РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 ноября 2018 года г. Братск
Братский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ларичевой И.В., при секретаре Ермилиной А.С., с участием помощника прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г., ответчика - администрации Куватского сельского поселения в лице представителя Тихомировой А.С., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело *** по исковому заявлению прокурора Братского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Куватского сельского поселения, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Роспотребнадзора по Иркутской области, об обязании устранить нарушения требований природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование искового заявления прокурор Братского района Иркутской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, указал, что прокуратурой в ходе осуществления анализа состояния законности в сфере исполнения природоохранного законодательства установлено нарушение администрацией Куватского сельского поселения действующего законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ртутьсодержащих ламп.
Статья 42 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривается право каждого на благоприятную окружающую среду. Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Согласно ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. В силу ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается. Пунктами 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается. Основными принципами охраны окружающей среды, установленными ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ, являются, в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующей территории; обязательность участия органов местного самоуправления в деятельности по охране окружающей среды.
Прокуратурой установлено, что на территории Куватского сельского поселения администрацией не организован сбор отработанных ртутьсодержащих ламп, не определено место первичного сбора и размещения отходов. В федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» включены отходы 1-2 класса опасности: лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства. Статьей 4.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что отходы 1 класса опасности относятся к чрезвычайно опасным отходам. В соответствии с ГОСТ Р 53691-2009 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода 1 - 4 класса опасности. Основные требования», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2009 №1091-ст, отходы 1 класса опасности - чрезвычайные отходы - это отходы, в состав которых входят вещества или компоненты, обладающие одним или несколькими опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, способностью к самовозгоранию, высокой реакционной способностью, канцерогенностью, наличием возбудителей инфекционных заболеваний или другими установленными документально опасными свойствами), и обращение с которыми представляет непосредственную или потенциальную опасность для жизни и здоровья человека и/или окружающей среды.
Во исполнение ч. 9 ст. 10 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 №681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде. Согласно п. 3 Правил юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами. В силу п. 8 Правил органы местного самоуправления организуют сбор и определяют место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также их информирование. Не допускается самостоятельное обезвреживание, использование, транспортирование и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями отработанных ртутьсодержащих ламп, а также их накопление в местах, являющихся общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома, за исключением размещения в местах первичного сбора и размещения и транспортирования до них (п. 6 Правил). Хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары (п. 14 Правил). Вместе с тем, в нарушение указанных норм закона, предусмотренная законом обязанность по организации сбора и определения места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп администрацией не исполняется.
В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений. Согласно п.18 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи). Законом Иркутской области от 03.11.2016 №96-03 определены вопросы местного значения, где за сельскими поселениями Иркутской области закреплен, в том числе, п. 18 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3. В соответствии с п.19 ст.6 Устава Куватского муниципального образования к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Таким образом, орган местного самоуправления - администрация Куватского сельского поселения - обязана принимать меры по организации сбора и определении места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, а также по информированию потребителей ртутьсодержащих ламп. Лампы (люминесцентные и энергосберегающие) содержат ртуть, используются потребителями в быту, в связи с чем, вопрос об определении специализированного места их сбора направлен на создание безопасных условий проживания населения. Отработанные и использованные потребителями лампы относятся к бытовым отходам, соответственно, вопрос об их сборе является обязанностью органов местного самоуправления муниципального образования (поселения).
В соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды должно осуществляться органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Несоблюдение администрацией законодательства в сфере обращения с отходами 1 класса опасности грубо нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, так как может привести к загрязнению окружающей среды опасными отходами, причинению вреда жизни и здоровья граждан.
Просит суд обязать администрацию Куватского сельского поселения в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно - выполнить на территории Куватского сельского поселения Братского района Иркутской области следующие мероприятия в сфере обращения с отходами производства и потребления:
- организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп;
- разработать и утвердить порядок организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп;
- определить и оборудовать место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп в соответствии с требованиями законодательства об отходах производства и потребления;
- обеспечить информирование потребителей ртутьсодержащих ламп о порядке сбора и месте первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп в соответствии с требованиями природоохранного законодательства.
В судебном заседании помощник прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании ответчик - администрация Куватского сельского поселения в лице представителя Тихомировой А.С., действующей на основании доверенности, в полном объеме признала исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Куватского сельского поселения об обязании администрации Куватского сельского поселения в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно - выполнить на территории Куватского сельского поселения Братского района Иркутской области следующие мероприятия в сфере обращения с отходами производства и потребления:
- организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп;
- разработать и утвердить порядок организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп;
- определить и оборудовать место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп в соответствии с требованиями законодательства об отходах производства и потребления;
- обеспечить информирование потребителей ртутьсодержащих ламп о порядке сбора и месте первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп в соответствии с требованиями природоохранного законодательства.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Роспотребнадзора по Иркутской области в лице Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске и Братском районе, в судебное заседание не явилось, о дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного разбирательства, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав помощника прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г., представителя ответчика - администрации Куватского сельского поселения - Тихомирову А.С., действующую на основании доверенности, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 173 ГПК РФ признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписывается ответчиком.
Согласно ч. 2 ст. 173 ГПК РФ суд разъясняет ответчику последствия признания иска.
Ответчик - администрация Куватского сельского поселения в лице представителя Тихомировой А.С., действующей на основании доверенности, реализуя свое процессуальное право, в полном объеме признала исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Куватского сельского поселения об обязании администрации Куватского сельского поселения в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно - выполнить на территории Куватского сельского поселения Братского района Иркутской области следующие мероприятия в сфере обращения с отходами производства и потребления:
- организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп;
- разработать и утвердить порядок организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп;
- определить и оборудовать место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп в соответствии с требованиями законодательства об отходах производства и потребления;
- обеспечить информирование потребителей ртутьсодержащих ламп о порядке сбора и месте первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, о чем имеется её подпись в протоколе судебного заседания. Последствия признания иска ответчику разъяснены и понятны.
В силу ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Учитывая, что ответчик - администрация Куватского сельского поселения в лице представителя Тихомировой А.С., действующей на основании доверенности, в полном объеме признала исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Куватского сельского поселения об обязании устранить нарушения требований природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, признание иска не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, суд считает возможным принять признание иска ответчиком.
Руководствуясь ст. ст. 173, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Принять от ответчика - администрации Куватского сельского поселения в лице представителя Тихомировой А.С., действующей на основании доверенности, признание иска.
Исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию Куватского сельского поселения в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно - выполнить на территории Куватского сельского поселения Братского района Иркутской области следующие мероприятия в сфере обращения с отходами производства и потребления:
- организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп;
- разработать и утвердить порядок организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп;
- определить и оборудовать место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп в соответствии с требованиями законодательства об отходах производства и потребления;
- обеспечить информирование потребителей ртутьсодержащих ламп о порядке сбора и месте первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп в соответствии с требованиями природоохранного законодательства.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.В. Ларичева