иных помещений многоквартирного дома, которые не были привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц.
Таким образом, судом апелляционной инстанции не была дана правовая оценка ни доводам заявителя, ни административного ответчика, в части применения норм жилищного законодательства во времени.
А также правомерности применения действующего жилищного законодательства на дату подачи заявления, или на дату принятия решения административного органа.
В результате, вывод суда апелляционной инстанции о разрешении дела в отсутствии заинтересованных лиц основан на неправильном толковании и применении норм материального и процессуального права, что является основанием для отмены судебного акта.
Апелляционное определение подлежит отмене.
Поскольку дело подлежит возвращению на новое рассмотрение, а в силу части 3 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции не вправе предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела, остальные доводы кассационной жалобы судебной коллегией оставлены без оценки.
При таких обстоятельствах кассационный суд считает, что апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 10 декабря 2019 года надлежит отменить, а дело направить на новое рассмотрение в Краснодарский краевой суд.
При новом рассмотрении дела суду надлежит установить фактические обстоятельства по делу и применить соответствующие нормы законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 318, 327-331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 10 декабря 2019 года, отменить направить дело № 2а-2672/2019 на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суд.
Председательствующий
Судьи