Решение по делу № 2а-3548/2021 от 30.06.2021

2а-3548/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    22 июля 2021 года                                                           г. Ижевск

    Индустриальный районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе судьи Фролычевой Е.А.,

    при секретаре судебного заседания Перевощиковой А.Д.,

    рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики, к судебному приставу-исполнителю МРО по ОИП УФССП России по УР Князеву А.А. об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

    У С Т А Н О В И Л:

    Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики обратилось в суд к судебному приставу-исполнителю МРО по ОИП УФССП России по УР Князеву А.А. с административным иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МРО по ОИП УФССП России по УР от -Дата- в рамках исполнительного производства от -Дата- . Требования мотивированы тем, что -Дата- судебным приставом-исполнителем МРО по ОИП УФССП России по УР Князевым А.А. вынесено постановление о взыскании с Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики (далее – Министерство) исполнительского сбора в размере 50 000 руб. ввиду неисполнения в установленный срок требований исполнительного документа о предоставлении в пользование ФИО1 жилого благоустроенного помещения по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. Ижевска УР.

    Постановление поступило в Министерство -Дата-

    Министерство, не оспаривая законность указанного постановления, считает, что имеются основания для освобождения Министерства от взыскания исполнительского сбора ввиду следующего.

    С -Дата- Министерство является уполномоченным органом государственной власти УР по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Вместе с тем, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа осуществляется двумя органами государственной власти – Министерством и Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР (далее – Минстрой УР). Полномочия Министерства и Минстроя УР разграничены Законом УР от 14.03.2013 г. № 8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон УР № 8-РЗ) и раскрыты в подзаконных нормативных правовых актах. В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона № 8-РЗ Минстрой УР является органом, уполномоченным по формированию специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для детей-сирот. Данные полномочия также закреплены в Положении о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР, утвержденном постановлением Правительства УР от 22.12.2017 г. № 550 «О Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики» (подпункт 20.1 пункта 9). Порядок формирования специализированного жилищного фонда УР для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Порядок), утвержден постановлением Правительства УР от 04.06.2019 г. № 229.

    Финансирование расходов, связанных с формированием специализированного жилищного фонда, осуществляется в пределах бюджетных aссигнований, предусмотренных на соответствующий финансовый год законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных Минстрою УР на указанные цели, в том числе за счет средств, поступивших из федерального бюджета в установленном порядке (пункт 2 Порядка). В соответствии с пунктом 3 Порядка Министерство ежегодно до 1 мая представляет в Минстрой УР информацию о количестве детей-сирот, включенных в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике, с разбивкой по муниципальным образованиям, образованным в Удмуртской Республике.

    Минстрой УР на основании информации Министерства представляет в Министерство финансов Удмуртской Республики заявку об объемах средств бюджета Удмуртской Республики, необходимых для формирования специализированного жилищного фонда на очередной финансовый год и плановый период.Таким образом, Министерство предоставляет жилые помещения в том объеме, в каком их приобретает и передает в установленном порядке Минстрой УР.

    Выйти за пределы установленных полномочий и приобрести жилые помещения самостоятельно Министерство не вправе.

    В рамках указанных выше полномочий, предоставленных законодательством УР, Министерством были предприняты все зависящие от него меры.

    ФИО1 включена в сводный республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в УР, следовательно, за ней закреплено право на однократное, безвозмездное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона УР № 8-РЗ решение о предоставлении жилого помещения принимается в хронологическом порядке включения ребенка-сироты в республиканский список. ФИО1 занимала 2404 место в очереди на получение жилого помещения, следовательно, исполнение решения суда возможно только после приобретения Минстроем УР и передачи в Министерство для включения в специализированный жилищный фонд 2403 квартир.

    По итогам 2020 года в специализированный жилищный фонд включены 228 жилых помещения (письмо Минстроя УР от -Дата-. ). Для оказания содействия Минстрою УР Министерство обратилось в Министерство финансов УР с просьбой выделить дополнительные бюджетные средства на исполнение судебных актов (письмо от -Дата- , письмо от -Дата-. ). Вместе с тем дополнительные средства выделены не были.

    Специализированный жилищный фонд формируется Минстроем УР на основании проведения закупок для государственных нужд, осуществляемых в соответствии с требованиями Федерального закона от 5.04.2013 № 44-Ф3 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и постановлением Правительства Удмуртской Республики от 17.01.2018 N 3 «О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Удмуртской Республики» с соблюдением всех необходимых сроков проведения конкурсных процедур.

    С учетом соблюдения всех необходимых сроков проведения конкурсных процедур на формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот с момента начала процедуры до передачи жилых помещений в Министерство требуется 5 месяцев (копия письма Минстроя УР от -Дата- ). Изложенные доводы и обстоятельства свидетельствуют о наличии объективных причин в неисполнении решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок и отсутствии виновного противоправного бездействия должника - Министерства. Действия Министерства не свидетельствуют о намерении уклониться от исполнения обязательств, а просрочка исполнения исполнительного документа вызвана объективными обстоятельствами, не зависящими от воли Министерства, в действиях Министерства не усматривается умысла, направленного на уклонение от исполнения обязательства, на сокрытие имущества и воспрепятствование действиям судебного пристава-исполнителя.

    Исполнение решения суда о предоставлении в пользование ФИО1 жилого благоустроенного помещения по договору найма специализированного жилого помещения обусловлено соблюдением установленного нормативными правовыми актами порядка, и Министерство не имело возможности исполнить решение суда в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок в связи с обстоятельствами, не зависящими от eго воли, при отсутствии у Министерства жилых помещений на территории г. Ижевска, закрепленных за Министерством на праве оперативного управления и включенных в состав специализированного жилищного фонда, Министерство не могло осуществить передачу жилого помещения взыскателю.

    Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа.

     На основании изложенного, руководствуясь ст. 112 Закона No 229-Ф3, ст. 401 ГК РФ, ст. 125,126, 363 КАС РФ, просит освободить Министерство от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МРО по ОИП УФССП России по Удмуртской Республике от -Дата- в рамках исполнительного производства от -Дата- .

    Представитель административного истца Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики, представитель административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике, административный ответчик судебный пристав-исполнитель МРО по ОИП УФССП России по УР Князев А.А., извещенные о дне и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

    Изучив материалы дела, исследовав доказательства по делу, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.

    Как установлено судом и следует из материалов дела, на исполнении судебного пристава-исполнителя МРО по ОИП УФССП России по УР Князева А.А. находится исполнительное производство от -Дата-, возбужденное на основании исполнительного листа от -Дата-, выданного Индустриальным районным судом г. Ижевска УР по делу . Предметом исполнения является возложение на Министерство социальной политики и труда УР обязанности предоставить в пользование ФИО1 безвозмездно однократно по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям г. Ижевска УР, жилое помещение не менее 18 кв.м. и не более 36 кв.м.

    В связи с неисполнением требований исполнительного документа в пятидневный срок, установленный для добровольного исполнения, постановлением судебного пристава-исполнителя МРО по ОИП УФССП России по УР Князева А.А. от -Дата- с Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб.

    В целях исполнения судебного решения Министерство социальной политики и труда обращалось в Министерство финансов УР (копия письма от -Дата- прилагается, от -Дата-) с просьбой рассмотреть возможность выделения дополнительных бюджетных средств.

    Из ответа Министерства финансов УР от -Дата- усматривается, что дополнительных денежных средств не выделено.

    Административным истом представлены в материалы дела копии приказов о предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда УР детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за 2020, 2021 год, а также распоряжения о согласовании передачи имущества от Министерства строительства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР Министерству социальной политики и труда УР за 2020, 2021 год, список формирования спецжилфонда 2020, 2021 (государственные контракты 2020, 2021 года).

    Удовлетворяя административное исковое заявление, суд исходил из следующего.

Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 2.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Статьей 112 Закона об исполнительном производстве определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и 10000 рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 рублей, с должника-организации - 50000 рублей (часть 3).

В силу части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в его Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

В силу положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 75 постановления от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснил, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы. Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

При этом, в пункте 78 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 разъяснено, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникшей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Таким образом, по смыслу приведенных правовых норм, правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, Пленума Верховного Суда Российской Федерации освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

    Исполнение судебных решений о предоставлении жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения для лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

    На основании представленных административным истцом документов суд приходит к выводу о том, что имеются достаточные доказательства, свидетельствующие о совершении административным истцом после получения постановления о возбуждении исполнительного производства и до вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора действий, направленных на исполнение требований исполнительного документа.

Исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, Министерство социальной политики и труда УР ограничено как бюджетным финансированием, так и установленной административной процедурой.

    Учитывая, что на момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора административный истец не располагал жилыми помещениями в необходимом количестве для обеспечения детей-сирот, виновного бездействия по неисполнению требований исполнительного документа истцом не допущено.

    Удовлетворяя требования административного истца, суд исходит из того, что административным истцом предприняты меры к исполнению решения суда, однако его исполнение в пятидневный срок невозможно в связи с отсутствием необходимого количества жилых помещений в целях предоставления их детям-сиротам, нуждающимся в предоставлении жилья. Исходя из представленных истцом сведений, Министерство социальной политики и труда УР не располагало жилыми помещениями для обеспечения детей-сирот на дату вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора -Дата-.

С учетом изложенного, суд отмечает, что у административного истца имелись объективные обстоятельства, препятствующие исполнению исполнительного документа в пятидневный срок, поскольку иными организационно-правовыми механизмами исполнения решения суда, кроме передачи истцу жилых помещений, сформированных Министерством строительства УР, истец не располагает.

    В связи с этим, суд приходит к выводу об отсутствии данных о наличии вины Министерства социальной политики и труда УР в несвоевременном исполнении требований исполнительного документа.

    При таких обстоятельствах административное исковое заявление Министерства социальной политики и труда УР об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежит удовлетворению.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

    Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике, судебному приставу-исполнителю МРО по ОИП УФССП России по УР Князеву А.А. об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.

Освободить от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МРО по ОИП УФССП России по УР от -Дата- в рамках исполнительного производства от -Дата- .

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.

Мотивированное решение изготовлено в совещательной комнате.

        Судья                                                                                   Е.А. Фролычева

2а-3548/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Минсоцполитики УР
Ответчики
УФССП по УР
судебный пристав-исполнитель МРО по ОИП УФССП по УР Князев АА
Суд
Индустриальный районный суд г. Ижевск Удмуртской Республики
Судья
Фролычева Елена Александровна
Дело на странице суда
industrialnyy.udm.sudrf.ru
30.06.2021Регистрация административного искового заявления
01.07.2021Передача материалов судье
01.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
01.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.07.2021Судебное заседание
22.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее