Дело № 12-73/2022
УИД № 22RS0020-01-2022-000232-23
РЕШЕНИЕ
28 сентября 2022 года с. Залесово,
ул. Партизанская, д.13
Судья Залесовского районного суда Алтайского края Бережнов Р.С., рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Залесовского района Алтайского края Григорьева С.А. на постановление заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю Кочеткова А.В. № от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу в отношении и.о. главы администрации Залесовского сельсовета Залесовского района Алтайского края Улицкой С.С.,
установил:
постановлением прокурора Залесовского района Алтайского края советника юстиции Григорьева С.А. от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении и.о. главы администрации Залесовского сельсовета Залесовского района Улицкой С.С.
Согласно данному постановлению прокуратурой Залесовского района проведена проверка соблюдения законности при расходовании бюджетных средств в администрации сельсовета Залесовского района. По результатам проверки установлено, что и.о. главой Залесовского сельсовета Залесовского района Улицкой С.С. заключены договоры подряда с индивидуальным предпринимателем ФИО1 на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а именно:
- ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> администрацией Залесовского сельсовета Залесовского района в лице и.о. главы администрации сельсовета Улицкой С.С. (далее – заказчик) с ИП ФИО1 (адрес местонахождения: <адрес>,) (далее – подрядчик) в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 названного выше Федерального закона заключен договор подряда на выполнение работ по благоустройству парка им. Марковского по <адрес> на сумму 596000 рублей. В соответствии с пунктом 1.2 договора № подрядчик обязуется выполнить работы согласно смете. Согласно локальной смете №, работы по благоустройству парка им. Марковского, заключались в разработке грунта с перемещением, засыпке траншей, устройство основания под фундаменты и т.д.;
- ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> администрацией Залесовского сельсовета Залесовского района в лице и.о. главы администрации сельсовета Улицкой С.С. (далее – заказчик) с ИП ФИО1 (адрес местонахождения: <адрес>,) (далее – подрядчик) в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 названного выше Федерального закона заключен договор подряда на выполнение работ по благоустройству парка им. Марковского по адресу: <адрес> на сумму 550000 рублей. В соответствии с пунктом 1.2 договора № подрядчик обязуется выполнить работы согласно смете. Согласно локальной смете №, работы по благоустройству парка им. Марковского, заключались в подготовке почвы для устройства газона, посев луговых газонов, устройство подстилающих слоев оснований и. т.д.;
- ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> администрацией Залесовского сельсовета Залесовского района в лице и.о. главы администрации сельсовета Улицкой С.С. (далее – заказчик) с ИП ФИО1 (адрес местонахождения: <адрес> (далее – подрядчик) в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 названного выше Федерального закона заключен договор подряда на выполнение работ по благоустройству парка им. Марковского по адресу: <адрес> на сумму 570000 рублей. В соответствии с пунктом 1.2 договора № подрядчик обязуется выполнить работы согласно смете. Согласно локальной смете №, работы по благоустройству парка им. Марковского, заключались в устройстве подстилающих слоев оснований, устройстве бетонных плитных тротуаров и т.д.;
- ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> администрацией Залесовского сельсовета Залесовского района в лице и.о. главы администрации сельсовета Улицкой С.С. (далее – заказчик) с ИП ФИО1 (адрес местонахождения: <адрес> (далее – подрядчик) в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 названного выше Федерального закона заключен договор подряда на выполнение работ по благоустройству парка им. Марковского по адресу: <адрес> на сумму 577000 рублей. В соответствии с пунктом 1.2 договора № подрядчик обязуется выполнить работы согласно смете. Согласно локальной смете №, работы по благоустройству парка им. Марковского, заключались в устройстве подстилающих слоев оснований, устройстве бетонных плитных тротуаров, устройстве бортовых камней бетонных и т.д.;
- ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> администрацией Залесовского сельсовета Залесовского района в лице и.о. главы администрации сельсовета Улицкой С.С. (далее – заказчик) с ИП ФИО1 (адрес местонахождения: <адрес> (далее – подрядчик) в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 названного выше Федерального закона заключен договор подряда на выполнение работ по благоустройству парка им. Марковского по адресу: <адрес> на сумму 586000 рублей. В соответствии с пунктом 1.2 договора № подрядчик обязуется выполнить работы согласно смете. Согласно локальной смете №, работы по благоустройству парка им. Марковского, заключались в устройстве бортовых камней бетонных, разработка грунта вручную, установка столов, шкафов и т.д.;
- ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> администрацией Залесовского сельсовета Залесовского района в лице и.о. главы администрации сельсовета Улицкой С.С. (далее – заказчик) с ИП ФИО1 (адрес местонахождения: <адрес>,) (далее – подрядчик) в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 названного выше Федерального закона заключен договор подряда на выполнение работ по благоустройству парка им. Марковского по адресу: <адрес> на сумму 564030 рублей. В соответствии с пунктом 1.2 договора № подрядчик обязуется выполнить работы согласно смете. Согласно локальной смете №, работы по благоустройству парка им. Марковского, заключались в установке металлических столбов, заграждений, забора и т.д.;
- ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> администрацией Залесовского сельсовета Залесовского района в лице и.о. главы администрации сельсовета Улицкой С.С. (далее – заказчик) с ИП ФИО1 (адрес местонахождения: <адрес> (далее – подрядчик) в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 названного выше Федерального закона заключен договор подряда на выполнение работ по благоустройству парка им. Марковского по адресу: <адрес> на сумму 564030 рублей. В соответствии с пунктом 1.2 договора № подрядчик обязуется выполнить работы согласно смете. Согласно локальной смете №, работы по благоустройству парка им. Марковского, заключались в установке металлических столбов, светильников и т.д.;
- ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> администрацией Залесовского сельсовета Залесовского района в лице и.о. главы администрации сельсовета Улицкой С.С. (далее – заказчик) с ИП ФИО1 (адрес местонахождения: <адрес> (далее – подрядчик) в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 названного выше Федерального закона заключен договор подряда на выполнение работ по благоустройству парка им. Марковского по адресу: <адрес> на сумму 340500 рублей 25 копеек. В соответствии с пунктом 1.2 договора № подрядчик обязуется выполнить работы согласно смете. Согласно локальной смете №, работы по благоустройству парка им. Марковского, заключались в засыпке вручную траншей, установке металлических столбов и т.д.;
Пункт 5 статьи 93 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» указан Улицкой С.С. в указанных договорах ошибочно.
Фактически муниципальные контракты образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную восемью самостоятельными договорами для формального соблюдения положений пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с целью уйти от соблюдения процедур, предусмотренных Федеральным законом, прикрытия сделок на выполнение работ по благоустройству парка им. Марковского по адресу: <адрес> для муниципальных нужд на общую сумму 4300000 рубля 00 копеек. Указанное свидетельствует о намеренном уклонении заказчика от осуществления закупки на выполнение работ по текущему благоустройству парка конкурентным способом, что является нарушением пункта 4 части 1 статьи 93, части 5 статьи 24, части 2 статьи 8 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Действия и.о. главы администрации Залесовского сельсовета Залесовского района Улицкой С.С. квалифицированы прокурором по части 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю – начальника отдела контроля закупок Кочеткова А.В. от ДД.ММ.ГГГГ № производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении и.о. главы администрации Залесовского сельсовета Залесовского района Улицкой С.С. прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Прокурором Залесовского района Алтайского края на постановление должностного лица принесен протест, в котором поставлен вопрос об отмене постановления. В обоснование указано, что обстоятельства, изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, свидетельствуют о нарушении требований пункта 4 части 1 статьи 93, частей 1 и 5 статьи 24 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», так как при выборе способа определения подрядчика совершены действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выслушав прокурора Вальтер М.А., полагавшую протест подлежащим удовлетворению, Улицкую С.С. возражавшую против его удовлетворения, проанализировав доводы протеста, прихожу к выводу о наличии оснований для отмены постановления должностного лица по следующим основаниям.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.
В статье 8 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» закреплено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно частям 1 и 5 статьи 24 названного Федерального закона заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) перечислены в статье 93 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Согласно пункту 4 части 1 названной статьи 93 (в редакции, действовавшей на момент заключения договоров) закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.
Таким образом, действующим законодательством о контрактной системе установлен запрет на совершение заказчиками любых действий, которые приводят к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению и сокращению числа участников закупок.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ администрацией Залесовского сельсовета Залесовского района в лице главы Улицкой С.С. заключены муниципальные контракты договоры подряда № № с индивидуальным предпринимателем ФИО1 на выполнение работ по благоустройству парка им. Марковского по адресу: <адрес>, которые заключались в разработке грунта с перемещением, засыпке траншей, устройстве основания под фундаменты, подготовке почвы для устройства газона, посеве луговых газонов, устройстве подстилающих слоев оснований, устройстве подстилающих слоев оснований, устройстве бетонных плитных тротуаров, установке металлических столбов, светильников, устройстве бетонных плитных тротуаров, устройстве бортовых камней бетонных, устройстве бортовых камней бетонных, разработке грунта вручную, установке столов, шкафов, установке металлических столбов, заграждений, забора и т.д., на общую сумму 4 300 000 руб. Срок выполнения работ установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
При прекращении производства по делу должностным лицом антимонопольного органа было учтено, что согласно письму ФАС России от 14 ноября 2019 года № ИА/100041/19 само по себе неоднократное приобретение одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с соблюдением требований, установленных пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, не является нарушением требований Закона о контрактной системе.
Между тем, как верно указано прокурором в протесте, должностным лицом надлежащая правовая оценка действиям и.о. главы сельсовета Улицкой С.С. не дана, содержание заключенных муниципальных контрактов не проанализировано. В то время как контракты заключены в один и тот же день (ДД.ММ.ГГГГ), с единым сроком исполнения (по ДД.ММ.ГГГГ включительно), предметом договоров являлись идентичные работы – разработка грунта, засыпка траншей, устройство основания под фундаменты, подготовка почвы, посев луговых газонов, устройство подстилающих слоев оснований, устройство бетонных плитных тротуаров, установка металлических столбов, светильников, устройство бетонных плитных тротуаров, устройстве бортовых камней бетонных, устройство бортовых камней бетонных, разработка грунта вручную, установка столов, шкафов, установка металлических столбов, заграждений, забора, направлены на достижение единой хозяйственной цели – благоустройство парка им. Марковского по адресу: <адрес> приобретателем является одно лицо, имеющее единый интерес.
Приведенные выше обстоятельства должностным лицом административного органа при рассмотрении данного дела учтены не были и должной оценки не получили.
Таким образом, оснований не согласиться с довода прокурора района о существенном нарушении должностным лицом процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении не имеется.
Срок давности привлечения и.о. главы администрации Залесовского сельсовета Залесовского района Улицкой С.С. к административной ответственности за совершение административного правонарушения в области законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с положениями части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет один год и, как следует из материалов дела, на момент рассмотрения протеста судьёй не истек.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица подлежит отмене, а дело об административном правонарушении возвращению на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю Кочеткова А.В. от ДД.ММ.ГГГГ № о прекращении производства по делу в отношении и.о. главы администрации Залесовского сельсовета Залесовского района Алтайского края Улицкой С.С. отменить, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении в её отношении вернуть должностному лицу на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Залесовский районный суд Алтайского края в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Р.С. Бережнов