Дело № 2-2027/2023
УИД 42RS0011-01-2023-002320-57
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Чеплыгиной Е.И.,
при секретаре Филимоновой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ленинске-Кузнецком
«28» сентября 2023 года
гражданское дело по иску Игнатова С. В. к администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Игнатов С.В. обратился в суд с вышеуказанным иском к администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа, мотивируя свои требования тем, что он является <данные изъяты>; истец с <дата>г. зарегистрирован и проживает в квартире общей площадью 57,4 кв.м., в том числе жилой – 42,1 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей его родителям В. и Е. по ? доли каждому; иного жилого помещения он не имеет; истец страдает тяжелой формой хронического заболевания при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно; истец <дата>г. обратился к ответчику с заявлением о принятии на учет граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на основании п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ; постановлением администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа от <дата>г. <номер> истцу было отказано в принятии на учет на основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ, с чем истец не согласен, считает, что должен быть поставлен на учет в качестве нуждающегося на основании п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ и обеспечен жилым помещением, предоставляемом по договору социального найма во внеочередном порядке так в связи с тем, что страдает тяжелой формой хронического заболевания. Просит обязать администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа поставить Игнатова С.В., <дата> года рождения, с составом семьи 1 человек на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма на основании п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ.
Истец Игнатов С.В., а также его представитель Симонов П.А., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в свое отсутствие, исковые требования поддерживают в полном объеме, заявление истца и его представителя приобщены к материалам дела (л.д. 24,25).
Представитель ответчика администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа Куликова Ю.С., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представила возражения, из которых следует, что исковые требования не признает, так как истец в установленном законом порядке малоимущим не признан.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 ЖК РФ.
Согласно п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, часть 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (статья 17).
Согласно статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 г., и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Судом установлено, что истец Игнатов С.В. является <данные изъяты>.
Игнатов С.В. зарегистрирован по месту жительства и проживает в жилом помещении общей площадью 57,4 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности Е., В.
Игнатов С.В. в собственности жилых помещений не имеет.
<дата>г. Игнатов С.В. обратился в администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, так как страдает хронической формой заболевания при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
Игнатов С.В. малоимущим не признан, что подтверждается материалами по заявлению Игнатова С.В., представленными ответчиком (л.д. 60-88).
Постановлением администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа от <дата>г. <номер> Игнатову С.В. было отказано в принятии на учет на основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ (л.д. 10, 30-59).
Суд считает, что стороной истца в нарушение положений ст.56 ГПК РФ, не представлено достаточных доказательств в обоснование заявленных требований.
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и федеральный закон не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то право истца на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, то есть в случае признания малоимущим, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При этом в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если, в частности, представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Как выше указано судом, согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Данная норма отсылает к нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, который, в свою очередь, предполагает предоставление жилого помещения, а соответственно, принятие на учет в целях такого предоставления только лицам, которые в установленном порядке признаны малоимущими.
Как установлено судом и доказательств обратного суду не представлено, Игнатов С.В. малоимущим не признан.
При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями ст. ст. 49, 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, принимая во внимание, что истцом в администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа не представлены документы, подтверждающие признание его малоимущим, суд считает, что отсутствуют какие-либо правовые основания для удовлетворения требований истца о возложении на администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа обязанности по постановке Игнатова С.В. на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, поскольку для реализации права на постановку на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на основании статей 51, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимо быть признанным малоимущим в соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать Игнатову С. В., <данные изъяты>, в удовлетворении требований об обязании администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа, ИНН 4236002912, поставить на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Ленинск-Кузнецкий городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья: подпись.
Мотивированное решение изготовлено 05 октября 2023г.
Подлинник документа находится в гражданском деле № 2-2027/2023 Ленинск-Кузнецкого городского суда г. Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области.