Дело № 2-1753/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Интинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Румянцевой И.М.,
при секретаре Каминской Н.А.,
с участием истца Вожлякова С.А.,
представителя ответчика Мазепы Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Инте Республики Коми 04 декабря 2015 года дело по иску Вожлякова С.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми о перерасчете размера пенсии, взыскании недополученной пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Вожляков С.А. обратился в суд с иском к УПФР в ____ РК о перерасчете размера пенсии с __.__.__ с учетом районной надбавки, взыскании недополученной пенсии с __.__.__. В обоснование заявленных требований истец указал, что до __.__.__ получал пенсию на основании своего заявления по месту своего фактического проживания: ____ с учетом районной надбавки, через отделение почты. Каждый месяц почтальон приносит ему пенсию домой по указанному адресу. В __.__.__ получил пенсию без учета районной надбавки, из-за того, что в его пенсионном деле нет документа, подтверждающего регистрацию по адресу: ____. С действиями ответчика не согласен, так как факт регистрации по месту жительства или отсутствия таковой не может служить основанием ограничения его прав.
Истец в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика - УПФР в ____ РК Мазепа Р.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил суду, что в соответствии с действующими Правилами установления и выплаты повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера, установлено, что регистрация граждан по месту жительства подтверждается соответствующей отметкой в паспорте, а о месте пребывания свидетельством о регистрации по месту пребывания.
Определением Интинского городского суда исковые требования истца о взыскании недополученной пенсии с сентября 2015 года выделены в отдельное производство.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Управлением Пенсионного фонда в Переславле и ____ с __.__.__ Вожлякову С.А. назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от __.__.__ № 173-ФЗ (далее - Федеральный закон от __.__.__).
С __.__.__ Вожляков С.А. был поставлен на учет в УПФР в ____ в связи с изменением места жительства.
С __.__.__ Вожлякову С.А. по его заявлению от __.__.__ как лицу, проживающему в районах Крайнего Севера, был произведен перерасчет фиксированного базового размера пенсии по старости с учетом районного коэффициента в соответствии с п. 6 ст. 14 Федерального закона от __.__.__.
С __.__.__ Вожлякову С.А. ответчиком стала выплачиваться пенсии по нормам Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 № 400-ФЗ (далее - Федеральный закон от __.__.__).
Судом установлено, что истцу с __.__.__ размер фиксированной выплаты исчисляется ответчиком без учета районного коэффициента, установленного в ____, поскольку у него отсутствует регистрация по месту жительства либо месту пребывания в ____.
В соответствии с ч. 9 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной ч. 1 и 2 ст. 16 данного Федерального закона и ч. 8 указанной статьи, устанавливается в сумме, равной увеличению фиксированной выплаты к страховой пенсии, увеличенной на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).
Согласно ч. 11 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 порядок установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного частями 9, 10, 14 и 15 ст. 17 указанного Федерального закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение предписаний федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2015 № 249 утверждены Правила установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее - Правила).
Правила определяют порядок установления и выплаты лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности, фиксированной выплаты к страховой пенсии по случаю потери кормильца, а также дополнительного увеличения повышений фиксированной выплаты к указанным страховым пенсиям, предусмотренных частями 9 и 10 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013.
Право на повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии на районный коэффициент, соответствующий месту проживания (пребывания) получателя пенсии, обусловлено исключительно фактом проживания (пребывания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и предусмотрено федеральным законом. При этом согласно ч. 10 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 изменение повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии связывается с изменением районного коэффициента места проживания (пребывания) пенсионера, что нашло свое отражение в п. 7, 10, 11 Правил, также предусматривающих, что изменение места жительства (пребывания) пенсионера влечет соответствующие изменения повышения фиксированной выплаты и перерасчет пенсии.
Решением Верховного Суда РФ от 07.10.2015 № АКПИ15-859 признаны недействующими со дня вступления в законную силу решения суда пункты 5, 7, 10, 11 Правил установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2015 № 249, в той мере, в которой отсутствие регистрации по месту жительства или по месту пребывания у лица, проживающего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, ограничивает право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Как указано в данном решении требование оспариваемых пунктов Правил о подтверждении места жительства и пребывания соответствующей регистрацией установлено в целях применения ч. 9 ст. 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" и исключения случаев необоснованного предоставления пенсионной льготы, поскольку положения указанной нормы Федерального закона распространяются исключительно на лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Таким образом, документальное подтверждение факта проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которым в силу ст. 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" является регистрация по месту жительства либо пребывания, служит необходимым условием для назначения повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии с применением районного коэффициента. Вместе с тем при невозможности документально подтвердить факт проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях ввиду отсутствия соответствующей регистрации по месту жительства либо пребывания пенсионер лишен права, при наличии иных доказательств, на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной ч. 9 ст. 17 Федерального закона от __.__.__.
В соответствии с абзацем 2 ст. 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Свидетель ФИО5 в судебном заседании __.__.__ показала суду, что истец проживает в ____, с __.__.__ и она его видит каждый день, почтальон приносит пенсию истцу на дом. Истец постоянно обращается за медицинской помощью в Интинскую ЦГБ.
Из информации ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ" следует, что Вожляков С.А. обращался за медицинской помощью: __.__.__, __.__.__, __.__.__, __.__.__, __.__.__, __.__.__, __.__.__, __.__.__, __.__.__, __.__.__, __.__.__, __.__.__, __.__.__, __.__.__, __.__.__, __.__.__, __.__.__.
Также судом установлено, что истец неоднократно с августа 2015 года обращался в компетентные органы по вопросу регистрации по месту пребывания по адресу: ____, пенсию он получает лично через почтовое отделение связи без права оформления доверенности на получение пенсии.
Таким образом, суд приходит к выводу о доказанности фактического проживания истца в ____ Республики Коми. Отсутствие факта регистрации не должно ущемлять право истца на получение размера фиксированной выплаты с учетом районного коэффициента, установленного в ____, в связи с чем требования истца о перерасчете размера пенсии с __.__.__ являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная им при подаче иска государственная пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми произвести перерасчет размера пенсии Вожлякову С.А. с __.__.__ с учетом районного коэффициента, установленного в городе Инте Республики Коми.
Взыскать с Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми в пользу Вожлякова С.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере <....> руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 09.12.2015 в 17 час.
Судья |
И.М.Румянцева |